О ходе конституционной реформы в Турции

Внесение конституционного пакета на рассмотрение в Междлис со стороны Партии справедливости и развития (ПСР) на глазах начинает сдвигаться вперед по сравнению с ранее заявленными сроками. Это означает лишь только одно: невзирая на наличие между лидером партии Бинали Йылдырымом, а точнее президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, и главой Партии националистического движения (ПНД) Девлетом Бахчели принципиальных договоренностей по выступлению единым фронтом, в конкретных вопросах стороны пока далеки от достижения договоренностей. Собственно, это понятно, с учётом того, ПНД отлично себе отдает отчет в том, что именно они являются ключевым звеном в столь желанном для Р.Т.Эрдогана переходе от парламентской к президентской республике.

Отсюда и прозвучавшее на прошлой неделе, после встречи с премьер-министром, заявление Д.Бахчели о том, что будет сформирована двусторонняя комиссия по подготовке конституционного пакета для передачи в Меджлис. Пока остается неясным состав этой комиссии, регламент её работы – в частности, в течение какого срока она предполагает прийти к конкретным договоренностям. Тот выяснившийся факт, что партийные лидеры вплоть до настоящего момента общаются без конкретного документа на руках указывает на то, что процесс снова, как уже неоднократно происходило в прошлом, может затянуться. Впрочем, руководство ПСР на этой неделе обещает передать свой вариант документа ПНД.

Как становится уже сейчас понятно из высказываний руководства ПСР, вариант с полной заменой одной конституции на другую в настоящее время не рассматривается. Речь уже идет об «узком» варианте, который будет затрагивать турецкую систему власти и пересматривать распределение полномочий между президентом страны и премьер-министром.

«Расширенный» вариант упирается в то, что его невозможно оперативно согласовать с партнерами по «коалиции» и гарантированно обеспечить 330 голосов для вынесения текста документа на референдум.

Кроме того, полная замена текста одного Основного закона на другой – чересчур радикальное решение, которое даже в случае своей реализации, потребует досрочных парламентских и президентских выборов. По поводу варианта назначения переходного периода между двумя Конституциями до следующего выборного цикла в 2019 году – смотри предыдущий абзац. И, кроме того, того есть ещё вопрос, который не может не занимать Реджепа Тайипа Эрдогана.

А именно: есть ли сторонники беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена в рядах ПСР? Эта тема является табуированной, поскольку ПСР в глазах своих избирателей должны представать единым монолитом. Однако, есть основания считать, что насчет гюленистов, просочившихся в ряды правящей партии, у Р.Т.Эрдогана имеются некоторые сомнения. Надо ли говорить о том, что это может привести к неприятному сюрпризу в день голосования, когда один-два неожиданных «против» могут кардинальным образом изменить его результат.

С другой стороны, в стане националистов единение уже отсутствует совершенно явным образом. В частности, со стороны внутрипартийной оппозиции, уже прозвучал комментарий на совместное заявление Б.Йылдырыма и Д.Бахчели о намерении двух партий выступать по вопросу Конституции единым фронтом. Прозвучал он со стороны «фронды», в начале этого года уже пытавшейся сместить Д.Бахчели со поста лидера ПНД. В распространенном письменном заявлении за подписью одного из кандидатов-сменщиков на этот пост, Корая Айдына, в частности, указывается, что «миллионы граждан, рассматривая ПНД и националистическое движение в качестве залога /существования/ этой страны, нации и государства, ожидают, что по вопросу президентской системы ПНД в парламенте и на референдуме скажут «нет»…». И далее «В то время, как на повестке дня в стране и в её приоритетах – борьба с такими мятежными, сепаратистскими и разрушительными террористическими организациями как ФЕТО, РПК, ПДС, ИГ, речь идет о попытке смены режима в Турции, воспользовавшись обстановкой и условиями, которые обеспечивает чрезвычайное положение».

Это заявление не стало единственным в ряду многих, прозвучавших в эти дни со стороны оппозиционных лидеров из рядов Партии националистического движения, в числе которых — тройка других кандидатов на пост её главы – Мерал Акшенер, Синан Оган и Умит Оздаг. Иными словами, просматривается ситуация, что даже, если ПСР удастся обеспечить из своих рядов 317 из 317 голосов, и добрать в стане националистов хотя бы 13 из 40 голосов, то есть в общей сложности получить 330 «за», то на этом вопрос считать решенным пока не приходится.

Пройдя голосование в Меджлисе и попав на референдум, поправки в текст основного закона неизбежно столкнутся с ожесточённым сопротивлением оппозиционно настроенного электората: главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), прокурдской Партии демократии народов (ПДН, с чьих лидеров снята депутатская неприкосновенность, а сами они задержаны), а также оппозиции от  ПНД. Это ничуть не вступает в противоречие с, вроде как, нейтральным заявлением лидера республиканцев Кемаля Кылычдароглу о том, что они не будут возражать против конституционного пакета ПСР, которого они пока еще не видели.

Подводим черту: процесс конституционной реформы с развилки ушел в сторону ограниченного пакета поправок. Но даже для того, чтобы продавить его, Партии справедливости и развития в эти дни потребуется все напряжение сил.

52.1MB | MySQL:103 | 0,491sec