На кого могут опираться иранские консерваторы?

Высшее государственное и военное руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) крайне озабочено складывающейся ситуацией в регионе Персидского залива и угрозами со стороны Соединенных Штатов Америки в отношении Ирана. В этой сложной обстановке Тегеран предпринимает ряд шагов по снижению вероятной угрозы Вашингтона, и в этом он рассчитывает на поддержку как внешних, так и внутренних сил.

По мнению иранских лидеров, достойный отпор американскому агрессору может дать только то государство, которое имеет хорошо подготовленные и оснащенные новейшим вооружением и военной техникой (ВВТ) вооруженные силы (ВС), справедливую и понятную всем идеологию и религию, верящий в исламские духовные идеалы и истины народ. Это — исламский Иран.

Исходя из данных посылок, руководство Ирана определило для себя три задачи, решение которых в кратчайшие сроки позволит противостоять агрессивным планам США и их союзникам:

Подготовка ВС к войне, что, естественно, подразумевает идеолого-пропагандистскую обработку личного состава вооруженных сил Ирана, принятие на вооружение современных систем оружия и соответствующую складывающейся обстановке оперативную подготовку штабов всех степеней и боевую подготовку частей и соединений.

Подготовка иранского народа к вооруженному противостоянию с более сильным противником в условиях возможной полной изоляции от внешнего мира, а также вероятного применения американцами по объектам на территории Ирана оружия массового поражения, включая и ядерное.

Подготовка экономики страны (государственного и частного секторов) к функционированию в условиях военного времени (по примеру периода ирано-иракской войны 1980-1988 гг.).

По мнению автора, большинство из указанных задач в той или иной степени раскрыты на страницах аналитических выпусков Института изучения Израиля и Ближнего Востока. В настоящей статье предполагается уместным остановиться на тех компонентах вооруженных сил Исламской Республики Иран, которые достаточно реально могут оказать всестороннюю поддержку существующей власти в Тегеране.

Вооруженные силы Ирана имеют особую, не сравнимую с ВС других стран структуру: в своем составе они имею три компонента, каждый из которых имеет необходимые атрибуты ВС, то есть виды вооруженных сил. Итак, компонентами ВС ИРИ являются Армия, Корпус стражей исламской революции (КСИР) и Силы охраны правопорядка (СОП). Наиболее же подготовленными к защите страны в религиозно-идеологическом отношении являются КСИР и СОП, о которых и пойдет речь ниже.

Корпус стражей исламской революции (сепах), или КСИР является одной из составляющих компонент вооруженных сил Исламской Республики Иран (ИРИ). В некоторых зарубежных источниках Корпус сравнивают с национальной гвардией США или внутренними войсками России. Однако КСИР представляет собой хорошо вооруженную, подготовленную и идеологически обработанную часть вооруженных сил ИРИ.

Согласно статье 150 Конституции Исламской Республики Иран, «Корпус стражей исламской революции, созданный в первые дни победы этой революции, сохраняется для осуществления своей роли по охране революции и ее достижений. Функции и сфера ответственности КСИР в рамках других компонентов вооруженных сил ИРИ определяется законом с особым акцентом на их братское сотрудничество и взаимодействие».

Законом о КСИР, принятым в мае 1982 г., предусматривается, что «…целью (КСИР) является защита исламской революции Ирана, ее завоеваний, священная война на пути Божьем (джихад), распространение господства закона божьего в мире в соответствии с законами Исламской Республики Иран и всемерное укрепление оборонной основы Исламской Республики посредством взаимодействия с другими вооруженными формированиями, военного обучения народных масс и руководства народными массами».

КСИР был создан в мае 1979 г. по личному указанию имама Хомейни. Исламское военное и государственное руководство Ирана в вопросах обеспечения национальной безопасности от внутренних и внешних угроз не могло полностью положиться на регулярную армию, в которой, несмотря на замену высшего командного состава и проведение массовых чисток в низовых звеньях, оставались сильные прошахские настроения. Поэтому в военном строительстве ИРИ послереволюционного периода главный упор делался на создание альтернативных вооруженных формирований милицейского типа, преданных идеям хомейнизма — панисламского неошиизма аятоллы Хомейни — своего рода гвардейским частям нового режима.

Вскоре КСИР стал широко применяться для наведения порядка внутри страны как важнейший элемент сил безопасности исламского руководства.

Высшим государственным и военным руководством Ирана на КСИР возложены задачи армейской, жандармско-полицейской и религиозно-исламской специфики, а именно:

— обеспечение внутренней безопасности исламского режима в Иране путем борьбы с оппозицией, пресечения антиправительственных выступлений населения;

— осуществления контроля за деятельностью политических, общественных, и неправительственных организаций, частных компаний и фирм;

— отражение совместно с Армией внешней агрессии;

— ведение внешней разведки и контрразведки;

— предотвращение проникновения в страну “западной идеологии и культуры”;

— подготовка и руководство Силами сопротивления «Басидж»;

— контроль за строгим соблюдением всеми гражданами исламских норм жизни и морали;

— претворение в жизнь концепции «экспорта исламской революции»;

— борьба с наркобизнесом и бандитизмом;

— участие в охране государственной границы;

— участие в осуществлении крупномасштабных государственных проектов в рамках строительства и развития экономики.

В своем составе КСИР имеет сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы, Силы сопротивления “Басидж” (ССБ) и Силы специального назначения “Кодс” (ССНК).

В последнее время мы стали свидетелями обострения внутриполитической обстановки в Иране, и в связи с этим можно прийти к выводу, что рост активности различных сил, выступающих за реформы, уже начал приводить к ужесточению политики институтов, на которые опираются клерикалы. Все большую роль играет Корпус стражей исламской революции, который всегда был наиболее верной опорой режима. Реальному усилению КСИР и других спецслужб способствуют распространяемые спекуляции о том, что, надежно защищая режим, они спасают Иран от хаоса.

После инициированной президентом страны М. Хатами смены руководства спецслужб (он потребовал убрать наиболее одиозные фигуры) политика корпуса не претерпела изменений. При этом КСИР сохраняется, прежде всего, как орудие в руках аятоллы Хаменеи, а не режима в целом. Руководители КСИР подчиняются непосредственно ему. Хаменеи назначает на должности, от него зависит объем финансирования. По мнению некоторых зарубежных аналитиков, от КСИР в этом отношении отличается Армия, которая в случае резкого обострения ситуации, судя по всему, не будет вмешиваться в события на стороне клерикалов. В отличие от КСИР она нацелена на отражение внешней, а не внутренней угрозы.

Значительное место в работе по противодействию реформаторам отводится главной спецслужбе ИРИ — Министерству информации и безопасности, которое с помощью многочисленного агентурного аппарата и подконтрольных СМИ реализует планы по расколу студенческого движения, преследованию и компрометации либеральных деятелей. В целом спецслужбы, включая отряды народного ополчения «Басидж», однозначно демонстрируют поддержку консервативно настроенных сил. Активную роль в подавлении инакомыслия играет и судебная власть.

Клерикалы эффективно используют в борьбе с реформаторами Наблюдательный совет, который осуществляет отсев кандидатов в депутаты на парламентских выборах под предлогом нелояльности последних исламскому строю. Нынешняя конституция позволяет Наблюдательному Совету Ирана (НС) «фильтровать» постановления парламента, что дает возможность консерваторам блокировать либеральные законопроекты. Правительство практически не имеет рычагов влияния на организации, подчиненные консерваторам. Когда меджлис одобрил предложенный правительством проект, согласно которому в бюджет на 2002-2003 (иранский) финансовый год в качестве подотчетных объектов организаций должны были быть включены КСИР и исламские фонды, НС его заблокировал. Отклонил его и Совет целесообразности принятых решений, заявив, что эти вопросы остаются прерогативой Хаменеи.

Все эти моменты серьезным образом сказываются на формировании соединений и частей Корпуса и, в большей степени, комплектование офицерским, унтер-офицерским и сержантским составом Корпуса.

Для кадрового состава КСИР (а также Сил охраны правопорядка и Сил сопротивления «Басидж» (ССБ) предусмотрены следующие условия при приеме на действительную военную службу:

— приверженность исламу;

— наличие гражданства ИРИ;

— преданность идеалам исламской революции и государственному строю Ирана;

— отсутствие судимостей за преступления, связанные с посягательством на государственный строй ИРИ и ценности исламской революции;

— отсутствие судимостей за преступления, наказание за которые предусматривают лишение права занимать государственные должности;

— отсутствие в прошлом связей с запрещенными или антирелигиозными политическими партиями и движениями;

— отсутствие членства в запрещенных политических партиях или движениях;

— наличие образования (для технических специалистов), достаточного для прохождения службы в ВС;

— соответствие возрастным требованиям;

— отсутствие наркотической зависимости и устойчивое моральное состояние;

— соответствие требованиям, предъявляемым к физическому здоровью и умственному развитию.

Силы охраны правопорядка (СОП) в мирное время в административном отношении находятся в подчинении министерства внутренних дел ИРИ, а в оперативном отношении (охрана государственной границы, ведение разведки, оперативная и боевая подготовка, подготовка кадров и т.п.) — подчиняются начальнику Генерального штаба. В военное время СОП входят непосредственно в состав ВС ИРИ и является наряду с ССБ одним из резервных компонентов вооруженных сил.

В соответствии с законом ИРИ о вооруженных силах, Силы охраны правопорядка, являющиеся их составной частью, предназначены для выполнения следующих задач:

— борьба с наркобизнесом и контрабандой;

— борьба с антиобщественными явлениями;

— расследование уголовных, религиозных и политических преступлений;

— поиск и задержание преступников и обеспечение их содержания под стражей в местах лишения свободы;

— осуществление контроля границ страны, защита интересов государства в морской экономической зоне;

— обеспечение визового режима на пограничных постах и переходах, контроль за въездом и выездом из страны граждан Ирана и иностранцев, а также пребывание последних на территории Ирана;

— разработка правил дорожного движения, контроль за их соблюдением;

— обеспечение призыва молодежи в ряды вооруженных сил Ирана;

— сотрудничество с Интерполом;

— обеспечение охраны государственных объектов и высших должностных лиц.

Общее руководство СОП осуществляет верховный главнокомандующий ВС ИРИ через своего заместителя по СОП — министра внутренних дел, а непосредственное — командующий СОП.

Территориально СОП разделены на зоны, соответствующие административному делению страны на останы, а также создана отдельная зона в г. Тегеран. Во главе каждой из них стоит командир, назначаемый министром внутренних дел. Он непосредственно подчиняется командующему СОП и взаимодействует с заместителем губернатора провинции по политическим вопросам и безопасности, который отвечает за координацию деятельности между дислоцированными в остане подразделениями СОП, КСИР, министерства информации (безопасности) и Армии.

Силы сопротивления «Басидж» (народное ополчение) или ССБ.

«Басидж» появился двадцать лет назад, на заре исламской революции. Первое испытание огнем они прошли в войне с Ираком. В тот год была осуществлена первая попытка реализации военно-стратегической концепции строительства национальных вооруженных сил, разработанной имамом Хомейни в эмиграции, создание 20-миллионной народной армии, т.е. каждый третий иранец должен был овладеть «навыками вооруженной защиты страны и исламского республиканского строя». Каждый член «Басидж» полгода должен был пробыть на передовой. Отчаянная храбрость солдат «Басидж», их внутренняя независимость побудили лидеров Ирана задуматься о формах их организации. Примерно каждого четвертого из оставшихся в живых объединили в так называемые силы сопротивления «Басидж», которые стали одним из видов вооруженных сил страны в подчинении Корпуса стражей исламской революции.

Тегеран, все более озабоченный американской экспансией на Ближнем Востоке, а также агрессией Израиля против Сирии, надеется, что его Силы сопротивления сделают невозможным присутствие врагов на иранской земле.

В конце июля с.г. в Тегеране прошло первое всеиранское совещание командного состава ССБ. На его открытии присутствовал командующий КСИР дивизионный генерал Сейед Яхья Рахим Сафави. На первый взгляд, это может показаться рядовым, ни чем не примечательным событием. Однако те, кто знает, кто такие члены «Басидж», скажет, что это далеко не так.

Авторитет военнослужащих «Басидж» в Иране непререкаем. Если официальный Тегеран решился на проведение такого форума, следовательно, лидеры страны не исключает возможности повторения иракских событий теперь применительно и к Ирану. Об этом недвусмысленно заявил на открытии совещания и командующий КСИР.

Как сообщают иранские газеты со ссылками на генерала Сафави, «Америка под предлогом борьбы с терроризмом, ликвидации оружия массового поражения и укрепления демократии и свободы осуществила нападение на Афганистан и Ирак и оккупировала эти страны, что привело к гибели ни в чем неповинных людей». По мнению Сафави американцы стремятся к установлению новой диктатуры.

Командующий КСИР считает, что, создавая свою новую империю, Америка обратила свои взоры на Ближний и Средний Восток. Он убежден, что она прицелилась в самое сердце исламского мира. Американцы намереваются использовать энергетические ресурсы региона и перекроить его географическую карту.

В связи с этим Сафави заявил, что: «Оборону своих рубежей» Иран «превратит в оборону территории». По мысли командующего КСИР это означает, что «иранский народ не позволит врагам находиться ни в одной точке национальной территории». Официальный Тегеран большие надежды возлагает на Силы сопротивления Басиджей (ССБ), которые по замыслам руководства КСИР и иранского Генштаба «своими активными повсеместными действиями должны сделать невозможным присутствие врагов на иранской земле».

По оценкам специалистов, в целом ССБ — это хорошо организованная, уходящая глубоко внутрь иранского общества военно-идеологическая организация. Всеиранское совещание командного состава Сил сопротивления «Басидж» — это своего рода сигнал Соединенным Штатам Америки о том, что в иранский народ готов с оружием в руках противостоять агрессорам. Не случайно генерал Сафави отметил в своем выступлении, что «солдаты «Басидж» — это воплощение разума и мудрости, проявление мужества и любви». По словам командующего КСИР, «они — пример служения обществу и иранскому народу, готовности защищать само существование Ислама».

С мобилизационной точки зрения, как уже говорилось выше, Силы сопротивления «Басидж» являются наиболее многочисленным резервным компонентом. Они включают обученный контингент лиц (так называемые, обыкновенный, действующий и специальный «Басидж»), отслуживших срочную службу в регулярных войсках и состоявших в резерве первой очереди КСИР (в течение восьми лет) и предназначены лишь для формирования новых и укомплектования существующих пехотных соединений и частей СВ КСИР, понесших потери в ходе боевых действий. Кроме того, формирования действующих Сил сопротивления «Басидж» в мирное время используются для поддержания общественного порядка, обеспечения нормального функционирования правительственных учреждений, ликвидации последствий стихийных бедствий и решения других задач (например, при проведении операций по борьбе с наркобизнесом и незаконными вооруженными формированиями в пределах районов постоянной дислокации). Программой пятилетнего плана предусматривается использование ССБ в качестве основного компонента Штаба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

На Силы сопротивления «Басидж» возложены следующие задачи:

— содействовать в обеспечении внутренней безопасности в стране;

— готовить резерв из числа приписного состава на чрезвычайный период и в ходе военных действий;

— осуществлять охрану государственных учреждений;

— проводить идеологическую обработку населения.

Формирования ССБ постоянно привлекаются к проведению мероприятий оперативной и боевой подготовки (ОБП) ВС ИРИ, принимают участие в операциях, проводимых ВС Ирана в районах действия незаконных вооруженных формирований. Резервисты второй очереди также участвуют в регулярной боевой подготовке частей и подразделений КСИР.

ССБ подразделяются на три вида по категориям, входящих в них военнослужащих и резервистов:

— обыкновенный «Басидж» — граждане, верные конституции страны и преданные целям исламской революции, которые после прохождения общей военной подготовки записаны в ряды “Исламской армии 20 миллионов”;

— действующий «Басидж» — добровольцы из числа обыкновенного «Басидж», которые удовлетворяют необходимым условиям и успешно прошли обучение на специальных курсах военной подготовки. Данная категория периодически принимает участие в решении отдельных задач, стоящих перед подразделениями КСИР;

— специальный «Басидж» — личный состав, соответствующий всем требованиям, предъявляемым к военнослужащим, прошедший все этапы военной подготовки и готовый в случае необходимости вступить в регулярные подразделения КСИР.

ССБ по типу относятся к милицейским войскам, которые дислоцируются компактно в пределах всех останов (провинций). В мирное время части и подразделения действующих ССБ подчинены командирам соединений КСИР, дислоцированных в данном районе. При объявлении мобилизации или чрезвычайного положения формирования ССБ передаются в полное распоряжение оперативных командований сухопутных войск КСИР.

В боевом составе действующих и специальных Сил сопротивления «Басидж» насчитывается более 900 батальонов, из них свыше 600 мужских и около 300 женских.

В целях экономической поддержки ССБ и согласно военно-стратегической концепции «опоры на собственные силы» в Иране введен скрытый налог: один процент от доходов ведущих государственных и частных компаний расходуется на нужды ССБ. Кроме того, территориальные и муниципальные власти за счет изыскания средств из местных бюджетов должны освободить от налога на недвижимость здания и объекты, закрепленные за ССБ.

Основная масса личного состава подразделений ССБ занята работой в гражданском секторе. Поэтому, чтобы заинтересовать людей в службе в ССБ, правительство страны в структуре ССБ создало экономическое отделение, через которое лица, проходящие службу в подобных подразделениях, пользуются льготами материального характера.

Структурно ССБ состоят из региональных командований или зон, которые по своим зонам ответственности совмещены с территориальными командованиями КСИР. В их состав входят:

— районы (в крупных городах и шахристанах);

— центры (лагеря);

— базы (в крупных населенных пунктах и бахшах);

— подразделения (ячейки) ССБ в населенных пунктах сельской местности;

— посты.

Управление всеми подразделениями ССБ осуществляет командующий ССБ через Центральный штаб.

Центральный штаб является основным органом управления частями и подразделениями ССБ и координации их деятельности с руководством КСИР и местными органами власти.

По данным зарубежной печати, в настоящее время численность обыкновенных ССБ оценивается в 7-8 млн. человек, действующих «Басидж» — 135 тыс. человек.

Третьим пятилетним планом (до 2004 г.) предусмотрено обучить через систему ССБ до 10 млн. человек.

В состав общего резерва включены части и подразделения Сил охраны правопорядка министерства внутренних дел, которые в мирное время подчинены Генеральному штабу лишь в оперативном отношении (организация и проведение ОБП, ведение всех видов разведки, охрана государственных границ и морского побережья, борьба с незаконными вооруженными формированиями и пр.). В военное время они переходят в полное его подчинение. В составе СОП имеется 28 территориальных зон (до двадцати районов СОП в каждом).

Басиджи сегодня — это хорошо организованная, уходящая глубоко внутрь иранского общества военно-идеологическая организация.

41.32MB | MySQL:92 | 1,007sec