О заявлении президента Турции Р.Т.Эрдогана по Сирии

29 ноября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с очередным громким заявлением, суть которого можно свести к тому, что истинной целью вооруженных сил страны является свержение режима Башара Асада и возвращение Сирии истинным её хозяевам, под которыми, по всей видимости, понимается сирийский народ во всей своей «пестроте».

Заниматься цитированием турецкого лидера после того, как его выступление уже сто раз разобрали на цитаты российские СМИ – на взгляда автора не имеет никакого смысла. Да и ценность самой по себе фразы Р.Т.Эрдогана, по всему получается, сильно преувеличена.

Единственное, что придает ей веса – это реакция на нее мирового сообщества и, в особенности, Москвы и российских политиков. Поскольку внутри самой Турции выступление Р.Т.Эрдогана по поводу «убийцы и душегуба» Башара Асада по большому счету не волнует никого. Подчеркнём ещё раз – никого.

Что занимает в эти дни Турцию? Сгоревшее с детьми общежитие в городе Адана, приближение страны к часу «Х» — передаче проекта конституционной реформы в Меджлис, после того как правящая партия и националисты договорятся, и реакция (!) Кремля на фразу Р.Т.Эрдогана. Ровно так и где-то на третьем-четвертом месте. Да и само высказывание турецкого лидера – глубоко вторично. На первом плане – именно то, как на ситуацию отреагировали в Москве.

Остается только удивляться тому, до каких пор российские официальные лица и обозреватели будут вестись на все эти вбросы Р.Т.Эрдогана в медийное пространство?

Потому что никакой возможности — ни военной, ни экономической, ни внутриполитической – для того, чтобы заниматься «свержением режима Асада» у Турецкой Республики нет. Единственное чем можно оправдать подчеркнуто внимательную реакцию российский официальных лиц, экспертов и СМИ к выступлению Р.Т.Эрдогана – желанием поднять лично свой рейтинг и индекс цитирования в СМИ. В этом смысле интересы турецкого лидера и отдельных российских лиц удивительным образом совпадают.

Чтобы было понятно, новости в турецких СМИ по сгоревшим турецким детям занимают половину часа, минут двадцать занимают новости по конституционной реформе и от силы минут пять реакция в России на то, что сказал Р.Т.Эрдоган. Причем, что непосредственно сказал турецкий президент тоже никого не волнует и разбором и анализом сказанной фразы, как это делает российская сторона, никто не занимается. Хотя, по идее, вся страна должна стоять «на ушах» по поводу того, сколько грузов-200 начнет поступать в страну, если вооруженные силы Турции на практике попробуют совершить «праздничный» пятничный намаз в Дамаске, как Р.Т.Эрдоган обещает уже с 2011 года. Этот самый «пятничный намаз» давно в стране стал крылатым выражением, обозначающим то, чему не суждено сбыться. Аналогичным образом, никого не интересует, как отреагирует Аксарай на недоуменную реакцию Москвы.

Вообще, это второй громкий вброс за последнее время, который совершило турецкое руководство. Первым было мнимое вступление страны в ШОС. Вторым стало рассматриваемое нами свержение Башара Асада силами турецкой армии и примкнувших к ним оппозиционных сил.

Итак, к чему прозвучало это заявление Р.Т.Эрдогана? Оговоримся – в высшей степени традиционное для турецкого лидера, за исключением того «медового месяца», который наступил в в российско-турецких отношениях после «вроде как бы» примирения. Перечисляем по степени возрастания важности.

Во-первых, на Иерусалимском саммите в Стамбуле перед тем, кто собрался в том зале, и перед арабской «улицей» президент Р.Т.Эрдоган не может выступать иначе. У него имидж такой – непримиримого борца с исламофобией и с «тиранами и душегубами» вроде сирийского президента. А имидж обязывает выступать с жесткими заявлениями.

Во-вторых, это сигнал ближневосточным партнерам, включая Саудовскую Аравию и Катар, о том, что Турция – по прежнему, их стратегический союзник. Невзирая ни на какие реверансы в сторону вновь избранного президента США Д.Трампа (на продолжение стратегического партнерства с которыми турецкая сторона рассчитывает, при условии выдачи беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена) и в сторону Москвы, с которой состоялось «бурное примирение» после тяжелейшей ссоры.

Ну и в третьих, неслучайно, что заявление прозвучало накануне визита в Турцию министра иностранных дел России С.Лаврова, который прибывает в Аланью 1 декабря. Очевидно, что турецкая сторона лоббирует полное снятие санкций против турецкого бизнеса и возвращение сторон к безвизовому режиму проезда. Не говоря уже о прочих придумках, вроде того, чтобы разрешить взаимный въезд по внутренним документам и перейти на расчеты в национальных валютах. Которые в равной степени являются красивыми и абсолютно бессмысленными. При той волатильности, что наблюдается по курсу рубля и лиры, появление валютной оговорки в соглашении – абсолютно неизбежно, что делает бессмысленным подобную модель взаиморасчетов. Не говоря уже об использовании на этом этапе отношений внутренних документов для поездок друг к другу.

Подводя черту, отметим, что Турция стремительно вращается в разные стороны, стремясь набирать со всех сторон как можно больше очков. Используя для этого любую пригодную риторику, хоть вступление в ШОС, хоть свержение режима Б.Асада. Страна находится в непростом экономическом положении, она сильно пострадала от разрыва отношений с Россией, от попытки переворота и введения режима чрезвычайного положения, от напряженности в отношениях с ЕС и прочее-прочее. И, самое главное – ни по одному из этих направлений никакими шагами она не в состоянии оперативным образом кардинально улучшить своё положение. Что в этой ситуации остается? Громогласная риторика, которая заставит на себя как-то реагировать зарубежных «партнеров».

Впрочем, если кто-то из российских официальных лиц и экспертов хочет к этой риторике «подвязаться» — это на их совести. Что же до всех остальных, тех — кто не гонится за рейтингом, то им лучше просто её игнорировать.

52.31MB | MySQL:103 | 0,562sec