Ирак: о ходе наступления на Мосул

3 декабря с.г. континент турецких войск вошел на территорию лагеря военизированной милиции Аль-Шикхан с целью «оказания содействия иракской армии по взятию Мосула». Турецкое подкрепление включает в себя три батальона с тяжелым вооружением. Они должны оказать содействие в освобождении ключевых пунктов провинции Найнава силам суннитской милиции «Национальные силы по освобождению Найнавы». О входе турецких войск сообщили одновременно курдские источники и ряд независимых СМИ. При этом командующий силами иракской армии Н.аль-Джибури и источники в Демократической партии Курдистана эту информацию опровергают. Военный лагерь Аль-Шикхан расположен на границе Дахука и Найнавы, в нем дислоцируются и проходят обучение под руководством турецких инструкторов примерно 3,5 тыс. боевиков суннитской милиции. Указанные силы должны выдвинуться к Мосулу в ближайшее время. По оценке большинства экспертов, пока рано говорить о реальном широкомасштабном входе турецких войск в Ирак и их участии в штурме «столицы» «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Скорее всего, речь идет прежде всего о ротации турецкого контингента в лагере, но не более того. Известна негативная реакция лично премьер-министра Х.аль-Абади на любой формат участия турецких войск в гражданской войне в Ираке. И этот момент, безусловно, будет учитывать Анкара, несмотря на все свое желание участвовать «в судьбе суннитской уммы» в Ираке. Если говорить откровенно, то турки в настоящее время больше волнуются по вопросу сохранения своего присутствия в Иракском Курдистане, нежели чем по вопросу участия в уличных боях в Мосуле или освобождения различных районов «суннитского треугольника». В курдской автономии наращивает свое влияние Иран, активно используя для этого контакты с кланом Дж.Талабани и Рабочей партией Курдистана. Причем степень этого сотрудничества там уже вышла на уровень присутствия инструкторов КСИР и размещения реактивных систем залпового огня. В данной ситуации Анкара пока только адекватно реагируют на эти маневры Тегерана, в том числе и путем размещения своего контингента и тренировки лояльной ей милиции.

При этом в штурме Мосула, похоже, намечается новый этап наступления. Иракский спецназ совместно с полицией и некими ополченцами начинает втягиваться в уличные бои. При этом, по неофициальным данным тех же американских военных, окончательная победа под Мосулом пока не проглядывается. Наступлении длится уже более пятидесяти дней, и американские военные вынуждены были уже два раза корректировать свои первоначальные планы. Судя по всему, им придется делать это третий раз. Нынешнее наступление (или, вернее, его попытка) иракского спецназа предпринято по личному указанию иракского премьера, который фактически «погнал» части иракской армии на штурм, мотивируя это тем, что паузы в наступлении способствуют «перегруппировке сторонников ИГ». Снова выступают на первый план политические резоны, что всегда вредит делу. Это ясно видно по тактике военных, которые пытаются наступать с одного восточного направления, что дает возможность командованию ИГ маневрировать своими силами и концентрировать их на приоритетных участках. Причем у коалиции и иракского командования явно сдают нервы. Последние по времени авиаудары по изначально гражданским целям, в общем-то, свидетельствует о том, что иракские силовики и американцы пришли к тактике насильственного выдавливания суннитского населения из Мосула и еще контролируемых ИГ населенных пунктов. К этой же тактике надо отнести и уничтожение водонапорных станций в Мосуле, что фактически лишает чистой воды почти 650 тыссяч человек. Нервозность Х.аль-Абади и американцев в особенности объясняется не только чисто военными причинами. В октябре иракский премьер подвергся беспрецедентному давлению по всем каналам со стороны Тегерана, который требовал ради пользы дела и сохранения позитивной наступательной динамики под Мосулом привлечь к активным боевым действиям лояльные иранцам шиитские Силы народной мобилизации. Такому сценарию, кстати, активно сопротивляется и командование иракской армии.

При этом американские советники жалуются на то, что сторонники ИГ хорошо подготовились к обороне. Этот очевидный факт почему-то обижает американских военных. Они сетуют на то, что артиллерия правительственных сил в условиях города становится малоэффективной. Особенно с учетом того, что противник сумел прорыть целую систему подземных тоннелей под Мосулом, что позволяет спокойно и скрытно перемещаться из одной части города в другую. Причем отряды ИГ появляются в тех кварталах, которые иракские военные уже объявили «освобожденными». Сторонники ИГ активно используют мины-ловушки и заминированные автомобили. Узкие улицы и скрытые гаражи позволяют смертникам легко и неожиданно атаковать наступающие колонны. В среднем такие атаки происходят 15 раз за день. При этом предотвратить их с помощью противотанковых ракет и авиации, что уже было опробовано в полевых условиях, практически невозможно. Наступающие также продемонстрировали слабую эффективность останавливать таких смертников на автомашинах с помощью легкого оружия в силу их кустарной, но бронирования. Одновременно с учетом зимних условий, туманов и дождей командование ИГ фактически незаметно для атакующих успешно использует тактику неожиданных рейдов мобильными группами с тяжелым вооружением в тыл иракских частей с учетом практического отсутствия сплошной линии фронта. Имеет место также путаница с тактикой иракских властей и командования армии по вопросу выдавливания местного населения из города. Армия призывает население остаться на месте, премьер Х.аль-Абади наоборот призывает его покинуть Мосул, при этом абсолютно не учитывая потенциальную возможность имеющихся лагерей по их приему. Это чревато гуманитарными рисками в краткосрочной перспективе.

Касаясь нынешней ситуации в Мосуле и динамике наступления, отметим, что спецназ, который сумел закрепиться на восточных окраинах города, испытывает недостаток поддержки со стороны 9-й дивизии. Танки последней несколько раз пытались войти в городские кварталы, но все время напарывались на засады и были вынуждены отступать. Общие потери иракских войск при этом только в ноябре составили около 2000 человек. Сейчас на поддержку 9-й дивизии спешно подтягиваются силы 15-й и 16-й дивизий, что означает по факту концентрации практически всех наступающих сил на одном восточном направлении. Одновременно части 15-й дивизии контролируют очень узкий участок фронта на юге-западе, в основном по дороге от Мосула до Телль-Афара. Все это пока только подготовка к наступлению, но в бои все больше втягиваются американские военные, которые начали участвовать в непосредственных боевых действиях на улицах Мосула.

52.31MB | MySQL:103 | 0,526sec