К визитам Хосни Мубарака и Ариэля Шарона в США: некоторые итоги и комментарии

В середине апреля состоялся визит президента Египта Хосни Мубарака в США. Накануне поездки практически все издания в один голос подмечали, что повестка дня на переговорах будет насыщенной. То, что представлял собой регион Ближнего Востока к апрелю 2004 г., не могло не вселять опасения. В Ираке год спустя после падения режима Саддама Хусейна началась, по сути, вторая, и видимо, главная, часть ирако-американского противостояния. На палестино-израильском направлении также наблюдалось резкое осложнение обстановки, после того как Израиль вернулся к тактике точечной ликвидации лидеров палестинского сопротивления.

Почти весь 2003 год был посвящен испытанию «Дорожной карты», призванной положить конец одному из самых кровопролитных конфликтов современности. Официальный Каир при поддержке США взялся за осуществление сближения позиций между правительством Израиля и палестинцами. В столице АРЕ прошло несколько встреч с лидерами радикальных палестинских группировок, на которых египтяне старались убедить их в необходимости заключения долгосрочного перемирия с израильтянами. Несмотря на то, что, в конце концов, посреднические усилия Египта не привели к желаемому успеху, миротворческая деятельность Каира получила в большинстве стран положительные отклики.

Весна 2004 года ознаменовалось на Ближнем Востоке событиями, которые поставили под угрозу не только реализацию плана «Дорожная карта», но и весь процесс ближневосточного урегулирования. 22 марта 2004 г. израильтяне в секторе Газа ликвидировали духовного лидера палестинского движения ХАМАС шейха Ахмеда Ясина, что вызвало сильную волну протеста антиизраильского и антиамериканского характера в арабских и мусульманских странах. В других регионах, в том числе и в Европе, данная акция Израиля была расценена как незаконная операция, наносящая удар по мирному процессу. Известие о гибели духовного лидера ХАМАС вызвало настоящие народные протесты в Каире и других крупных городах страны. Митингующие требовали объявления арабским сообществом войны Израилю.

Президент Египта Хосни Мубарак осудил убийство шейха Ахмеда Ясина и приказал в знак протеста отменить участие своей страны в праздновании 25-летия соглашения Кемп-Дэвида. В итоге был отменен визит египетских парламентариев в Израиль, где должны были состояться торжества по случаю юбилея египетско-израильского мирного договора. Глава Египта назвал военную операцию против шейха Ясина «бессмысленной, имеющей непредсказуемые результаты и подрывающей все усилия по возобновлению мирного процесса на Ближнем Востоке».

Глава МИД Египта Ахмед Махер в свою очередь заявил, что израильское правительство виновно в «разрушении даже малой надежды на мирное урегулирование палестино-израильского конфликта». По его словам, убийство духовного лидера палестинского движения ХАМАС Ахмеда Ясина «стало самым ярким примером того, что цель израильской политики – помешать любым усилиям в деле достижения мира». Глава египетского внешнеполитического ведомства подверг резкой критике планы израильского руководства, которое «не только применяет практику коварных убийств, но даже во всеуслышание объявляет о своем намерении продолжать такую политику».

На этом фоне от Мубарака ждали, что на переговорах в США он займет жесткую пропалестинскую позицию. С самого начала одним из основных вопросов, которые должны были обсудить лидеры Египта и США в ходе двусторонних переговоров, назывался план израильского премьер-министра Ариэля Шарона о выводе израильских войск из сектора Газа.

Согласно этому плану, Израиль намерен эвакуировать из сектора Газа около 9,5 тысячи жителей 20 еврейских поселений и вывести дислоцированные в этом районе войск. Стоит также отметить, что в секторе Газа проживают около 1,3 миллиона палестинцев, и этот район, по мнению специалистов, имеет самую высокую плотность населения на Земле. Также согласно плану Шарона, должны быть ликвидированы четыре еврейских поселения на севере Западного берега реки Иордан.

Вместе с тем Израиль заявил о намерении сохранить израильский суверенитет над крупными поселениями на Западном берегу реки Иордан /где проживают около 2,3 миллиона палестинцев и около 230 тысяч израильских поселенцев/: Маале-Адумим, Ариэль, Гуш-Эцион, Гиват-Зеэв и Кирьят-Арба, а также еврейскими кварталами в городе Хеврон (Эль-Халиль) . А «разделительная стена» между Израилем и территориями, находящимися под контролем Палестинской Национальной Администрации, по мнению правительства еврейского государства, необходима для обеспечения безопасности израильских граждан от деятельности палестинских радикалов.

Хосни Мубарак поддержал намерения Израиля покинуть сектор Газа, подчеркнув необходимость того, чтобы решение Израиля «совпадало» с «Дорожной картой», поскольку в противном случае жителям региона «будет трудно воспринять» действия израильской стороны.

В феврале 2004 г. Израиль предложил Египту направить в сектор Газа египетский воинский контингент для оказания палестинцам помощи в борьбе с терроризмом, однако Каир выступил против этого. В марте Египет заявил о своей готовности помочь палестинским властям в секторе Газа в деле обеспечения безопасности после вывода оттуда израильских войск. Как заявил глава МИД АРЕ Ахмед Махер, «Египет полностью и при любых условиях несет ответственность за охрану своих границ с сектором Газа». «Мы сделаем все необходимое для обеспечения безопасности границы, даже если это потребует внесения поправок в существующие соглашения с Израилем».

Впрочем, вскоре в арабских средствах массовой информации появились сообщения о том, что Египет готов взять на себя функции поддержания безопасности и административного управления в секторе Газа после выхода оттуда израильтян. Согласно этому плану, Египет отводилась главная роль в вопросах безопасности и управления делами сектора после ухода израильских войск. Каир изъявил готовность пойти на этот шаг в случае выполнения ряда условий. Среди таких условий египетская сторона назвала действенную помощь США в выполнении этого проекта, обязательство Израиля прекратить операции по уничтожению палестинцев из различных группировок и организаций, воздержание Израиля от военных операций возмездия даже в случае совершения нападений на него. Кроме того, согласно требованиям Египта, палестинцы должны объединить все службы безопасности и согласиться на постоянное прекращение огня, а израильтяне должны деблокировать палестинского лидера Ясира Арафата.

Такая постановка вопроса делала Египет одним из основных гарантов палестино-израильского перемирия. В апреле Президент Египта Хосни Мубарак еще раз напомнил, что уход из Газы – это позитивный фактор, но лишь в том случае, если он будет осуществлен в согласовании с палестинской стороной и не приведет к воцарению хаоса в граничащем с Египтом районе.

На состоявшейся 12 апреля совместной пресс-конференции президенты Египта и США Хосни Мубарак и Джордж Буш приветствовали план кабинета Ариэля Шарона покинуть Газу. При этом оба лидера подчеркнули, что данное решение о выводе должно быть частью процесса по реализации «Дорожной карты» по ближневосточному урегулированию.

Вместе с тем, быстрый уход Израиля из сектора Газа расценивается Египтом как шаг, который может привести к непредсказуемым последствиям не только для самого Сектора, но и для соседних территорий. В интервью французским журналистам Х. Мубарак, направившийся в Европу после визита в США заметил, что «за выводом израильских войск из сектора Газа последует рост терроризма».

Два дня спустя после египетско-американских переговоров состоялась встреча Буша с израильским премьером Ариэлем Шароном. Многие предсказывали, что США подержат план Шарона, но итог превзошел все ожидания. В ходе встречи с Шароном 14 апреля в Вашингтоне Буш практически полностью поддержал программу одностороннего отделения израильского премьера, назвав ее выдвижение «историческим и смелым шагом». Буш заявил также, что, «невозможно ожидать, что в рамках окончательной договоренности будет реализован полный отход Израиля к линии размежевания, установленной перемирием 1949 года». Президент также отметил, что палестинским беженцам должно быть обеспечено право на возвращение в палестинское государство, но не в Израиль.

Реакция на заявление Буша со стороны палестинцев была скорой и вполне ожидаемой. Палестинский законодательный совет /парламент/ категорически отверг высказывания президента США Джорджа Буша по поводу «нереалистичности» ожиданий возвращения Израиля к границам 1949 года. Палестинские парламентарии назвали заявление американского президента на совместной пресс-конференции с израильским премьером Ариэлем Шароном «грубым посягательством на резолюции ООН и международную законность», «отказом от принципов Мадридской конференции». Они подчеркнули право палестинских беженцев на возвращение в родные дома в соответствии с резолюциями СБ ООН, их право на самоопределение и создание независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Многие арабские журналисты вскоре окрестили позицию Буша как вторую «декларацию Бальфура».

Итог визита Шарона в США очевиден. Вашингтон согласился на такой план урегулирования палестино-израильского конфликта, который устроил бы еврейское государство. Премьер-министр Израиля добился от США весьма значительных уступок практически по всем интересовавшим его вопросам, в том числе по вопросу о границах и беженцах. Для палестинцев случилось, пожалуй, самое неприятное – США фактически признали законность еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан. К тому же Израиль, как выяснилось, не собирается передавать под контроль Каира участок территории между сектором Газа и Египтом – так называемый «филадельфийский коридор», а, следовательно, возможности Египта в вопросе поддержания безопасности на границе с сектором Газа будут в таком случае ограничены.

Итак, поддержав план выхода Израиля из Газы, Буш в то же время согласился на фактическую аннексию части земель на Западном берегу реки Иордан, чтобы было встречено весьма негативно в арабском мире, в том числе и официальным Каиром, надеявшимся на урегулирование в рамках «Дорожной карты», а не двустороннего американо-израильского сговора.

Вскоре после этого произошло событие, подлившее масло в разгорающийся ближневосточный пожар. Не прошло и месяца со дня гибели шейха Ясина как 17 апреля 2004 г. Израиль ликвидировал его преемника на посту лидера ХАМАС Абдель Азиза ар-Рантиси. Стало ясно, что усилия Египта по поиску компромисса между палестинскими радикалами и правительством еврейского государства были фактически проигнорированы кабинетом Ариэля Шарона. Как заявил Ахмед Махер, «убийство ар-Рантиси – это убийство последней возможности на достижение мира на Ближнем Востоке». В арабской прессе появились мнения, что «добро» на устранение ар-Рантиси Шарон получил во время своего визита в США.

В итоге официальный Каир оказался в непростой ситуации, поскольку всегда высказывался за политическое решение палестино-израильского конфликта, убеждая своих арабских партнеров в целесообразности продолжения диалога с правительством еврейского государства. Теперь же в сложившейся обстановке после гибели двух лидеров палестинского сопротивления, пацифистский настрой Египта явно не отвечал настроениям арабской общественности. Палестинские радикалы разъярены убийствами двух лидеров сопротивления и одобрением США откровенно произраильского плана по ближневосточному урегулированию и обещают Израилю «вулкан мести».

В своем выступлении в конце апреля 2004 г. по случаю 22-й годовщины освобождения Синайского полуострова, Хосни Мубарак заявил, что «Египет придерживается требований выполнить все международные обязательства, связанные с ближневосточным урегулированием». «Должны быть освобождены все занятые в 1967 году земли в Палестине, сирийские Голанские высоты, ливанские территории, а палестинскому народу возвращены его законные права, первое из которых – создание своего независимого государства».

Касаясь изложенного израильским премьер-министром Ариэлем Шароном в Вашингтоне плана одностороннего ухода из сектора Газа и некоторых поселений на Западном берегу, египетский президент заявил, что его страна приветствовала бы эти шаги, если бы они осуществлялись в координации с палестинцами, не сопровождались строительством новых поселений и стали бы только первым этапом в выполнении плана «Дорожная карта» на пути к конечной цели урегулирования.

Безусловно, Каир весьма заинтересован в скором урегулировании арабо-израильских противоречий и подписании соглашений, которые документально зафиксируют завершение вооруженного противостояния и переход к мирному сосуществованию и взаимовыгодному сотрудничеству. Это, с одной стороны подтвердит правильность выбранного Египтом курса по отношению к Израилю, с которым он первым из арабских стран подписал мирный договор в 1979 г., а с другой стороны создаст условия для раскрытия потенциала экономических отношений в регионе. В этом случае роль Египта, как ведущей арабской страны и геополитически сильного игрока в региональных отношениях, еще больше возрастет.

Неурегулированность палестино-израильских отношений накладывает большой отпечаток на характер отношений между Египтом и Израилем. 26 марта 2004 г. исполнилось 25 лет со дня подписания мирного договора между Египтом и Израилем. Реальный мир выражается в повседневных контактах во многих областях между официальными властями, бизнесменами, гражданами двух стран, а самое главное в искреннем стремлении к налаживанию двусторонних отношений. Пока ничего этого нет. Подводя итоги всего вышесказанного, хочется отметить, что, по всей видимости, на период правления в Израиле правительства Ариэля Шарона отношения между Египтом и Израилем будут оставаться столь же «холодными» как и в предыдущие годы.

Однако несмотря на резко отрицательный имидж правительства Израиля среди стран арабского и мусульманского мира, Египет намерен и впредь придерживаться курса на налаживание диалога между палестинцами и израильтянами, хотя в условиях силового давления еврейского государства на палестинцев и как следствие этого обострения обстановки на Ближнем Востоке решение данной задачи многократно усложняется.

62.93MB | MySQL:102 | 0,650sec