Новый этап политики Турции в Сирии после договорённости по Алеппо

13 декабря у генерального консульства РФ в Стамбуле националисты организовали акцию протеста в связи с ситуацией в Алеппо. Протестующие скандировали антироссийские лозунги «Аллепо попал в руки беспощадных русских и Асада».  Затем  пресс-секретарь генконсульства Сергей Лосев сообщил российским СМИ, что здание генерального консульства находится под усиленной охраной и его сотрудникам никакого вреда причинено не было. Подобная акция протеста состоялась также около консульства Ирана.

По мнению ряда экспертов это является ярким доказательством того, что несмотря на огромную волну пропаганды о возобновившемся ещё с более большим размахом российско-турецком сотрудничестве, в особенности за последние месяцы, в турецкой общественности все ещё существует восприятие России как «угрозы с севера». Для турецкой общественности проводимая Турцией политика в Сирии провалилась, и народ винит в этом как собственноe правительство, так и его союзников.

В проправительственной газете «Йени Шафак» член Консультативного совета Ассоциации независимых промышленников и предпринимателей (MÜSİAD) Хайретин Кахраман, отвечая на вопрос, почему Турция не вошла в Алеппо, прямо ответил. «У нас на это не хватает сил. Цена слишком высока, чтоб пойти против союзников Башара Асада, а последствия будут не приемлемы».

Такого мнения придерживается ряд турецких экспертов. Бурханеттин Дуран, глава Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV), мозгового центра финансируемого правительством, полагает, что военная операция «Щит Евфрата» достигла предела,  перейдя черту,  после которой она столкнется с сопротивлением со стороны России и Соединенных Штатов. «Режим Асада продолжает становиться сильнее. После падения Алеппо режим будет схватывать каждую возможность восстановить контроль и в других крупных городах страны». По его прогнозам, сирийская оппозиция будет сидеть за столом переговоров теперь уже в гораздо более слабом положении.

Другой аналитик исследовательского центра  SETAV Джан Аджун, также считает, что в скором времени оппозиционные силы в других частях Сирии также будут постепенно ликвидированы и что в центрe внимания теперь будут события на политической арене. «Впредь Турции следует сосредоточить усилия на облегчении гуманитарного кризиса в Алеппо и других частях страны»,-отметил он.

По мнению известного турецкого журналиста, специалиста по внешней политики Турции Семиха Идиза, политика Анкары направленная на предотвращение приобретения территории вдоль турецко-сирийской границы сирийскими курдами полностью превзошла «желание увидеть конец президента Сирии Башара Асада».

Несмотря на то, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган до сих пор отыгрывает тему «свержения Асада» в различного рода переговорах, и иногда доходит до прямого заявления о том, что цель операции Анкары в Северной Сирии — «освобождение страны от диктатуры Башара Асада», однако затем неизбежно следует заявление премьер-министра Турции  Бинали Йылдырыма в интервью российским СМИ, что «операция под названием «Щит Евфрата» никак не связана с тем, что происходит в Алеппо, никак не связана со сменой режима в Сирии, имеет единственную цель — ликвидировать все присутствующие в регионе террористические элементы, в первую очередь, ИГ («Исламское государство», запрещено в России-авт.)».

Специалист по Ближнему Востоку Муса Озугурлу оценивает такие заявления президента Р.Т.Эрдогана как популистские и нацеленные на внутреннюю аудиторию.  «Турецкие войска уже три месяца находятся там, (в Сирии-авт.), и мы до сих пор не были очевидцами какой либо военной операции против правительственной армии.  Я полагаю, что в результате секретных переговоров Турция в скором времени выйдет из севера Сирии».

Для недопущения создания курдской автономии в Сирии, Турция не мешала сирийской армии освобождать Алеппо и, по некоторым данным, даже сдерживала подразделения Сирийской свободной армии, которые участвовали в турецкой операции «Щит Ефрата».

Как далее добавляет в своей статье  Семих Идиз, различные заявления Р.Т.Эрдогана показывают, что Анкара также будет приветствовать мир, в котором Россия играет доминирующую роль и  уравновешивает Запад, с которой у Турции отношения становятся все более напряженными: «Одновременно обещания Турции не выходить за пределы Эль-Баба, способствуют укреплению контроля Асада над Алеппо».

По мнению генерала-майора в отставке Армагана Куроглы, для Турции сотрудничество с Ираном и с Россией является жизненно важным для обеспечения территориальной целостности Сирии. Однако тут и более отчетливо демонстрируются противоречия между Анкарой, Тегераном и Москвой. Не случайно, что комментируя заявления главы внешнеполитического ведомства Турции Мевлюта Чавушоглы о проведении трехсторонней встречи представителей России, Турции и Ирана по сирийскому урегулированию в Москве 27 декабря, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что ‘»на высшем уровне контактов не предусматривается». Утверждается, что Иран ввел новые условия для прекращения огня в Алеппо и  российско-турецких переговоры об эвакуации мирного населения,  обострили турецко-иранские отношения. Пресс-секретарь МИД Турции Хусейин Муфтиоглу, разъясняя ситуацию, уклончиво заявил» «Это было бы не правильно  устанавливать дополнительные условия для договоренности по Алеппо. Усилия по эвакуации гражданских лиц из Алеппо и открытия гуманитарного коридора должны остаться отдельно, даже если у Ирана есть какие-то требования».

14-ого декабря в газете «Йени Шафак» появилась статья в которой отмечается, что Национальная разведывательная организация Турции (MIT), играла ведущую роль в обеспечении перемирия в Аллепо в течение трех недель интенсивных переговоров с Россией и Ираном, отмечая: «В соответствии достигнутой договоренности, будут эвакуированы 80000 гражданских лиц и 4000 повстанцев из районов ранее принадлежавших мятежникам в провинцию Идлиб, контролируемой оппозицией».

В этой ситуации остается не ясным,  останется ли эвакуированное население в Идлибе или перейдет через территорию Турции в другую оплот оппозиции  г.Азаз, который находится на сирийско-турецой границе. Вероятно, что эти детали все еще прорабатываются между Анкарой и Москвой. Однако надо отметить, что министр экономики Турции ранее заявил, что Турция собирается построить новый лагерь для 80000 тысяч сирийских беженцев.

Аззаз служит в качестве логистического центра для оппозиции, и теперь уже и для турецких  сил, участвующих в операции «Щит Евфрата» и по мнению исследователя специалистки публичной дипломатии Центра Вудро Вильсона в Вашингтоне, журналистки Амберин Заман, не было бы удивительно, если боевики из Алеппо были перемещены в этот город для присоединиться к операции.

Турецкое правительство не жалея усилий старается представить достигнутую договоренность о прекращении огня в Алеппо, как свою победу. Однако надо констатировать факт, что Анкара усилила свою деятельность на дипломатической арене. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу за последнее время провел интенсивные переговоры с американскими, российскими, катарскими и саудовскими коллегами по вопросу разработки способов безопасной эвакуации гражданских лиц и осуществления прекращения огня в Алеппо. Кроме того, 15 декабря Турция  присоединилась к международному совещанию против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Лондоне, на которой были представлены  четырнадцать стран, в том числе министр обороны Турции Фикри Ышык. А заявление президента России Владимира Путина, что переговоры по прекращению огня в Сирии проходят при посредничестве Турции и, в частности, что Анкара выполняет свои обязательство о чём он договорился лично с Р.Т.Эрдоганом ещё в Петербурге — «oказывать всяческое содействие в выводе тех боевиков, которые будут готовы сложить в Алеппо оружие, прежде всего, для сохранения жизни мирных граждан», доказывает, что договоренность была достигнута благодаря активным российско-турецким переговорам.

52.2MB | MySQL:103 | 0,467sec