Религиозный фактор и международный имидж Египта

Египет – крупнейшая по численности населения страна Арабского Востока. В 2003 г. число египтян, живущих в «стране Нила», перевалило за 70-миллионную отметку. Большая часть жителей АРЕ – свыше 90 проц. – исповедует ислам /почти все – суннитского толка/, оставшаяся – последователи различных направлений христианства. В стране сосредоточены религиозные центры и святыни, связанные как с исламом, так и с христианством. Это позволяет Египту называться одним из центров мусульманского мира и вместе с этим приковывает особое внимание со стороны христианского мира.

Современный Египет предстает перед международным сообществом страной с крепкими мусульманскими традициями, которые существенным образом влияют на государственное устройство страны и ее общественный уклад. Египет по праву считается одним из крупнейших центров мусульманского богословия. В столице страны Каире расположен один из наиболее известных и уважаемых в мире мусульманских теологических университетов Аль-Азхар, что придает Египту большую значимость в глазах мусульманского мира.

История Аль-Азхара неразрывно связана с историей самого Египта. Аль-Азхар начал строится еще в X в. одновременно с Каиром и при разных правителях переживал и взлеты, и падения. За многие века Аль-Азхар не утратил своего значения для мусульманского мира, и по сей день остается важным оплотом юридических, богословских дисциплин и арабской филологии на Ближнем Востоке. Диплом выпускника Аль-Азхара ценится очень высоко во всем мусульманском мире.

Главой Аль-Азхара является шейх Мухаммед Сейед Тантауи – фигура в мусульманском мире весьма уважаемая и авторитетная. Это один из наиболее влиятельных религиозных деятелей ислама суннитского толка. В самом Египте шейх Аль-Азхара превосходит в значимости и популярности главного муфтия страны.

Университет Аль-Азхар пользуется поддержкой египетского руководства. Через его деятельность за рубежом Египет поддерживает свое влияние в мусульманском мире. Несмотря на то, что основные святыни ислама находятся в Саудовской Аравии, а король этой страны именуется «Служителем двух Священных Мечетей» в Мекке и Медине, Египет не оставляет попыток занять лидирующую позицию в арабском мире, не только в политической сфере, но и в духовно-религиозной.

Значение Аль-Азхара растет с учетом объективных факторов – увеличения численности мусульманского населения, особенно в развивающихся странах, и как следствие, повышается спрос на религиозное образование. Аль-Азхар готовит улемов /богословов/ и проповедников для многих стран мира.

Одним из основных направлений деятельности университета является экспорт ислама – его мировоззрения, идеологии и методологии. Аль-Азхар осуществляет свою деятельность через многочисленные мусульманские центры. Через свои зарубежные структуры Аль-Азхар распространяет ислам и ведет пропаганду на Западе.

Руководство ставит перед собой задачу открытия филиалов Аль-Азхара в разных уголках земли, целью деятельности которых должно стать возрождение идей ислама и всемерное укрепление его позиций. Весьма активную миссионерскую деятельность Аль-Азхар ведет в Африке, где процент принимающих ислам регулярно растет. Африканцам предоставляется большинство из ежегодно выделяемых университетом стипендий.

В Египте с тревогой наблюдают за тем, как определенные политические круги на Западе проводят антиисламскую пропаганду, эксплуатируя чувства людей, возникшие после терактов 11 сентября 2001 года в США. Египет как один из центров мусульманского богословия стремится очистить имя ислама – одной из мировых религий, которую на Западе нередко связывают с крайне радикальными формами политической борьбы. В Египте считают своим долгом вести борьбу с религиозным экстремизмом и искаженным толкованием ислама. С этой целью министерство по делам вакуфов Египта и руководство университета Аль-Азхар время от времени отправляют в разные уголки мира группы богословов, в чью обязанность вменяется разоблачение религиозных деятелей, которые, прикрываясь Кораном, призывают к насилию и таким образом дискредитируют ислам. С помощью эмиссаров-богословов Аль-Азхар стремится довести до людей в разных уголках земного шара истинный смысл ислама, и тем самым, ответить критикам ислама, которых на Западе, в том числе и в среде политической элиты, можно встретить нередко.

Активность движений политического ислама, включая и радикальных, во второй половине 90-х гг. XX – начале XXI вв. внутри самого Египта существенно спала. Это случилось во многом благодаря ужесточению политики властей по отношению к экстремистским группировкам, а также одностороннему отказу некоторых из них от вооруженной борьбы. Последний крупный террористический акт в Египте произошел в ноябре 1997 году, когда экстремистами из группировки «Аль-Гамаа аль-Исламия», крупнейшей в стране радикальной исламистской организации, были убиты 58 иностранных туристов и четверо египтян близ города Луксор на юге страны.

Мусульманский фактор, несмотря на свою несомненную значимость, не является единственным во внутренней и внешней политике АРЕ. В Египте проживает самая многочисленная христианская община на всем Арабском Востоке, подавляющее большинство в которой составляют копты.

Данные относительно численности коптов в Египте существенно разнятся. Так, согласно официальной информации, коптское население в АРЕ составляет 3 млн. человек. Коптская община придерживается цифры в 5 млн., а некоторые копты утверждают, что их численность составляет 8-10 млн. человек. По мнению некоторых российских ученых, копты-христиане составляют примерно десятую часть населения Египта, то есть около 7 млн. человек. Большинство христиан-коптов живет в городах Верхнего и Среднего Египта. Стоит также отметить, что копты в наше время живут не только в «стране пирамид», но и далеко за ее пределами. Крупные общины коптов вне Египта проживают в США и Канаде.

Официальный Каир демонстрирует терпимость к представителям различных конфессиональных групп, проживающим на территории Египта. Несмотря на то, что официальной религией Египта по Конституции является ислам, власть носит светский характер. Власти страны всячески стремятся снизить межконфессиональную напряженность, пик которой, по мнению большинства наблюдателей, остался позади, в двадцатом веке. Власти стремятся показать, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство.

В целях подкрепления данной политики, начиная с 2003 г., православное Рождество, отмечаемое 7 января, было объявлено властями АРЕ общенациональным праздником и выходным днем. Возглавляющий коптскую ортодоксальную церковь Папа Александрийский, патриарх Престола Святого Марка Шенуда Ш назвал данное решение президента Египта Хосни Мубарака «смелым и мудрым». А местная пресса и вовсе охарактеризовала этот шаг египетских властей как «исторический».

В Рождественском богослужении в кафедральном соборе Святого Марка в Каире, состоявшемся 7 января 2003 г. приняли участие тысячи коптов. Присутствовал на литургии и секретарь по политическим вопросам правящей Национал-демократической партии /НДП/ Египта, сын президента страны Гамаль Мубарак, а также некоторые члены египетского правительства. Подобный шаг был призван продемонстрировать солидарность египетского общества, признающего коптский праздник как всеегипетский.

Идя навстречу пожеланиям христианской общины страны и объявляя коптский праздник всеегипетским, Каир стремится привлечь внимание международного сообщества к тем позитивным изменениям, которые происходят в египетском обществе в сфере прав религиозных меньшинств.

В ноябре 2001 г. египетские христиане отметили 30-летие возведения в сан главы коптской христианской церкви папы Шенуды III. Он является 117-м по счету главой коптской церкви. Приветствия и поздравления в связи с юбилеем ему направили предстоятели церквей целого ряда стран Ближнего Востока. «За прошедшие 30 лет Его святейшество не только проповедовал христианскую веру, но и сам жил в соответствии с ее установлениями. Он сделал Церковь ближе к людям, а людей – к Церкви», – отмечается в послании, направленному папе от имени Всемирного совета церквей.

Глава египетских коптов ведет активную внешнюю политику, его знают далеко за пределами Востока. Приоритетом во внешней политике коптских руководителей являются связи с представителями восточно-христианских церквей. Копты не признают главенства Ватикана. Так, коптская община настороженно отнеслась к визиту Папы Римского Иоанна Павла II в Египет в 2000 году. По мнению коптов, целью визита понтифика было объединить католиков и коптов после многих веков теологических споров. Однако копты-христиане склонны считать своим духовным лидером папу Шенуду III.

Власти Египта хотят создать общество гражданского согласия – задача, которая может быть выполнена лишь в случае устранения межконфессиональных трений. Египетские власти за последнее время добились заметных успехов в деле строительства общества гражданского согласия, где приоритетным направлением является мирное сосуществование различных этносов и конфессий. Но вместе с тем, есть внешние силы, стремящиеся использовать религиозную карту в своих попытках дестабилизировать обстановку в Египте. В частности, некоторые средства массовой информации в США время от времени поднимают вопрос о притеснениях христиан-коптов в Египте. Сами египетские копты считают подобные инсинуации попыткой влиять на внутриполитическую обстановку в АРЕ.

Шенуда III не раз выступал с осуждением тех коптов за рубежом, прежде всего, живущих в США, кто своими заявлениями по поводу притеснений христиан в Египте старается нарушить межконфессиональный мир в стране. В Конгрессе США даже звучали требования снизить объемы ежегодной американской помощи Египту в качестве наказания за гонения на религиозные меньшинства. Хотя отношения между Египтом и США остаются довольно тесными, Вашингтон, видимо, не прочь заполучить лишний рычаг давления на Каир на тот случай, если египетские власти решат проводить политику, отличающуюся от американского видения.

В 2001 г. в одной из крупнейших американских газет было опубликовано обращение египетских коптов к коптам США. В нем жители «страны на Ниле» указывали на те колоссальные успехи, которых добились египетские власти в деле улучшения прав коптов. Обращалось внимание на то, что в период правления Мубарака увеличилось число коптов, занимающих высокие государственные должности. Египетские копты обратились с призывом к коптам, живущим за рубежом посетить АРЕ, чтобы продемонстрировать всему миру единство мусульман и христиан Египта.

Надо сказать, что критических замечаний коптов, живущих за пределами Египта, по поводу политики официального Каира к религиозным меньшинствам, за годы правления Хосни Мубарака стало значительно меньше. Очевидно, что это произошло в результате достижения реальных успехов в деле создания в атмосферы толерантности в египетском обществе и улучшения положения коптов.

Определенная напряженность в отношениях между мусульманской и христианской общинами Египта существует, однако, она не способна никоим образом дестабилизировать обстановку в стране. Некоторое обострение конфессиональных отношений имело место в 90-е гг. XX века. Наиболее крупное столкновение между мусульманами и коптами за последнее десятилетие произошло в южноегипетской деревне Аль-Кушх в декабре 1999 года. Тогда в результате стычек погибли 20 человек, а 33 – ранены. На сегодняшний день отношения между мусульманами и коптами отличает стабильность.

Одной из причин мирного сосуществования в наше время мусульман и христиан в Египте является историческая подоплека. Из древних источников хорошо известно, что в 639 году продвижение малочисленного отряда арабского военачальника Амра ибн аль-Аса к дельте Нила из ранее завоеванной мусульманами Палестины облегчалось значительной поддержкой и помощью местного населения. Копты-монофизиты видели в мусульманах своих освободителей от византийского гнета, резко усугубившегося при правившем тогда в Константинополе ревностном борце со схизмой императоре Ираклии.

По существу, мусульманский меч представлялся коптам «божественной десницей», карающей их жестоких правителей. Горячо любимый всеми египтянами патриарх Вениамин разослал послание, в котором открыто призывал коптов поддержать отряд Амра ибн аль-Аса. За год арабский военачальник сумел подчинить себе весь Египет, укрепить свои отношения с местным населением и администрацией, а также выстроить военный лагерь Фустат, давший впоследствии начало Каиру.

И арабские страны, и Запад, и даже соседний Израиль, заинтересованы в том, чтобы в Египте царили мир и спокойствие. Этого требует особое положение Египта, играющего роль посредника между Арабским миром и Западом, особенно в том, что касается насущных политических вопросов арабского сообщества. В этом смысле нынешний правящий режим во главе с опытным Хосни Мубараком, многих устраивает.

Хосни Мубарак стремится сделать роль своей страны в межарабских отношениях как можно более весомой. На международной арене за более чем два десятилетия президентства Хосни Мубарак успел зарекомендовать себя как внушающая доверие фигура. Учитывая в целом благоприятные отношения Каира с Западом, а также большой интеллектуальный потенциал «страны пирамид», на Западе нередко звучат голоса, что Египет – это будущий «тигр Нила», которого ждет быстрый и блестящий подъем, подобно некоторым странам Юго-Восточной Азии.

Активное участие официального Каира практически во всех политических процессах в регионе, наличие в стране двух крупных конфессий, стремящихся играть активную роль в жизни государства и за рубежом, формирует особый имидж Египта на Ближнем Востоке, где мусульмане и христиане живут вместе на протяжении многих веков. Запад делает ставку на Египет в своих ближневосточных делах, и все чаще дает понять об этом другим арабским странам. Взамен подобным авансам и реверансам, Запад требует от Каира проведения демократических преобразований, соблюдения прав религиозных меньшинств. Безусловно, западные партнеры Египта следят за судьбой представителей христианских общин. Европа всегда видела в христианах Ближнего Востока опору для продвижения своего влияния.

Хотя политическое представительство коптов в государственных структурах АРЕ не так велико, они активно участвуют в экономической жизни страны. Копты в египетском социуме занимают весьма достойное место, они довольно успешно занимаются частным предпринимательством. Среди египетских коптов много преуспевающих врачей, юристов и бизнесменов. Большая их часть формирует так называемый средний класс, что в условиях Египта с его социально-экономическими трудностями и существенным разрывом между богатыми и бедными можно считать солидным достижением. Как минимум один представитель коптской общины имеет портфель в кабинете министров. В последние несколько лет копты были назначены в руководящий комитет правящей Национал-демократической партии, которую возглавляет президент Хосни Мубарак и которая имеет большинство мест в парламенте.

Некоторые из египтян-коптов играют весомую роль не только в общественно-политической жизни страны, но и хорошо известны за рубежом. Пожалуй, самым известным коптом в мире на сегодняшний день является египтянин Бутрос Бутрос Гали, выходец из знатной коптской семьи. Государственный министр по иностранным делам Египта, генеральный секретарь ООН, затем ставший генеральным секретарем Международной организации франкоязычных государств, и, наконец, с января 2004 года – глава первого в истории Египта Национального комитета по правам человека.

Главный шейх Аль-Азхара Сейед Мухаммед Тантауи и коптский папа Шенуда III демонстрируют взаимопонимание и взаимоуважение. Оба часто выступают с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики. Так, Тантауи и Шенуда III не раз выражали поддержку палестинскому народу и признавали право палестинцев на сопротивление израильской оккупации. Довольно жесткие политические заявления представителей христианских общин лишний раз демонстрируют, что протест против американского влияния в регионе и израильской оккупации арабских земель носит отнюдь не исключительно мусульманский характер, как это стремятся представить некоторые средства массовой информации.

Копты Египта входят в так называемый Ближневосточный Совет Церквей – региональную организацию, объединяющую 28 христианских конфессий и представляющую интересы около 15 млн. христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Эта организация в своей деятельности старается реагировать на сложную обстановку, сложившуюся в регионе Ближнего Востока. Так, в апреле 2003 года, в самый разгар американской операции в Ираке генеральный секретарь Ближневосточного Совета Церквей Рияд Джерджур обратился к арабам-христианам во всем мире с призывом воздержаться от широкого празднования Пасхи. «Как мы можем праздновать Пасху в то время, когда народ Ирака все еще хоронит своих погибших?» – говорилось обращении Джерджура к пастве. Глава Совета Церквей призвал арабов-христиан к солидарности со всем арабским миром. По его словам, христиане должны проявить солидарность и с палестинцами на оккупированных территориях, которые подвергаются постоянной агрессии со стороны Израиля.

В 1999 году оба религиозных лидера – шейх Тантауи и папа Шенуда III – приветствовали избрание Хосни Мубарака на пост президента Египта на очередной шестилетний срок. Мубарак пользуется доверием у большинства коптов, кто давно живет за пределами Египта. По мнению авторитетных коптов, именно в эпоху правления Хосни Мубарака копты заняли более достойное место в египетском обществе. Для большинства из них Мубарак – лидер, истинной целью правления которого является сплочение египетской нации и достижении стабильности в обществе.

Значение Египта для христианского мира весьма велико. Египтяне создали собственную ветвь ортодоксального христианства – коптскую, основателем которой считается Святой Марк Евангелист. Также Египет – родина христианского монашества. Его основателем в свою очередь считают святого Антония. Культура египетских коптов является неотъемлемой частью всей египетской культуры. На территории страны расположены известные христианские храмы и монастыри – уникальные хранители христианских традиций и ценностей.

В самом известном монастыре Египта – Святой Екатерины находится упомянутая в Библии Неопалимая купина, из которой Бог в пламени огня обратился к Моисею. Монастырская библиотека по числу и ценности рукописей немногим уступает библиотеке Ватикана и насчитывает более 6 тысяч томов книг и манускриптов. Из примерно 3 тысяч манускриптов две трети написаны по-гречески, остальные – на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Египетские христиане гордятся тем, что когда-то их земля стала прибежищем для Святого Семейства. Ведь именно в Египте, по меньшей мере, два года укрывались Богородица с маленьким Иисусом, спасаясь от преследований царя Ирода. По этой причине египтяне считают свою страну частью Святой Земли.

Богатое историческое наследие ислама и христианства на территории Египта, а также долгие годы мирного сосуществования религиозных общин – все это положительным образом сказывается не только на внешнеполитическом имидже страны, но и на ее туристической привлекательности. Египет – не только родина пирамид и сфинксов, но и страна, на чьей территории сосредоточены многочисленные мечети, мусульманские школы, христианские святыни, одна из древнейших синагог Африки и многое другое.

Накануне III тысячелетия египтяне решили внести свою лепту в празднование 2000-летия рождения Спасителя и нанести на туристическую карту страны новый маршрут, связанный с именем Иисуса Христа. Он получил название «Святое семейство в Египте». Министерство туризма в рамках реализации данной программы осуществило реставрацию наиболее важных объектов этого маршрута, а также привело в надлежащий вид подъездные пути к ним, существенно улучшив тем самым «туристическую инфраструктуру».

Потенциал религиозного туризма на Ближнем Востоке и, в частности, в Египте огромен. В АРЕ помимо наследия эпохи фараонов в виде пирамид, храмов и подземных гробниц находится множество исторических памятников, свидетельствующих о том, что Египет был колыбелью двух мировых религий – ислама и христианства.

В начале третьего тысячелетия Египет имеет для России особое значение. Хотя уровень политического и военно-экономического сотрудничества между двумя нашими странами ниже, чем в 50-70-е гг. XX века, во многом именно через Египет происходит общение россиян с культурой Востока. В немалой степени этому способствует важная роль Египта как духовного и культурного центра на Арабском Востоке.

52.27MB | MySQL:103 | 0,413sec