Взаимодействие ЕС и Северной Африки в области морской логистики

Логистический сектор представляет собой одно из ключевых направлений средиземноморской интеграции по линии Север – Юг, и одновременно является одним из серьезных препятствий для нее.

В качестве обозначенной тенденции можно указать то, что логистическая политика государств Южного Средиземноморья в последние годы завязана главным образом на аналогичную политику европейцев и пытается следовать ей.

Логистическая политика ЕС сегодня направлена на углубление процесса интеграции внутри союза и оптимизацию логистических потоков в Европе, повышение безопасности на транспорте, продвижение экологически чистых видов топлива и инновационных решений, более эффективное использование инфраструктуры. При этом на морской транспорт сегодня приходится до 75% торгового оборота ЕС и государств, не являющихся членами этого политического объединения, а также 40 % торгового оборота внутри ЕС[i].

В январе 2014 года Европейский парламент одобрил разработанную программу по развитию Трансевропейской сети, рассчитанную до 2020 года. В рамках этой программы сегодня разрабатываются следующие транспортные коридоры[ii]:

— Скандинавия – Средиземноморье;

— Северное море – Балтика;

— Северное море – Средиземноморье;

— Балтийское море – Адриатика;

— Восток/Запад — Средиземноморье (оптимизация использования портов Северного, Балтийского, Черного морей и Юго-Восточного Средиземноморья);

— Рейн – Альпы;

— Атлантический;

— Рейн – Дунай;

— Средиземноморье (оптимизация логистических потоков вдоль побережья Испании и Франции, далее через север Италии к адриатическому побережью Хорватии и далее в сторону Венгрии).

Общий бюджет этих и иных проектов вспомогательного характера оценивается в 26 млрд евро.

В странах Северной Африки, несмотря на все достижения в течение последнего десятилетия, логистический сектор развивается значительно меньшими темпами, а его состояние в целом более слабое по сравнению с европейским. Результатом является наличие серьезного препятствия прежде всего для успешного выстраивания торговых отношений по линий Север-Юг, что особенно касается Марокко и Туниса.

К основным проблемам такого рода в странах Южного Средиземноморья относятся:

— повышенная себестоимость логистических услуг по сравнению со странами ЕС исходя из доли в структуре ВВП государств;

— неоптимизированная система оказания услуг со стороны автомобильных перевозчиков, характеризующаяся доминированием непрофессиональных участников и, как следствие, оказывающих неудовлетворительные услуги;

— недостаточный уровень диверсификации логистических услуг, недостатки в области материально-технического обеспечения процесса, недостаток складской и иной инфраструктуры;

— недостаточный уровень развития дорожной и портовой сетей;

— перезагруженность транспортных узлов;

— высокий уровень коррупции и бюрократии в подразделениях администрации, обеспечивающих логистический процесс;

— низкий уровень безопасности процесса перевозок.

Однако главные цели политики ЕС в логистическом секторе Средиземноморья на настоящем этапе сводятся к оптимизации логистических процессов в пределах Средиземного моря, а масштабы инициатив по сравнению в аналогичными проектами внутри ЕС очень скромные. Оказание помощи со стороны европейцев странам Северной Африки по модернизации их внутренней транспортной инфраструктуры, либо по оптимизации процессов логистических перевозок из Африки в сторону берега Средиземного моря целями европейцев не являются. Реализуемые проекты по созданию инфраструктуры, главным образом на территории Марокко силами французских и иных компаний (строительство железных дорог, сооружение порта Tanger Med), либо на территории Египта (Порт-Саид на Суэцком канале) обусловлены соображениями бизнеса и, возможно, политическими договоренностями между руководством конкретных стран, но не идеями о межрегиональной интеграции.

В рамках Союза для Средиземноморья сегодня реализуются следующие проекты[iii]:

— OPTIMED (Средиземноморский коридор юго-восток – северо-запад), представляющий из себя модернизацию и реорганизацию портов Бейрут (Ливан) и Порто-Торрес (Италия), а также внедрение новых систем управления перевозками в некоторых портах Испании, Франции, Египта, Кипра. Продолжительность реализации – с 2016 по 2019 гг, стоимость проекта – 37,35 млн евро. Инициатором является правительство Италии, информация о фактическом начале реализации и источниках финансирования отсутствует;

— Motorway of the sea («Магистраль моря») по линии Турция-Италия-Тунис-Магриб. Название проекта копирует аналогичное наименование одной из концепций развития транспорта в ЕС, которая была реализована в нулевых годах и представляла собой развитие морских маршрутов, имевших внутреннее европейское значение. Настоящий же проект подразумевает разработку маршрута грузовых перевозок из Турции (порты Измир и Мерсин) в сторону Марокко через Тунис (порты Тунис и Сфакс) и Италию (порты Бари, Бриндизи и Таранто). Помощь  в реализации этой идеи окажут итальянские специалисты из портов Бари, Бриндизи и Таранто. Разработка маршрута представляет собой модернизацию указанных портов и улучшение вопросов взаимодействия морского транспорта с автомобильными и железнодорожными перевозчиками, в том числе путем внедрения итальянских технологий и методов управления в портах Туниса и Турции, а также частичную замену грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом в этих направлениях на морские перевозки, что обусловлено перегрузкой соответствующей наземной инфраструктуры. Стоимость проекта оценивается в 478 млн евро, а продолжительность с 2017 по 2037 год. Инициатором проекта явилось турецкое правительство. Несмотря на то, что проект указан в качестве одного из реализуемых на официальном сайте Союза для Средиземноморья, пока говорить о вероятности его исполнения рано: до сих пор нет ответа на вопрос, кто будет его финансировать, тем более что суммы заявлены относительно не маленькие. Тем не менее, сам он представляет интерес и отражает намерение Турции обеспечить себе более оптимальный доступ на рынки Западной Африки и Европы через Марокко (с учетом бурного развития порта Tanger Med это становится более удобным). Все это еще раз подтверждает открывающиеся перспективы для Рабата в качестве превращения в крупный региональный логистический хаб в связи с развитием порта Tanger Med. Рискнем также предположить, что Турция не оставит этот проект, приложит усилия для его реализации и, возможно, станет главным инвестором ввиду своей заинтересованности;

— LOGISMED Training Activities — проект стоимостью 6,6 млн евро, реализуется на территории Марокко, Туниса и Египта. Цель – улучшение качества подготовки кадров в области логистики и общей работы компаний-перевозчиков грузов путем проведения тренингов, развития национальных ассоциаций в области логистики. В описании проекта сказано, что, помимо повышения навыков специалистов и снижения издержек в расходах на транспортировку грузов, эти меры будут способствовать созданию зоны свободной торговли. Финансирование проекта осуществляла Еврокомиссия (3 млн евро), правительства Египта, Туниса и Марокко (всего 0,2 млн евро) и транзитный Фонд Ближнего Востока и Северной Африки, The Middle East and North Africa (MENA) Transition Fund (3 млн евро). Сроки реализации – 2013 – 2018 гг.

В Европе функционируют два профильных научно-исследовательских центра, занимающихся проблемами перевозок в Средиземном море:

— Институт морского транспорта Средиземноморья (Institut Méditerranéen des transports Maritimes, город Марсель);

— Центр изучения транспорта в западном Средиземноморье (Centre for transportation Studies for the Western Mediterranean (CETMO), город Барселона).

Между различными европейскими странами и странами Северной Африки организовано взаимодействие по общим вопросам в виде взаимных консультаций, конференций, обмена опытом и т.д.

Основными объектами для инвестиций в странах Северной Африки для европейских логистических компаний являются Танжер (Марокко) и Порт-Саид (Египет).

Привлекательность Танжера обусловлена его географическим расположением у Гибралтарского пролива, вдоль которого проходят важные торговые маршруты из Африки и Южной Америки в Европу. Согласно утверждениям представителей компании APM Terminal, инвестировавшей в развитие портов, востребованность этого направления будет расти в следующие десятилетия ввиду прежде всего демографической ситуации в Африке: общий показатель населения к 2050 году должен достичь 2,4 млрд чел вместо 1,1 млрд в 2015 году. Этим руководство компании объясняет принятое решение об инвестициях в расширение порта. В настоящий момент совместно с марокканской AKWA Group нидерландская APM Terminal имеет концессионные права на эксплуатацию одного из двух контейнерных терминалов комплекса Tanger Med I (мощность 1,7 млн TEU в год) сроком до 2030 года, а также концессионные права сроком на 30 лет на эксплуатацию Tanger Med II – строящегося контейнерного терминала мощностью 6 млн TEU в год. Ввод в эксплуатацию ожидается в 2019 году, ожидаемый объем инвестиций со стороны APM Terminal Group 758 млн евро.

Концессионные права на эксплуатацию второго контейнерного терминала комплекса Tanger Med I  предоставлены консорциуму Eurogare Tanger, состоящему из ContshipItalia (Италия), Mediterranean Shipping Company (Италия) и CMA-CGM (Франция).

APM Terminals также владеет концессионными правами на эксплуатацию контейнерного терминала Порта-Саид в Египте на северном входе в Суэцкий канал, ей принадлежит 55 % акций терминала. В настоящий момент реализуются проекты по расширению этого терминала.

Больше серьезных инвестиций со стороны европейцев в портовые мощности стран Северной Африки нет, хотя заинтересованность в таких инвестициях имеется.

Упомянутые марокканский и египетский порты имеют значения стратегического характера, обеспечивая услугами одни из самых важных направлений мирового судоходства, и их развитие в Египте и Марокко стоит обособленно от развития остальных портов регионального значения. К портам, обеспечивающих региональные потребности, европейские инвесторы интереса не проявляют.

 

[i] https://europa.eu/european-union/topics/transport_en

[ii] http://ec.europa.eu/transport/themes/infrastructure/ten-t-guidelines/corridors_en

[iii] Более широкая характеристика проектов представлена на официальном сайте Союза для Средиземноморья http://ufmsecretariat.org/transport-urban-development-projects/page/2/

52.22MB | MySQL:103 | 0,516sec