Внутренняя политика осложняет отношения Турции с ЕС и США

Задержания 11 представителей прокурдской Партии демократии народов (ПНД), которые недавно были произведены в Турции, «являются кульминацией внутриполитической эскалации» в стране. Об этом заявил в Берлине министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер после встречи с британским коллегой Борисом Джонсоном. «Никто не может ставить под вопрос право Турции бороться с террористической угрозой и расследовать обстоятельства попытки госпереворота», — отметил он. Однако это не должно сопровождаться преследованием оппозиционеров, сказал он. «Моя партия и лично я выступали за то, чтобы проложить для Турции путь в Европу. Даже в сложные времена двери нужно было держать открытыми, — сказал министр. — Теперь те, кто несет ответственность в Турции, сами должны сказать, куда они идут и какими видят отношения с ЕС».

При этом и Ф-В.Штайнмайер, и Б.Джонсон подчеркнули важность Анкары для урегулирования ситуации в Ираке и в Сирии. «Мы не должны забывать, что Турция является одним из самых важных партнеров на Ближнем и Среднем Востоке», — отметил глава МИД ФРГ. «Мы хотели бы иметь более конструктивные отношения с Турцией», — сказал он. Эта страна «играет решающую роль для нашей безопасности, для борьбы с терроризмом и для улаживания ситуации в Сирии»,- сказал со своей стороны Б.Джонсон. От себя отметим, что подобного рода заявления демонстрируют крайнюю растерянность европейских лидеров, которые не знают толком, как реагировать на очередное проявление скатывания Турции к откровенному авторитаризму, если не диктатуре. При этом категорически не согласимся с министром иностранных дел ФРГ в отношении определения происходящего, как «кульминации внутриполитической эскалации». Настоящая эскалация произойдет, когда власти начнут запрещать и арестовывать руководителей старых политических партий из числа своих «светских» оппонентов. Судя по всему, следующими на очереди будут руководители Народно-республиканской партии. При этом в Берлине регулярно получают от турецких партнеров довольно увесистые «оплеухи», начиная от отказа турецких властей допускать депутатов бундестага на базу ВВС Инджирлик с целью инспекции расквартированных там немецких военных, и заканчивая простым выдворением этих самых военных, в конечном счете. При этом немецкие вертолеты и военных пришлось эвакуировать на базу в Иорданию, чего Берлин вообще старается не афишировать. Все это говорит о том, что европейские столицы продолжают очень странную политику 2умиротворения» Р.Т.Эрдогана, хотя, исходя из его действий, впору ставить вопрос о введении против Анкары пакета санкций. В любом случае о какой-то скорой инкорпорации Турции в ЕС говорить не приходится в принципе.

Напомним, что в ночь на 3 ноября с.г. турецкие органы безопасности арестовали лидеров прокурдской ПДН С.Демирташа и Ф.Юксекдага, а также еще одиннадцать депутатов парламента от этой партии. Они обвиняются в проведении «террористической пропаганды», а также в связях с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая считается в Турции террористической организацией. Одновременно с арестом был отключен интернет во всей юго-восточной Турции, дабы избежать использования социальных сетей для организации массовых беспорядков. Сразу же после арестов произошел резонансный теракт в одном из курдских оплотов в Турции городе Диярбакыре, в результате чего погибло 8 и ранено более 100 человек. Интересно, что ответственность за это взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), хотя по данным ряда экспертов, за этим, безусловно, стоят курды из РПК.

Репрессии против третьей по численности политической партии страны в некотором роде означают переломный момент во всей истории с укреплением личной власти Р.Т.Эрдогана. В некотором роде, это пробный камень в сторону Вашингтона и Брюсселя с целью зондирования глубины и их реакции на это событие. Европейские эксперты в этой связи четко увязывают произошедшие аресты с недавним отказом ЕС в очередной раз рассматривать вопрос о либерализации визового режима с Турцией, что было одним из пунктов соглашения между Брюсселем и Анкарой по урегулированию миграционного кризиса. Анкара, сознательно проводя политику обострения ситуации на очень чувствительном для европейцев поле «основных демократических принципов», выражает свое жесткое недовольство фактически блокированием со стороны европейских лидеров условий этой сделки. Другими словами, Анкара снова начинает очередной раунд шантажа Брюсселя и в какой-то степени Вашингтона. Причем реакции последнего «на вопиющие нарушения демократических норм» вообще пока не последовало. Но если она даже и последует, то в большей степени будет вербальной. Напомним, что американцы до сих пор обсуждают с турками тему совместного участия в операции по освобождению Ракки, а это подразумевает, по оценке Анкары, полное дистанцирование США от курдского сегмента оппозиции. В любом случае, до прихода в Белый дом новой администрации вряд ли стоит ожидать какой-то осмысленной реакции.

Какие последствия для интересов Москвы несет в себе укрепление авторитарной политики Р.Т.Эрдогана? Такая политика, безусловно, дистанцирует Анкару от ЕС, а значит объективно играет на положительную динамику развития двусторонних отношений в области экономики в первую очередь. При этом перспективы превращения Турции в некий энергетический хаб для реэкспорта газа в Европу остаются крайне туманными просто в силу того, что Брюссель не пойдет под различными предлогами на такой вариант исключительно из-за фактора Р.Т.Эрдогана. Вся уязвимость нынешней политики Турции заключается в отсутствии возможности долгосрочного планирования. Она целиком и полностью зависит исключительно от одного человека в лице Р.Т.Эрдогана, и от состояния его здоровья. При этом резкий разворот Анкары в сторону Москвы мы бы расценили, как долгосрочный тренд, поскольку никаких перспектив укрепления отношений Анкары с Брюсселем сейчас нет и не предвидятся. Интерес турецкой стороны к поддержанию отношений с Россией на сирийском направлении будет, безусловно, только нарастать. Как по причине абсолютной возможности Москвы влиять на позицию Дамаска, так и в силу снижения угрозы возобновления массовых поставок оружия и боеприпасов курдским отрядам на север Сирии, что может иметь очень негативные последствия для внутренней стабильности Турции. Другими словами, Москва в отличие от всех остальных участников, имеет в Сирии репутацию системообразующего игрока, а это подразумевает диалог, что Анкара безусловно будет делать и в среднесрочной перспективе. Диалог и договоренности с российской стороной нивелирует для Анкары самое главное опасение, из-за которого она долгое время не рисковала начать активные действия на севере Сирии, — вероятность прямого военного столкновения с российскими ВКС. И Турция смогла решить этот вопрос без участия США, надежды на посредническую роль которых в этом вопросе в конечном счете не оправдались.

52.3MB | MySQL:103 | 0,473sec