Иранская нефть невыгодна Белоруссии

На днях президент Белоруссии А.Г.Лукашенко на встрече с белорусскими парламентариями заявил о том, что государство ведет с Ираном переговоры о налаживании поставок нефти. При этом он объяснил причины такого шага четко и недвусмысленно: «Мы ведем переговоры с Ираном, который мечется с поиском рынка нефти и готов снижать цену».

На первый взгляд, на этом пути никак не миновать территорию России, нефтегазовые отношения с которой у Минска в последнее время испортились. Если же прокладывать маршрут в обход нашего государства, то белорусам придется принимать иранские танкеры в одном из европейских портов, а дальше везти сырье в железнодорожных цистернах.

Тему спора Белоруссии с Россией о цене на газ и, как следствие, сокращения поставок российской нефти в страну А.Г.Лукашенко на встрече с депутатами тоже затронул. При этом глава государства призвал не смешивать «вопросы нефтяные и газовые», подчеркнув, что нефтеперерабатывающие заводы – «это предприятия, которые нельзя не обеспечивать под завязку нефтью».

Напомним, что согласно плану экспортных поставок на 2016–2024 годы, Россия собиралась ежегодно отправлять в Белоруссию по 24 млн т нефти. Однако в графике на третий квартал, который «Белнефтехим» получил из России, объем экспорта был снижен на 2,25 млн т по сравнению с первоначальным.

Как ранее сообщили в «Транснефти», в четвертом квартале текущего года Россия поставит Белоруссии всего 3 млн т нефти. Глава российской компании Н.П.Токарев уточнил, что объем транспортировки отечественного сырья белорусским потребителям во втором полугодии будет на 5 млн т меньше запланированного.

Ранее министр энергетики России А.В.Новак заявил, что сокращение беспошлинных поставок нефти в Белоруссию в третьем квартале связано с неоплатой российского газа и недопоставками нефтепродуктов на российский рынок. Вице-премьер А.В.Дворкович отмечал, что график поставок нефти в Белоруссию может восстановиться до прежнего уровня, если между сторонами будет достигнута договоренность об оплате долга за поставки газа. Однако не так давно без предупреждения и согласования Белоруссия в полтора раза взвинтила тарифы на транзит российской нефти дальше в Европу по трубоповоду «Дружба».

10 октября с.г. Россия и Белоруссия урегулировали спор, и теперь Москва восстанавливает объемы беспошлинных поставок нефти в соседнюю республику, а Белоруссия отменяет рост тарифов.

Тем не менее Белоруссия не сбрасывает со счетов иранскую нефть, которую планирует закупать в перспективе, дабы снизить зависимость от российских энергоносителей.

Несмотря на попытки Минска диверсифицировать источники поставки «черного золота», автор весьма скептически отнесся к недавнему заявлению белорусского лидера. План закупать нефть у Ирана нереализуем, экономически нерентабелен и нецелесообразен по ряду объективных причин.

Во-первых, Белоруссия не имеет прямого выхода к морю.

Во-вторых, трубопроводами эти два государства не связаны.

В-третьих, возможные своповые (обменные) закупки российской нефти в силу политических причин для Белоруссии невыгодны.

В-четвертых, нефтепровод «Одесса–Броды», проходящий через Украину, не готов принять иранские объемы сырья (хотя переговоры между Тегераном и Киевом ведутся).

В-пятых, транспортировка по железной дороге слишком дорогая.

В-шестых, белорусские нефтеперерабатываещие мощности «заточены» под российское сырье.

Следующая проблема – многие иранские танкеры не предназначены для транспортировки нефти, они используются в качестве плавучих хранилищ. Иран располагает 50–60 танкерами, около 30 из которых пришвартованы вблизи терминалов как раз для хранения сырья. Около 20 танкеров нуждаются в серьезной модернизации, чтобы соответствовать стандартам. Еще 11 танкеров выполняют перевозку в Азию, то есть в ближайшее время они заняты и транспортировать новую нефть не смогут.

Чтобы увеличивать экспорт в Европу, Исламская Республика берет часть танкеров в аренду, но желающих предоставить свои резервные корабли практически нет, поскольку некоторые санкции в отношении Ирана еще сохранились. В частности, запрет на любую торговлю в долларах и привлечение американских компаний, в том числе и банков. Дефицит судов-перевозчиков «черного золота» не лучшим образом отразится на обширных экспортных планах Тегерана.

Начав отправку танкеров с нефтью к берегам Европы, Исламская Республика столкнулась с неожиданными сложностями при транспортировке нефти.

Согласие на покрытие страховых рисков выдает Международная группа клубов взаимного страхования (P&I). Однако первоначально лишь 9 из 13 членов этой группы выразили свое согласие, а для выдачи разрешения необходима поддержка всех участников. Позже Тегерану удалось решить возникшую проблему, но расслабляться все же не стоит.

Иранское сырье поставляется, главным образом, в Европу, некоторая часть идет в Азию. Однако и в том, и в другом случае иранские танкеры преодолевают весьма существенные расстояния, так что страховка необходима.

Как представляется, А.Г.Лукашенко использует жесткую политическую риторику для давления на Москву с целью получить скидки на газ и нефть.

Напомним, несколько лет назад Белоруссия закупала «черное золото» у Венесуэлы, но это сотрудничество продлилось недолго, поскольку обошлось Минску слишком дорого. Сорт венесуэльской нефти назывался «Санта-Барбара».

Складывается впечатление, что сейчас мы наблюдаем продолжение одноименной мыльной оперы, только теперь участниками стали Россия и Белоруссия.

Если Белоруссия не хочет повторить пример Украины, которая с ноября 2015 года напрямую не покупает российский газ и вынуждена платить за это на ладан дышащей экономикой и замерзающим населением, то Минску стоит смягчить риторику, не практиковать различные «пугалки» и угрозы в адрес Москвы, а, наоборот, пойти на конструктивный диалог с Россией – давним и надежным партнером.

Ранее Белоруссия пыталась договориться о поставках углеводородов не только с Ираном, но и с Азербайджаном, и с Казахстаном. Не исключаем, что Белоруссия захочет получать нефть и из других источников, чтобы в очередной раз «уколоть» Россию. Однако при таком сценарии остается лишь посочувствовать промышленности и гражданам дружественной нам братской республики.

 

***

Проведенный анализ позволяет прийти к важным выводам.

Учитывая твердое намерение Ирана даже при низких ценах на нефть закрепиться на европейском рынке, включая рынок Белоруссии, отодвинув в сторону традиционных конкурентов, Москве целесообразно расширять и отлаживать уже запущенный механизм совместных сделок с Минском.

Однако в ближайшей перспективе России не стоит бояться стремительного наплыва иранских углеводородов на традиционный для нас рынок Европы в целом и Белоруссии в частности, поскольку в нынешних реалиях ни технологические, ни логистические, ни контрактные возможности Ирана пока не позволяют ему перевести в практическую плоскость обширные экспортные планы.

52.25MB | MySQL:103 | 0,480sec