Краткие итоги заседания российско-турецкой межправительственной комиссии

В дополнение к ставшим известным накануне договоренностям между президентами Российской Федерации и Турецкой Республики, В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, о чем мы накануне писали, в турецких СМИ появились первые итоги 14-го заседания российско-турецкой Межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическому сотрудничеству.

Как правило, если отношения развиваются по нормальной траектории, чтение протоколов МПК — занятие не слишком продуктивное, поскольку на его страницах стороны по большому счету занимаются двумя вещами: а) выражают удовлетворение — ходом каких-то вопросов или конкретных проектов), б) выражают заинтересованность – опять же, в урегулировании каких-то вопросов или в привлечении, понятно себя, к каким-либо проектам другой стороны. Ну, а поскольку и Россия и Турция – не являются странами третьего мира, за этими пожеланиями традиционно следует ответ противоположной стороны о том, что «просьба принята» и она будет решаться «в соответствии с действующим законодательством и существующими правилами». То есть, никаких преференций и эксклюзивного подхода ожидать не приходится.

Однако, в этом году договоренности Межправительственной комиссии все-таки могут представлять интерес, с учётом того, что стороны только приступают к восстановлению отношений и весьма интересна динамика данного процесса. Тем более, что президенты двух стран занимаются стратегией («Турецкий поток», АЭС «Аккую», санкции – в общем), очевидно, оставляя тактические вопросы исполнителям. Итак, о чем же сообщает турецкая пресса (влиятельное издание Cumhuriyet, то есть «Республика»), после состоявшейся итоговой пресс-конференции по результатам МПК? Напомним, что сопредседателями МПК в настоящее время являются министр энергетики РФ А.В.Новак и министр экономики Турции Н.Зейбекчи.

Прежде всего, заметим, что никто не собирается разглашать ни суть договоренностей по скидкам на российский природный газ, ни их размер. Во всяком случае, пока стороны ограничиваются заявлениями о том, что вопрос – решается, но не более того.

Касательно прочего:

  1. Министр экономики Н.Зейбекчи заявил о том, что обсуждается создание зоны свободной торговли (включая также услуги и инвестиции) между двумя странами с целью выйти на практическую реализацию до конца 2017 года. (Очевидно, что данное решение будет в пользу турецкой стороны, которая в состоянии предложить широкий спектр товаров народного потребления. С отменой ввозных пошлин данная продукция получит огромные преференции по сравнению со своими конкурентами, как российскими, так и из третьих стран-авт.).
  2. Стороны подтвердили отмену продуктового эмбарго на фрукты из Турции, но ограничения на овощи сохраняются. Турецкая сторона обратила внимание на то, что в список разрешенных ко ввозу фруктов не попал виноград и обратилась к российской стороне с просьбой, пока не закончился сезон, решить данный вопрос.
  3. Министр экономики Н.Зейбекчи отметил, что образуемый сторонами совместный инвестиционный фонд объемом в 1 млрд долл. послужит важным инструментом сотрудничества России и Турции в третьих странах. Также по его словам, продолжается обсуждение перехода двух стран на расчеты в национальной валюте. (при такой волатильности, которая наблюдается по рублю и по турецкой лире, торговля в национальной валюте будет серьезно затруднена с учетом необходимости включения в контракты всяких валютных оговорок, то есть от привязки к курсам доллара и евро все равно не уйти-авт.).
  4. Турция объявила о своем приглашении российской стороне стать «почетным членом» Измирской ярмарки в 2017 году, равно как и о поступившем согласии российской стороны. Как указал турецкий сопредседатель «в будущем году мы увидим большое российское шоу».
  5. В своем ответном выступлении российский сопредседатель, министр А.В.Новак указал на то, что руководители двух стран ясно протранслировали намерение вывести торгово-экономические отношения на новый уровень. (понятно, что озвучена цифра в 100 млрд долларов товарооборота между странами, другой вопрос, что пока под неё не просматривается товарного наполнения, даже после ввода в эксплуатацию газопровода «Турецкий поток» и создания зоны беспошлинной торговли. Другой стороной вопроса является падение уровня покупательной способности россиян – потенциальных покупателей турецкой продукции-авт.).
  6. Как сообщил министр А.В.Новак, Россия приглашает к себе для работы турецких инвесторов-промышленников и создает для них привлекательные условия работы. (тут возникает большой вопрос, после того, как кризис 24 ноября 2015 г. весьма больно ударил по турецким компаниям, даже полностью локализованным в России).
  7. Российский сопреседатель выразил заинтересованность в продаже российской мясо-молочной продукции на турецком рынке. (опять же вопрос, с учетом того, что турецкие потребители заточены в первую очередь на баранину и регулярно, под праздники Курбан-Байрама, испытывают в ней дефицит. Но не в говядине. А рынок турецкой молочной продукции поделен вдоль и поперек. Турция даже научилась выпускать новые для себя продукты типа кефира и уже приучает к нему население. Так скоро до ряженки дойдут-авт.).
  8. Министр А.В.Новак указал на то, что в настоящее время нет никаких бюрократических препон для реализации проекта АЭС «Аккую». (строго говоря, все же есть. Поскольку то, что президент Р.Т.Эрдоган пообещал включить АЭС «Аккую» в перечень приоритетных, то есть пользующихся режимом льготного налогообложения, проектов ещё не вылилось в принятие конкретногомдокумента-авт.).
  9. Касательно рабочих виз для турецкого персонала в России, турецкий сопредседатель Н.Зейбекчи указал, что с учетом нынешней динамики восстановления отношений, неурегулированность данного вопроса смотрится выбивающейся из процесса. И выразил надежду на то, что вопрос будет решен в самом скором времени. (обращает на себя внимание, что вопрос восстановления безвизового режима между двумя странами не стоит в принципе-авт.).

Итак, подводя черту отметим, что переговоры между двумя сторонами ведутся по всему спектру вопросов, в коридоре тех возможностей, которые заданы первыми лицами двух стран. Здесь, наверное, стоит отложить в сторону заявления турецкой стороны, что отдельные договоренности, достигнутые по итогам  МПК – настолько прорывные, что они даже и не обсуждались до кризиса 24 ноября 2015 года. Представляется, что это все же выдавание желаемого за действительное. Сторонам придется изрядно потрудиться, чтобы выйти на исходные позиции и, прежде всего, в вопросе восстановления взаимного доверия.

52.22MB | MySQL:103 | 0,576sec