Кто стоит за «заговором» против Алжира?

Начальник штаба алжирских вооруженных сил, заместитель министра обороны АНДР генерал-лейтенант Ахмед Гаид Салах 23 декабря публично заявил о наличии «заговора врагов против Алжира».

В частности, он заявил: «Враги Алжира никогда не остановятся перед тем, чтобы продемонстрировать ему свои обиды. Это требует от всех нас осознание этих проблем и чрезвычайной крайней бдительность. Наша цель – сорвать эти злые и отчаянные замыслы. Это наша обязанность как наследников Национально-освободительной Армии – служить своей Родины и своему народу и эти усилия всегда находят поддержку со стороны Его Превосходительства президента Республики, верховного руководителя вооруженных сил, министра национальной обороны, поскольку соблюдение этих принципов – обязанность национальной армии Алжира перед своим народом и перед историей. История не простит тех, кто проявит халатность в отношении своей страны».

Данное заявление он сделал в ходе продолжающегося им посещения военных округов страны. Это произошло в Оране во время его трехдневного пребывания во 2-м военном округе.

Примечательно, что это произошло вскоре после другого его громкого заявления, в котором он огласил, что его подчиненные в скором времени должны полностью ликвидировать на территории страны «остатки терроризма».

Однако теперь он также неожиданно сменил победные реляции на тревожные. Причем опять сделал это не за «закрытыми» дверями, а публично.

Впрочем, и на этот раз он указал, что военные «провалят замыслы заговорщиков».

Следует отметить, что произошло это по официальным данным алжирского Минобороны, в ходе его инспекционной поездки. Но в этой связи обращает на себя внимание, что обычно срок посещения им военных округов в прежние годы ограничивался одним днем, тогда как сейчас он выделил лишь на одну подобную войсковую единицу целых три дня.

Примечательно, что в ходе этой поездки Ахмед Гаид Салах активно посещал входящие во 2-й военный округ подразделения, особенно элитные (например, 4-й полк 8-й танковой дивизии), активно общался с их командирами и заверял, что все те достижения, достигнутые в плане улучшения условий работы и быта личного состава произошли, главным образом, благодаря его личным усилиям.

Кроме того, он указал, что не остановится перед дальнейшим увеличением мощи вооруженных сил: «В сегодняшнем мире, как вы знаете, нет места для слабых, поэтому армия Алжира должна для успешного противостояния враждебным замыслам постоянно усиливать свой потенциал».

Одновременно при посещении мест расположения воинских частей он выступил в несвойственной своему рангу роли. Так, он раздавал в том числе полковым командирам директивы относительно поддержания их постоянной боеготовности, как техники, так и экипажей, а также соблюдения планового технического обслуживания имущества и оборудования», когда это должны были делать их непосредственные начальники.

И, согласно дальнейшим действиям Ахмеда Гаида Салаха, на столь странное нарушение армейской субординации его и вынудила складывающаяся непростая ситуация в стране. Примечательно, что в своем выступлении он вышел за свои сугубо военные рамки. В частности, на встречу «по безопасности» в Оране, на которую он созвал крупных военачальников 2-го округа, были приглашены и представители прочих силовых ведомств, непосредственно отвечающих за безопасность.

Кроме того, он обратился не только к своим непосредственным подчиненным, но и к молодежи, призвав ее активно помогать армии, чтобы «перехитрить замыслы врагов», поскольку «к этому обязывают кровь и жертвы, пролитые их предками в борьбе за ее независимость.

Таким образом, исходя из деталей поведения Ахмеда Гаида Салаха, проявляющего в своих многодневных поездках удивительную для 76-летнего человека активность, представляется, что столь отчаянными действиями он пытается восстановить пошатнувшееся доверие в связи с возникновением «шероховатостей» в отношениях с представителями президентского окружения.

Это обострение произошло летом-осенью текущего года, когда он вышел за отведенные ему сугубо военные рамки и стал допускать явный интерес к политической жизни в стране, в частности, сблизившись с бывшим протеже президента АНДР Абдельазиза Бутефлики Амаром Саадани, на тот момент еще занимавшим пост генсека главной «партии власти» страны – Фронта национального освобождения (ФНО).

Впрочем, еще раньше во многом благодаря их успешному союзу и удалось отправить на пенсию казавшегося многим всесильным главу спецслужбы DRS генерала Мухаммеда Медьена.

Впрочем, на этом их «политическая дружба» не закончилась. Ее завершило распоряжение, сделанное из президентского дворца Эль-Мурадия, согласно которому А.Саадани лишился своего поста. В сложившейся ситуации, когда последнего убрали с занимаемой им должности, самому Ахмеду Гаиду Салаху приходится дополнительно доказывать свою нужность и одновременно показывать работоспособность для продолжения непосредственного руководства вооруженными силами Алжира.

Соответственно, выражение готовности «сорвать заговор» (без конкретного указания его непосредственных участников) также демонстрирует его верность президенту.

Вместе с тем, столь близкое и тесное общение не только с военными, но и с прочими силовиками, как и явно политическое обращение к молодежи вкупе с явной демонстрацией им его собственных достижений может, напротив, вызвать у представителей президентского окружения обратную реакцию.

Например, ими это может быть истолковано как будто Ахмед Гаид Салах пытается им показать свой авторитет среди силовиков на случай все более вероятного своего увольнения после недопустимого для военного, да еще такого ранга, неоднократного «политического флирта», пусть даже и допущенного в рамках самой государственной системы страны.

Впрочем, как представляется, для конечного определения его судьбы у противников генерала сейчас достаточно сжатые по времени сроки. Это либо следует делать сейчас, в ближайшие месяцы до проведения парламентских выборов 2017 года, либо после них.

Или, во всяком случае, это придется делать до президентских выборов 2019 года (на которые Ахмед Гаид Салах способен как минимум серьезно повлиять или даже попытаться выставить собственную кандидатуру), чтобы избежать с его стороны каких-либо неожиданностей в условиях, когда «партия власти» может в очередной раз выдвинуть на пост главы государства действующего президента.

52.32MB | MySQL:106 | 0,690sec