Военно-техническое сотрудничество Турции и Пакистана и его влияние на китайско-пакистанские отношения

По информации СМИ КНР, на прошедшей в период с 22 по 25 ноября 2016 г. в г.Карачи 9-ой Международной выставке обороны IDEAS2016 представители турецкой компании Turkish Aerospace Industries подписали контракт с Министерством обороны Пакистана на поставку 40 ударных вертолетов Т-129 «АТАК» стоимостью 2 млрд долл. США. Фактически данный контракт нарушает давние планы представителей ОПК КНР на поставку вертолетной техники в Пакистан, а именно легких ударных вертолетов «Чжи-10» (разработка 602 и 608 НИИ Changhe Aircraft Industries Corporation).

Известно, что пакистанские военные вели переговоры о приобретении данных вертолетов с турецкой стороной уже пять лет, поскольку подобный легкий ударный вертолет полностью отвечает требованиям военного руководства Исламабада. Затягивание реализации сделки обусловлено следующими причинами.

Во-первых, ВС Республики Турция необходимо сначала получить в свое распоряжение около 90 вертолетов Т-129 «АТАК», которые производятся по лицензии итальянской компании-разработчика AgustaWestland.

На турецкой версии вертолета устанавливаются оптико-электронные системы, электроника и авионика производства турецкой компании Aselsan и ракетное вооружение от другого турецкого производителя Roketsan. Остальные комплектующие оставлены без изменений. Самым важным компонентом вертолета Т-129 является газотурбинный двигатель (ГТД) LHTEC T800A-4 (Light Helicopter Turbine Engine Company T800). Данный двигатель был создан специалистами трех американских компаний – Garrett AiResearch, Honeywell International и Rolls-Roys в рамках работ над перспективным малозаметным ударным вертолетом RAH-66 Comanche, который так и не пошел в серийное производство, однако наработки по данной теме были использованы при конструировании других вертолетов и конвертопланов.

Двигатель оснащен цифровой системой управления и самодиагностики типа FADEC, компрессор высокого давления поставляется Honeywell International, а компрессор низкого давления предоставляет Rolls-Roys. Известно, что конструкторы и инженеры турецкой компании Turkish Aerospace Industries работают над созданием собственного ГТД, однако данный процесс затягивается.

С 2003 года американский двигатель применяется на вертолетах AW129, 159 (производства компании Augusta Westlan), US-1A KAI (производство японской компании Shin Maiwa), а также на демонстраторе технологий высокоскоростного вертолета Х2 от корпорации «Сикорски».

Во-вторых, опасения американских специалистов в области ОПК, связанные с возможным попаданием национальных разработок в руки китайской военной разведки, а затем на стол китайских конструкторов и инженеров. Известно, что перед специалистами ОПК КНР стоит стратегическая задача по созданию надежного и мощного газотурбинного двигателя для ударных вертолетов национальной разработки.

В настоящее время китайские производители предлагают собственную разработку WZ-16 (аналог ГТД РТ6С 67С пр-во канадского филиала Pratt&Whitney), которая обладает мощностью 1300–1500 л.с., однако до сих пор остается открытым вопрос о надежности данного двигателя, межремонтных интервалах и суммарном ресурсе силовой установки.

В борьбе за тендер китайские производители сначала направили в Пакистан три вертолета для проведения испытательных полетов и других тестов, в ходе которых вскрылись следующие недостатки:

– малая тяга двигателей при высокой температуре воздуха;

– плохая работа кондиционера в кабине.

При обстреле кабины выяснилось, что необходимо усилить бронирование кресел пилота и штурмана, а также увеличить толщину остекления для защиты экипажа от обстрела с земли с применением стрелкового оружия калибра 12,7 мм.

После доработки конструкции и отельных узлов в Пакистан были направлены еще четыре вертолета, которые должны были продемонстрировать «работу над ошибками». Кроме того, пакистанские летчики  должны были отработать тактику полетов парами и четверками, а также приемы группового пилотирования. Известно, что командование армейской авиации (АА) ВС Пакистана рассматривает вопрос о создании боевых групп АА, которые будут обеспечивать прикрытие подразделений специального назначения в ходе антитеррористических операций.

Также, известно, что в ходе борьбы за пакистанский контракт китайские производители вертолетной техники, вооружения и БЛА оперативной разведки предложили официальному Исламабаду расширить номенклатуру бортового вооружения «Чжи-10» за счет следующих образцов ВВТ:

– ПТУР большой дальности AG-300M/L (дальность пуска 18 и 40 км соответственно);

– тяжелая ПТУР «Красная стрела 8»;

– ЗУР TY-90 (дальность пуска 6 км);

– ракеты класса «воздух-земля» СМ-502KG (средняя дальность);

– высокоточные бомбы YZ-200;

– оперенная корректируемая планирующая бомба LS-6/50 XL;

– пусковая установка для 18 малокалиберных НУРС;

– контейнерная система постановки помех.

Следует отметить, что китайские производители также предложили пакистанским партнерам другую новейшую разработку – легкий ударный  вертолет Z-11WB, который создан на базе проверенного временем Z-11. Предназначение новой машины – оказание поддержки подразделениям антитеррора. Основное отличие новейшей модификации – сферическое остекление кабины пилотов, которое обеспечивает беспрецедентный обзор пилоту и штурману.

Для ведения разведки данный вертолет может быть оснащен компактным БЛА SW-6 (производство «Китайской авиапромышленной корпорации»).

ТТХ БЛА SW-6:

– длина: 1,6 м;

– размах передних крыльев: 2,4 м;

– размах задних крыльев: 2,9 м;

– вес: 20 кг;

– полезная нагрузка: 5 кг;

– скорость полета: 80–100 км/ч;

– практический потолок: 1000 м;

– продолжительность полета: 1 час

Однако все эти заманчивые предложения оружейников из Поднебесной не смогли обеспечить победу в соревновании с турецкими предприятиями ОПК, которые, вероятно, сделали более выгодное ценовое предложение официальному Исламабаду. Известно, что определенный интерес к турецкому Т-129 имеют военные специалисты из Объединенных Арабских Эмиратов, Иордании и Малайзии.

Следует обратить внимание, что на мероприятии в г.Карачи представители турецких компаний Savunma Teknolojileri Mühendislik A.Ş. (STM), Aselsan, Havelsan подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в модернизации трех ДЭПЛ проекта Augusta 90В (производства французской компании DCNS). Турецкие специалисты проведут модернизацию ДЭПЛ на заводе по модернизации ПЛ, расположенном на территории ВМБ Jinnah (г.Карачи), заменят системы боевого управления, связи, а также установят новую конформную гидроакустические станции. Так, компания Aselsan поставит систему радиотехнической разведки ARES-2SC/NS, которая предназначена для  сбора и обработки данных о РЛС вероятного противника, работающих в диапазоне частот от 2 до 18 ГГЦ. Известно, что одна из модификаций данной системы установлена на действующие ДЭПЛ проекта 209/1200 ВМС Турции, а указанная версия будет устанавливаться на строящиеся лодки проекта 214TN.

Другой субподрядчик – Airbus Defence and Space (DS) Optronics – предоставит турецким специалистам новейшие оптико-электронные и инфракрасные датчики серии OMS 200 и  перископ с приборами ночного видения SERO250.

Известно, что основным условием реализации контракта является проведение всесторонних испытаний первой модернизированной ПЛ, после которых представители ВС Пакистана примут решение о проведении работ на оставшихся двух лодках. Общая стоимость контракта составляет 350 млн долл. США. По заявлениям турецких специалистов для выполнения полного цикла работ на одной лодке необходимо от четырех до пяти месяцев.

Следует отметить, что военно-политическое руководство Пакистана высказывает интерес в развитии военно-технического сотрудничества с Анкарой, а именно планирует приобрести несколько малозаметных корветов проекта «Ада» (пр-во турецкой компании MILGEM), а также рассматривает возможность закупки новейших танков «Алтай» (пр-во турецкой компании OTOKAR).

В рамках выставки между МО Пакистана и турецкой компанией МКЕК был подписан контракт на поставку одного миллиона штурмовых винтовок МРТ-76 (калибр 5,56х45 мм) стоимостью 1,5 млрд долл. США, т.е. стоимость одной винтовки составляет 1500 долл. США, тогда как цена для ВС Турции составляет 1199 долл. США.

Таким образом, совершенно очевидно, что военно-политическое руководство Пакистана не желает полнстью попадать в военно-техническую зависимость от Пекина, хотя именно КНР является стратегическим партнером Исламабада в регионе и продолжает реализовывать как инфраструктурные проекты, так и делиться военными технологиями  с целью сдержать рост комплексной мощи Индии.

52.19MB | MySQL:103 | 0,483sec