А нам все равно? Результаты опроса общественного мнения в Израиле.

В ходе опроса, результаты которого были опубликованы Центральным Бюро Статистики в начале месяца, выяснилось, что израильтяне, несмотря на непрекращающиеся террористические акты, неудачи переговорного процесса, сложное экономическое и внутриполитическое положение в стране, вполне довольны своей жизнью. Альтернативный опрос, проведенный газетой Ха-арец и Исследовательским институтом «Диалог» лишь подтвердил основные показатели опроса ЦБС.

На фоне неутешительных израильских реалий последнего времени, данные опросов выглядят едва ли не сенсацией: 80% граждан Израиля указали, что они в целом довольны своей жизнью; почти 50% удовлетворены собственным экономическим положением и уровнем личной безопасности; 82% довольны своей работой; 94% счастливы в семейной жизни; 77% удовлетворены состоянием своего здоровья. При этом, аналогичные показатели в религиозном секторе оказались даже выше, чем в светском, а женщины оказались более оптимистично настроены, чем мужчины.

Довольны жизнью (cветский сектор) — 84%, (религиозный сектор) — 95%, (женщины) — 83%, (мужчины) — 77%

Довольны своим экономическим положением (cветский сектор) — 56%, (религиозный сектор) — 66%, (женщины) — 50%, (мужчины) — 44%

Считают, что люди в их окружении довольны жизнью (cветский сектор) — 59%, (религиозный сектор) — 70%, (женщины) — 56%, (мужчины) — 48%

Не менее впечатляющим фактом стало и четко артикулированное желание большинства участников опроса жить в Израиле:

Где бы Вы хотели жить?

Только в Израиле — 53,9%

В Израиле — 24,9%

Скорее в другой стране — 9,1%

В другой европейской стране — 7,4%

В другой неевропейской стране — 4,6%

Уже давно стало привычным делом, что результаты любого общественного опроса ставятся под сомнение, организация его инициировавшая с неизбежностью подозревается в подтасовках, сокрытии реальных цифр, некорректном проведении опроса и пр. Поэтому не удивительно, что с публикацией отчета ЦБС в Израиле разгорелся спор о том, насколько он отражает реальное положение дел, высказывались претензии к анкете, на основе которой проводился опрос, к порядку и формулировке вопросов. Так, некоторые израильские социологи выразили сомнение в легитимности вопроса об удовлетворенности жизнью в анкете ЦБС. По их мнению, если бы этот вопрос был задан в начале анкеты, то у социологов был бы шанс получить более или менее правдивую картину, которая складывалась бы из общего ощущения человека. В анкете же ЦБС, вопрос появлялся лишь 85-ым, т.е. после огромного списка вопросов, которые можно считать наводящими. Получилось, что анкета косвенным образом задала некоторый стандарт. Вопрос об удовлетворенности жизнью после вопросов, касающихся личного благосостояния, с большой долей вероятности воспринимался участником опроса как подведение некоторого итога: «У меня есть работа, стабильный заработок, дом, мои дети здоровы, получают образование, конечно, я доволен жизнью».

По мнению большинства социологов, порядок вопросов во многом обусловливает ответы на них, опытный исследователь при желании может без особого труда спекулировать на этом факте. Прозвучало мнение и о том, что само по себе включение вопрос об удовлетворенности жизнью в социологический опрос является абсолютно бессмысленным, как и последующий анализ ответов на него: «Представьте, что кто-то врывается в Вашу жизнь на какие-то две минуты и, среди прочего, спрашивает, довольны ли Вы жизнью. И что, Вы начнете жаловаться?». Складывается известная анекдотическая формула: «зануда — это человек, который на вопрос «Как дела?» начинает рассказывать, как его дела». Получается, что вопрос «Довольны ли Вы жизнью?» воспринимается, в некотором смысле, как социальный пароль с установленным отзывом, и нарушать эту связку не принято, некорректно, а, следовательно, ответы, полученные на него в ходе опроса, не могут считаться репрезентативными.

Косвенным подтверждением этого тезиса, критики опроса считают тот факт, что из 36 % израильтян, которые сообщили, что они «очень довольны своей жизнью», лишь 7 % считают, что также настроены и люди в их ближайшем окружении. По мнению большинства социологов — это вполне предсказуемая ситуация: мы предпочитаем не жаловаться на собственные проблемы, т.к. это «не прилично», но в тот момент, когда речь заходит о наших знакомых, мы чувствуем себя более свободно и готовы более объективно смотреть на вещи, а главное, становимся более откровенными.

Еще одна проблема становится очевидной при анализе ответов на вопросы: «Довольны ли Вы жизнью?» и «Довольны ли Вы общим положением в стране?». Результаты опроса показали, что израильтяне проводят четкое разграничение между своим собственным положением- при ответе на первый вопрос 80% сказали, что они им в целом удовлетворены — и общим положением в стране — 85% опрошенных заявили, что оно их не устраивает. По мнению социологов, такое разделение совершенно искусственное, и столь разные ответы на, по сути, одинаковые вопросы являются крайне показательны. Это ничто иное, как попыткой самообмана, вариант психологической защиты: «В стране серьезные проблемы, но у меня, несмотря на это, все замечательно». Подтверждением искусственности указанного разграничения можно считать тот факт, что на вопрос: «Что могло бы существенно повысить Вашу удовлетворенность жизнью?» большинство участников опроса указали улучшение положения в стране.

Не менее интересно, что из 85% израильтян не довольных положением в стране, 78,8% при этом предпочитают жить именно в Израиле, и лишь незначительное количество опрошенных заявило о том, что предпочло бы перебраться в другую страну. Оптимистичную картинку портит скептическое отношение ряда видных социологов к этим результатам. По их мнению, люди, участвующие в социологических опросах, часто стараются максимально логично выстроить свои ответы, подогнать их друг к другу, выстроить аккуратную последовательность, чтобы не выглядеть глупо в глазах опрашивающего. Ответив утвердительно на вопрос: «Довольны ли Вы жизнью?» и дойдя до вопроса о том, где бы он предпочел жить, респондент, отвечает: «в Израиле», что кажется ему логично вытекающим из предыдущего ответа, но совсем не обязательно соответствует его личным ощущениям.

Как показывают результаты опросов и ЦБС и Ха-арец, 53% израильтян не удовлетворены своим экономическим положением, но, учитывая тяжелый экономический кризис, в котором находится страна, то, что 47% опрошенных заявили обратное уже не плохой показатель. Ведь это означает, что каждый второй гражданин Израиля счел свое экономическое положение удовлетворительным. Однако и эти цифры стали объектом критических замечаний. Известно, что безработица в стране достигла 10% для Израиля — это астрономическая цифра. Трижды на протяжении истории Израиля безработица в Израиле достигала этого опасного порога: в первые годы (1949-1951 гг.) вследствие массовой иммиграции, в результате которой население страны удвоилось; в годы экономического спада (1966-1967 гг.) и в конце 80-х перед волной «большой алии 90-х» из СССР. Каждый раз этот уровень безработицы был индикатором сложного экономического положения в стране. Сегодня ситуация повторилась, но в контексте опроса общественного мнения 10%-я безработица означает, что только 10% из респондентов были безработными, а остальные 90% работающих и дали радужную картину удовлетворенности населения своим экономическим положением. Вполне оправданным был бы и вопрос о том, какое количество социально неблагополучных оказалось охваченным в ходе последнего опроса? Вполне вероятно, что эта категория населения была представлена крайне небольшим количеством респондентов. И хотя в процентном отношении она не так уж велика, по сравнению с основной массой, но недооценивать негативное влияние этой категории населения на общество в целом крайне опасно.

Как стало известно, опрос общественного мнения был заказан бюджетным департаментом Министерства финансов, и этот факт не остался незамеченным критиками. В связи с планирующимися реформами в экономической сфере, послышались обвинения в адрес чиновников Министерства финансов, что те, при помощи опроса, пытаются выяснить насколько туго израильтяне смогут затянуть пояса. Многие социологи вообще выразили недоумение, почему Министерство финансов вдруг решило потратиться на опрос 7000 израильтян, только с целью выяснить, довольны ли они жизнью? Нежели у Министерства нет более насущных нужд или более предметных вопросов, касающихся состояния современного израильского общества?

В ответ на шквал критических замечаний и статей, Идит Гэйтс — одна из ведущих сотрудников ЦБС и разработчиков анкеты, сделала заявление о том, что проведенный опрос не имеет никакого отношения к деятельности правительства и, что ЦБС не проводит предвыборных опросов общественного мнения. По ее словам, единственной целью ЦБС было выяснить уровень благосостояния израильтян и то, как они сами его оценивают.

Но несмотря на это заявление, придется признать, что в таком высоко политизированном обществе, как израильское, трудно найти сферу, которая не будет связана или зависима от политической жизни страны. Все уже привыкли к феномену так называемой «предвыборной экономики», когда правительство манипулирует экономическими рычагами (надбавки к заработной плате, законопроекты по реформированию налогообложения, законопроекты в социальной сфере) в надежде мобилизовать поддержку населения на выборах. Очевидно, что пора говорить о существовании и такого явления как «предвыборная социология». Психологи давно установили, что публикация результатов социологических исследований влияет на общественное мнение. Обыватель оказывается загипнотизирован научной терминологией, которая повышает его доверие к результатам исследования: «Опрос проводился во всех регионах страны. Объем статистической выборки составил — цифра в тысячах. Учтены все социальные категории и возрастные группы. Граничная величина среднестатистической ошибки не превышает 1,5 % и т.д.».

Наиболее показательный пример действия этого механизма — предвыборные рейтинги. Так, от 10 до 25% избирателей при выборе кандидатов, за которых они будут голосовать, руководствуются социологическими рейтингами. Многие предпочтут сделать ставку на потенциального победителя, даже не всегда отдавая себе в этом отчет. Здесь срабатывает психологический феномен, свойственный среднестатистическому обывателю — желание быть «как все». Поэтому, огласив накануне выборов более высокий рейтинг кандидата, можно реально увеличить количество поданных за него голосов. В связи с этим многие социологические фирмы в период избирательных кампаний за соответствующее вознаграждение «назначают» лидера рейтинга, а тем самым отчасти и создают этого лидера.

Тем более, рядовому обывателю, привыкшему доверять социологическим исследованиям, приятно осознавать, что большинство населения в стране довольно жизнью, экономическим положением, уровнем безопасности, отношениями в семье и пр. Ведь приятно же сознавать себя частью здорового, благополучного общества, отвлекаясь от собственных проблем и в тоже время, получая надежду на то, что в скором будущем эти проблемы будут разрешены, т.к. общая тенденция развития общества позитивна. Вопрос о том, как эти настроения скажутся на общем климате в стране, раздираемой политическим баталиями, и кто от этого выиграет, оставим открытым.

52.36MB | MySQL:103 | 0,582sec