Иорданско-американское сотрудничество и победа Д.Трампа на президентских выборах

Иордания – ближайший арабский партнер США на Ближнем Востоке, геостратегически расположенный «в поле» потенциальных конфликтов: между Израилем, Сирией, Ираком и Саудовской Аравией. Для США это «очаг стабильности и умеренности» в борьбе с экстремизмом в регионе, для Иордании США — одни из важнейших стран -доноров, обеспечивающих жизнеспособность иорданской экономики. Несмотря на то, что между странами нет формального договора, сотрудничество между ними в военной сфере, сфере безопасности, политики и экономики насчитывает уже больше 60 лет.

Кризис в Сирии, приведший к массовому потоку сирийских беженцев в том числе и в Иорданию (более 600 тысяч), появление «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и необходимость борьбы с ним обострили проблемы безопасности хашимитского королевства. США не замедлили поддержать партнера: так, согласно Сводному закону об ассигнованиях США 2015 г., правительству Иордании выделялось «не менее, чем 1,275 млрд долл. в качестве помощи». Помимо этого, королевство получило возможность использовать «до 600 млн долл. из средств, предназначенных для Фонда антитеррористического партнерства, для вооруженных сил Иордании и улучшения безопасности ее границ». Надо заметить, что США не раз отмечали активную и даже «лидирующую [среди арабских стран в коалиции США против ИГ]» роль Иордании в борьбе с «Исламским государством».

Осознавая неизменность своего значения для США, многие газеты в Иордании писали, что не делают особой разницы между кандидатами на пост президента: и Х.Клинтон, и Д.Трамп высказывали свою приверженность  продолжению сотрудничества. Тем не менее, 8 ноября осторожные опасения озвучила популярная иорданская газета «Ад-Дустур»: «[Д.Трамп] – человек, который никогда не  выдвигался ни на какие государственные посты и производил впечатление человека, который не удержится в политике […] никто не знает, каким должно бы быть его политическое будущее».

Что касается официальной позиции Иордании, Король Абдалла II, поздравляя Д.Трампа с избранием, заявил о «стремлении сотрудничать с избранным президентом и противостоять различным вызовам». В день выборов официальный представитель правительства министр информации Мухаммед аль-Момани заявил: «Иордания будет продолжать сотрудничество с США вне зависимости от результатов выборов, особенно учитывая, что все кандидаты «расхваливали» Иорданию». Говоря об озвученном Д.Трампом в ходе предвыборной кампании стремлении сотрудничать с Иорданией (в особенности в борьбе с терроризмом) министр пояснил: «Это позиция не только Д.Трампа, эта позиция была присуща всем кандидатам».

О характере отношений между странами М.аль-Момани отозвался так: «Отношения между Иорданией и США – отношения стратегического партнерства во всех сферах: экономической, политической, военной, сфере безопасности». На вопрос о том, какова позиция Иордании в контексте отношения Д.Трампа к некоторым проблемам региона – палестинской, проблеме Иерусалима, — и его явной поддержки Израиля, министр ответил: «позиция Иордании по всем региональным вопросам — будь то палестинская, сирийская проблема или борьба с терроризмом — твердая и не изменится». Он подчеркнул, что «Иордания не будет опережать события и будет ждать, как новая администрация будет решать эти вызовы, предполагая, что действия будут отличаться от заявлений, сделанных в ходе предвыборной кампании». Учитывая решимость Д.Трампа поставить палестино-израильскую проблему «во главу угла», его заверения в духе безоговорочной поддержки Израиля, уже спровоцировавших волну «ура-настроений» в Израиле (в частности, высказывания министра образования Н.Беннета о том, что «эра Палестинского государства подходит к концу»), представляется, что руководству Иордании, возможно, предстоит столкнуться с трудностями очерчивания своей позиции схожими с теми, которые стояли перед королем Хусейном в связи с оккупацией саддамовским Ираком Кувейта.

В этой связи интересно, что позиция простых граждан Иордании в целом соответствует позиции правительства: 8 ноября  на канале «Иорданское телевидение» ведущий программы «Новости и диалог» Саддам аль-Мажали в прямом эфире задал вопрос аудитории: «Как изменится характер взаимоотношений между Иорданией и США после избрания нового президента?» Надо отметить, что многие иорданцы настороженно относились к Д.Трампу после его высказываний в начале предвыборной компании о том, что он закроет страну для мусульман; основные иорданские газеты пестрели статьями о положении мусульман в США и следили за развитием ситуации в этой сфере.  Тем не менее ни один зритель из тех, кто отозвался на вопрос ведущего программы и прислал свой комментарий на страницу телеканала в «Фейсбуке» (ответы зачитывались по мере поступления), не предположил вероятность какой-то негативной динамики: напротив, практически все отписавшиеся высказали мнение, что характер двусторонних взаимоотношений с приходом нового президента не изменится. Так, в частности, один из зрителей написал: «Руководители США сменяют друг друга, а интересы и политика остаются теми же».

Интересы же США на уровне двусторонних отношений с Иорданией, согласно заявлениям Д.Трампа в августе 2016 г. в Огайо, – в борьбе с терроризмом.  10 ноября на радио BBC выступил советник Д.Трампа по Ближнему Востоку и противодействию терроризму Валид Фарес. Он заявил, что новый президент (в отличие от Б.Обамы) сделает одним из своих приоритетов создание антитеррористической коалиции с участием стран Персидского залива, Египта и Иордании, добавив, что «многие арабские дипломаты уже давно высказывали пожелания их стран в совместной борьбе против терроризма в Ираке и Сирии».  Тот факт, что озвучиваются такие предложения, подтверждает, что новая администрация в США действительно осознает важность королевства  с точки зрения безопасности в регионе. Учитывая повышательную динамику помощи, оказываемой Иордании при Б.Обаме (согласно Меморандуму о взаимопонимании от февраля 2015 г., рассчитанному на период до 2017 г., Иордания будет получать «как минимум 1 млрд долл. помощи ежегодно» против 660 млн долл. согласно предыдущему пятилетнему Меморандуму), сохранение уровня напряженности в регионе,  предполагаемую еще более активную роль Иордании в решении проблемы терроризма при новом президенте США, можно в целом согласиться с предположением некоторых политических аналитиков Иордании, что следствием избрания Д.Трампа в двусторонних отношениях может стать качественный и количественный рост поступающих из США вооружений.

52.32MB | MySQL:106 | 0,570sec