Что стоит за американским законом, разрешающим поставки оружия сирийской оппозиции

Президент США Барак Обама приостановил действие некоторых ограничений, предусматриваемых законом об экспортном контроле США, в отношении поставок военного снаряжения и услуг силам, «поддерживающим специальные операции США по борьбе с терроризмом в Сирии». Соответствующее распоряжение главы американской администрации, отданное госсекретарю и министру обороны США, распространил в четверг вечером Белый дом. О каких именно поставках идет речь, из документа понять сложно, поскольку ссылка делается просто на определенные параграфы упомянутого закона. В аппарате Совета национальной безопасности США при Белом доме на просьбу корр. ТАСС о пояснениях пока не откликнулись. Б.Обама постановил, что такие поставки «иностранным силам, нерегулярным формированиям, группам или отдельным лицам, поддерживающим военные операции США по борьбе с терроризмом в Сирии, имеют чрезвычайно важное значение для интересов национальной безопасности США». Многочисленные эксперты сразу же расценили этот шаг уходящей американской администрации как последнюю попытку максимально испортить жизнь приходящему в Белый дом Д.Трампу. Трактовка следующая — закон будет принят, а вот отменить его уже очень сложно. Скажем сразу, что серьезно воспринимать такие заявления не стоит. Республиканский Конгресс просто бы не стал голосовать за закон, который бы не был бы согласован с будущим президентом США, который элементарно может наложить на него вето. Также пока необоснованным выглядят и рассуждения о том, что Вашингтон теперь в массовом порядке начнет снабжать вооружением группировки сирийской вооруженной оппозиции, без оглядки на их политические убеждения. В данном случае надо учитывать непреложный факт, который состоит в том, что мало принять закон, надо найти источники финансирования для его исполнения плюс программы обучения этих самых боевиков обращению с поставленным оружием. В Сирии привыкли воевать российским оружием и его китайскими аналогами, поэтому говорить о каком-то массовом насыщении этого рынка чисто американским современным вооружением мы бы не стали. Это в любом случае будут как минимум устаревшие и лимитированные образцы с той же конкретной специализацией типа минометов или противотанковых комплексов. При этом о поставках ПЗРК речь пока не идет. Противотанковые комплексы TOW при всех своих достоинствах не очень помогли антиправительственным силам переломить в свою пользу ситуацию на фронтах. При этом надо обязательно учитывать, что американцы будут все время оглядываться на то, чтобы это оружие не попало в руки реальных исламистов, например, «Джебхат ан-нусры» (переименована в «Джебхат Фатх аш-Шам», запрещена в России). У всех свежа в памяти «удачная» и дорогостоящая программа создания т.н. «новой оппозиции», в результате которой было подготовлено всего несколько десятков бойцов, которые сразу же ушли в ряды исламистов. Давать Москве еще один козырь в информационной войне Вашингтон не будет. Из принятия нынешнего закона становятся понятными и основные вехи трудного без сомнения недавнего диалога начальников штабов вооруженных сил США и Турции, который состоялся на базе Инджирлик в начале декабря с.г. Американец пытался убедить своего турецкого коллегу в том, что для взятия сирийской «столицы» «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)  Ракки необходимо массовое перевооружение подконтрольных США «Сил демократической Сирии» (СДС), которые безуспешно пытаются штурмовать этот город. Львиную долю из них составляют курды, и американец пытался убедить своего турецкого коллегу в том, что вооружение курдов из Партии демократического союза (ПДС) не нанесет ущерба национальной безопасности Турции. Рискнем предположить, что убедить ему в этом Анкару не удалось. Даже несмотря на «пряники» в виде льготных поставок в Турцию американского оружия необходимых спецификаций. Это прежде всего дроны, системы разминирования, вертолеты, системы координации артиллеристского огня, системы связи и бронемашины с усиленной противоминной защитой. Короче все то, в чем армия Турции испытывает дефицит, который стал очевиден в рамках борьбы турецких силовиков с курдскими боевиками. Переговоры закончились ничем, и американцы сделали «ход конем» в виде принятия нынешнего законопроекта. Если смотреть на него чисто формально, то получается, что Вашингтон готов снабжать оружием сирийскую вооруженную оппозицию. Мы уже выше отметили, почему это не совсем так. В данном законе очень много от пропагандистского ответа Москве в ответ на ее явную удачу в Алеппо. Допустим также, что американцы дадут отмашку своим союзникам в лице Турции, КСА и Катара по снабжению определенными видами вооружения лояльные им группы, четко оговорив, во многом формально конечно, условия таких поставок (непопадание вооружения в руки исламистов и т.п). Но при этом они будут допускать такую вероятность и даже скрытно ее приветствовать. Но в любом случае они будут распространять свое разрешение на очень лимитированное количество такого вооружения с конкретной спецификацией. При этом США будут учитывать и тот факт, что американские военные действуют и в Сирии, и в Ираке, и никто не может гарантировать того сценария, что по ним начнут работать теми же «Корнетами» или «Стрелами» некие повстанческие группы. Как это недавно случилось с турецкими военными.
В принятом законопроекте есть еще один важный нюанс. Он дает возможность корпорациям США под предлогом сирийского конфликта обойти существовавшее эмбарго на поставки аравийским монархиям и Турции новейших высокотехнологичных образцов американского вооружения. Ранее такой заперт существовал для дронов, тактических ракет, ряда образцов аэрокосмической продукции и систем связи. В этой связи те же ОАЭ и КСА пытались покупать прдукцию и технологии двойного назначения через южноафриканские посреднические компании. Теперь же все они официально попадают в категорию государств, входящих в «сирийскую коалицию» под эгидой Вашингтона, то есть под юрисдикцию принятого закона. Уже просочившиеся в СМИ утечки о сумме в 8 млрд долларов общих контрактов (ни какая сирийская оппозиция в одиночку такой объем просто не переварит ни по финансовым, ни по иным соображениям)- это лакомый кусок для американского ВПК, который на «распутье» (эта власть еще не ушла, а другая еще не пришла) пролоббировал нужный себе закон. Безусловно речь идет о государственных заказах, а сирийский аспект используется как ширма, хотя конечно какая-то свобода для поставок вооружения сирийской оппозиции у Саудовской Аравии и Катара теперь теоретически существует.

52.28MB | MySQL:103 | 0,510sec