О председателе ОПЕК Мухаммеде Баркиндо

Личность Мухаммеда Баркиндо

Мухаммед Сануси Баркиндо родился в апреле 1959 г. в нигерийском городе Йола штата Адамава. Он получил звание бакалавра политических наук в университете Ahmadu Bello University в Нигерии в 1981 г., а в 1988 г. отучился на программе «Экономика нефтегазовой отрасли» в британском Оксфорде.

В 1991 г. М.Баркиндо получил степень MBA (престижная степень магистра в области делового администрирования) со специализацией в области финансов и банкинга в Университете Вашингтона в США. С 2013 по 2016 г. он был ассоциированным профессором в университет Джорда Мейсона в американском штате Вирджиния.

Профессиональную карьеру М.Баркиндо начал в 1982 г. и быстро продвигался по карьерной лестнице. В 1984 г., через два года после начала работы в Нигерийской горнодобывающей корпорации, он был назначен специальным помощником министра горнодобывающей промышленности. Два года спустя М.Баркиндо занял такую же должность, но уже в Министерстве нефтяных ресурсов Нигерии. Тогда же, в 1986 г. он на год стал представителем нигерийской делегации в ОПЕК, а затем занимал эту должность с 1993 г. по 2008 г.

Кроме того, в течение 15 лет он был членом экономической комиссии ОПЕК от Нигерии. С 1992 г. М.Баркиндо занимал разные должности в Нигерийской государственной нефтяной компании NNPC вплоть до высшего руководства компанией (2009 – 2010 гг.).

Оставаясь на службе в NNPC М.Баркиндо продолжал работать в ОПЕК, а также руководить некоторыми другими организациями, например, он был заместителем главного директора компании по производству СПГ NLNG (совместное предприятие NNPC, англо-голландской Shell, французской Total и итальянской Eni).

В период с января по декабрь 2006 г. М Баркиндо исполнял обязанности генерального секретаря организации, а на 169 заседании ОПЕК, прошедшем в июне 2016 г., его избрали генеральным секретарем картеля сроком на три года.

М.Баркиндо часто называют «правой рукой» влиятельного государственного деятеля Нигерии Рилану Лукмана (ушел из жизни в 2014 г.). Р.Лукман занимал должность генсека ОПЕК на протяжении пяти лет (один из наиболее долгих сроков на этом посту) в период с 1995 по 2000 гг.

М.Баркиндо на протяжении почти всей своей карьеры, действительно, работал под руководством Р.Лукмана, будучи его помощником во время пребывания того на посту министра горнорудной промышленности и позднее, когда Р.Лукман стал министром нефтяных ресурсов.

М.Баркиндо и Р.Лукман имели схожие взгляды на то, в каком направлении должна развиваться национальная нефтяная отрасль и то, каким образом модернизировать национальную нефтяную компанию NNPC. По этому поводу зачастую их позиция расходилась с политикой президентов, находившихся у власти.

О сложной доле генсека ОПЕК

Отметим, что предшественник М.Баркиндо на посту генсека – ливиец Абдалла аль-Бадри – занимал пост на протяжении почти десяти лет. До этого так долго пост главы организации никто не занимал. Причиной было то, что страны организации попросту не могли избрать нового секретаря. Длилось это на протяжении четырех лет, с 2012 г., когда закончился второй трехлетний срок А.аль-Бадри.

По сообщению нигерийской прессы, именно опыт М.Баркиндо в должности исполняющего обязанности главы ОПЕК стал важным фактором для его назначения на пост. Если учесть, что некоторые из других кандидатов, которых М.Баркиндо сумел обойти, занимали пост секретаря ранее, этот факт возможно и не сыграл главной роли. Другое дело взгляды М.Баркиндо на состояние мирового нефтяного рынка, а также его «удаленность» от опековских центров силы – Саудовской Аравии, Ирана и Ирака. Именно неспособность договориться этих стран тормозила избрание нового генсека на протяжении четырех лет.

К слову, политика по избранию «нейтральных» кандидатов на пост генерального секретаря картель ведет чуть ли не со времен основания. Именно этим можно объяснить тот факт, что представители стран-тяжеловесов не становились генеральными секретарями с далекого 1967 г. Чаще всего на эту позицию избирали нигерийцев, ливийцев и представителей Венесуэлы и Индонезии.

Такая практика картеля объясняется функцией, которую занимает генеральный секретарь ОПЕК. По сути это главный посредник в организации, пытающийся примирить ее основных враждующих членов (Иран и КСА) и найти компромисс между вечным вопросом картеля – наращивать или сокращать добычу.

Нигерия сегодня является нейтральным государством по всем этим критериям. В силу внутриполитической ситуации и снижения объемов добычи она не имеет серьезных требований по поводу того, сокращать или наращивать добычу, как координировать действия на рынке и т.д.

Из-за внутренних проблем мировой рынок недополучает порядка 400-500 тыс. барр. нефти из Нигерии на протяжении последних месяцев. В третьем квартале с.г. эта африканская страна добывала порядка 1,4 млн. барр.\день вместо 1,95 млн. барр./день в 2014 г. и 1,87 млн. барр./день в 2015 г.

Как и все страны картеля, Нигерия пострадала от низких цен, однако качество и дешевизна ее нефти (нигерийская нефть марки Nigeria Light является одним из наиболее качественных сортов — это легкий сорт с низким содержанием серы) позволяют ей справляться с кризисом лучше, чем, например, Венесуэле (высокая стоимость добычи) или Алжиру и Египту (снижение добычи из-за истощения месторождений).

Кроме того, как говорилось выше, нигерийцы не связаны важными обязательствами в виде кредитов, договоров, общих конфессионально-идеологических и геостратегических интересов ни с КСА, ни с ИРИ. То же самое касалось Ливии времен Каддафи, Венесуэлы и Индонезии.

М.Баркиндо знаком и российским политикам. В 2009 г. Нигерию посетил Дмитрий Медведев[i], на тот момент президент России. Стороны выпустили совместное коммюнике, в котором говорили о намерении укрепить сотрудничество в сфере энергетики.

Российские политики говорили о «миллиардных» инвестициях, которые Россия готова направить в эту африканскую страну. Тогда «Газпром» и руководимая на тот момент М.Баркиндо NNPC подписали учредительные документы о создании совместно предприятия Nigaz для разработки нефтегазовых проектов в Нигерии.

Планировались инвестиции в размере $2,5 млрд. Сообщалось, что Nigaz планировала покупку двух нигерийских месторождений с общими запасами в 2,3 трлн. куб. м.

Также российская компания планировала присоединиться к проекту строительства Транссахарского газопровода (через территорию Нигерии, Нигера в Алжир к берегам Средиземного моря).

С тех пор ни о каких совместных проектах, которые бы осуществила эта компания информации не поступало[ii]. В 2012 г. «Газпром» решил выйти из проекта, так как был недоволен условиями передачи лицензий на разведку нефти и газа.

Нет посредника лучше

Местные, арабские и международные эксперты и СМИ положительно отнеслись к кандидатуре М.Баркиндо, а в некоторых случаях даже очень положительно. Все отмечают, что он является отличным кандидатом, способным улучшить отношения внутри ОПЕК.

Нигерийские СМИ называют М.Баркиндо «нефтяным технократом», что на сегодняшний день можно расценивать как похвалу. Опрошенные агентством Bloomberg международные эксперты называли М.Баркиндо правильной кандидатурой, которая поможет вывести ОПЕК из тупика (имеется в виду соперничество и противоречия стран картеля) и обеспечит возобновление нормального функционирования секретариата организации[iii].

Кроме того, многие отмечали, что М.Баркиндо отлично знает, как функционирует ОПЕК и хорошо знаком многим членам картеля. Министр нефти Саудовской Аравии после избрания М.Баркиндо секретарем назвал его высоко уважаемым и профессиональным. А иранская пресса назвала его «редкой» в своем роде компромиссной фигурой, которая устраивает всех[iv]. Такую гармонию в оценках ситуации между саудовской и иранской прессой услышишь нечасто.

Отметим, что пресса Саудовской Аравии и дружественных ей стран Персидского залива более чем просто положительно настроена по отношению к М.Баркиндо. Влиятельная саудовская газета «Оказ» в декабре выпустила хвалебную статью про М.Баркиндо[v]. В публикации его назвали не много ни мало «краеугольным камнем», без которого договоренность не была бы возможна. Там подробно и с особым уважением рассказали о всех его предыдущих заслугах и отличном образовании.

Кстати, и сам М.Баркиндо назвал свое избрание генеральным секретарем сигналом усиления ОПЕК и возвращения ее в качестве сильного и единого игрока на мировой рынок[vi]. Ситуацию на рынке, генеральный секретарь, оценивает довольно сдержанно. Падение цен на нефть с $100 до $50 за баррель М.Баркиндо называл коррекцией рынка, необходимой после, по его выражению, ненормальных цен, по которым нефть торговалась до второй половины 2014 г[vii].

[i] Издание «Аль-Иттихад» http://www.alittihad.ae/details.php?id=21230&y=2009

[ii] Портал компании Gazprom International (дочернее предприятие “Газпром”)

[iii] Bloomberg https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-03-31/nigeria-said-to-nominate-barkindo-for-opec-secretary-general-imgbu0ax

[iv] Иранское издание Fars News http://ar.farsnews.com/economy/news/13950313000960

[v] Саудовское Издание «Оказ» http://www.okaz.com.sa/article/11514075/اقتصاد/باركيندو-حجر-الزاوية-لقرار-خفض-نتاج-نفط-أوبك

[vi] Издание «Аль-Ватан» Бахрейн http://www.alwasatnews.com/news/1122135.html

[vii] The Guardian Nigeria http://guardian.ng/energy/market-forces-responsible-for-low-oil-prices-says-barkindo/

52.27MB | MySQL:103 | 0,487sec