Израиль: «интифада огня»?

Уже трое суток пожарная служба Израиля работает в режиме чрезвычайного положения. Вместе с пожарными работают армия, полиция и спасатели. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху и министр внутренней безопасности Гилад Эрдан лично руководят борьбой с лесными пожарами, неожиданно вспыхнувшими в различных районах страны. Израильское правительство обратилось с просьбой о помощи к ряду иностранных государств (в том числе к России). Первые иностранные самолеты пожарной службы уже находятся в еврейском государстве.

На иврите пожарных часто именуют «лохамей эш», что на иврите буквально означает «сражающиеся с огнем». События последних дней заставили многих в Израиле осознать, что этот примелькавшийся термин наполнен реальным смыслом. Вспыхивающие в различных местах лесные пожары разносятся сильными в это время года в Израиле ветрами. Дождливый сезон еще фактически не начался. Огонь перекидывается на населенные пункты. Первым пострадал маленький поселок Неве-Шалом, расположенный недалеко от Латруна, на полдороге из Иерусалима в Тель-Авив. Название поселка буквально обозначает «оазис мира». Его жители, евреи и арабы надеялись показать образец мирного существования между двумя крупнейшими этническими группами страны.

Из городов первым пострадал Зихрон-Яаков, расположенный неподалеку от шоссе Тель-Авив – Хайфа. Пришлось временно эвакуировать население. Затем последовали загорания в различных районах Галилеи и, особенно в Иерусалимских горах. Сильно пострадал еврейский поселок Натаф, расположенный в горах к западу от столицы Израиля. Его жители были эвакуированы преимущественно в близлежащее крупное село Абу-Гош, населенное арабизированными черкесами. На момент написания этих строк пожарные борются с лесными пожарами, подступающими расположенному непосредственно к западу от Абу-Гоша комплексу Неве-Илан, где размещаются в частности важнейшие объекты израильского государственной электрокомпании, а также складированы химические вещества, возгорание которых может привести к тяжелейшим последствиям.

В ночь со среды на четверг загорелись леса в окрестностях крупного города Модиин. Из-за сильного задымления в ряде районов города была полностью прекращена нормальная жизнь. В четверг утром было сообщено, что пожары начались сразу в двух местах в Хайфе.

Лесные пожары происходили в Израиле и прежде. Часто их причиной становились сознательные поджоги, осуществлявшиеся арабами. Масштабность нынешних пожаров и  факт того, что в близлежащих арабских государствах не происходит ничего подобного, несмотря на то, что и там стоит сухая ветреная погода, заставило и сейчас многих израильтян заподозрить, что причина  возгораниями лесов – целенаправленные действия арабов. В израильских СМИ уже промелькнул термин «интифадат га-эш» — «интифада огня». Пока официальные власти Израиля в целом стараются не выдвигать конкретных обвинений, хотя пресс-секретари государственных ведомств сдержанно заявляют, что «в ряде случаев есть основания полагать, что причиной возгорания стал поджог». Лишь лидер входящей в правящую коалицию религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» министр просвещения Нафтали Беннет сделал в среду запись на своей страничке в «Фейсбуке»: «Поджигать страну может только тот, кому она не принадлежит».  Эта высказывание видного политика правого лагеря сразу же было истолковано в качестве намека на арабское меньшинство, что вызвало бурную дискуссию.

Следует пояснить, что к моменту начала сионистского движения и массовой репатриации евреев из стран диаспоры в Эрец-Исраэль (Палестину), т.е. в конце XIX века в стране практически не осталось лесов. Они были окончательно вырублены в период османского владычества. Подавляющая часть нынешних лесов Израиля появились в результате массовых лесопосадок, осуществлявшихся сионистским движением. До определенной степени леса Израиля служат символом сионизма — и в глазах евреев, и в глазах арабов.

В Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией), перешедших под контроль Израиля в 1967 году, лесопосадок немного. Но там, где они есть, тоже вспыхнули лесные пожары. Так произошло в лесу между еврейскими поселениями Тальмон и Долев, к западу от Рамаллы. Так произошло и в лесу Рейхан, на крайнем севере Самарии (в северной части Западного берега). Лес Рейхан непосредственно подступает к еврейским поселениям Рейхан, Шакед, Хинанит и Таль-Менаше, расположенным в Самарии, а также к мошаву Мей-Ами, расположенному внутри «зеленой черты» (т.е. на суверенной территории Израиля). Однако из-за непредвиденного направления ветров огонь пошел на близлежащий арабских город Умм эль-Фахм, являющийся центром исламистского движения в Израиле. В момент написания этих строк израильские пожарные борются с пожарами и там.

События развиваются стремительно. Конца им пока не видно и создается впечатление, что термин «интифада огня» может прочно войти в политический лексикон израильтян.

52.18MB | MySQL:103 | 0,480sec