Военно-политическая обстановка в Ираке (апрель 2004 года)

В апреле 2004 года военно-политическая обстановка в Ираке резко обострилась. Значительно возросли масштабы и интенсивность сопротивления иностранной оккупации. Действия иракских партизан, зарубежных боевиков и террористов распространились на новые районы страны. Меры, принимавшиеся командованием ВС США и их союзников, по подавлению очагов вооруженного сопротивления в целом оказались малорезультативными. Вместе с тем, вооруженное выступление радикально настроенных шиитов, не получив поддержки со стороны большей части единоверцев, не приобрело характер массового восстания. По мере приближения 30 июня – официально намеченного срока передачи власти иракской администрации – усиливается соперничество между основными политическими силами страны. Ухудшение ситуации в сфере безопасности и усиление военной активности негативно сказались на темпах восстановления экономики Ирака. США в попытках выправить ситуацию в стране активизировали деятельность по более широкому привлечению других государств и ООН к решению иракских проблем, не отказываясь при этом от сохранения за собой решающей роли в Ираке.

В апреле положение дел в сфере безопасности значительно ухудшилось. В начале месяца радикальный шиитский лидер Моктада ас-Садр предпринял попытку поднять восстание против иностранной оккупации Ирака, что привело к расширению зоны военной активности на южные районы страны. В тоже время отсутствие поддержки действий ас-Садра со стороны наиболее авторитетных духовных и политических лидеров общины позволило войскам США довольно быстро локализовать выступления радикальной части шиитов. Однако полностью подавить восстание оккупационным силам не удалось. Сторонники ас-Садра по-прежнему контролируют значительную часть шиитских районов Багдада, совершая регулярные нападения на американские войска. Боевики подчиненной ас-Садру «Армии Махди (до 10 тыс. чел.) находятся также в Эн-Наджафе, Кербеле, Эль-Куфе и некоторых других местах. Американские войска не решились штурмовать Эн-Наджаф. К тому же духовный лидер шиитов Али ас-Систани предостерег командование ВС США от попыток войти в Эн-Наджаф и другой священный шиитский город Кербела. Эти два города названы им «красной чертой», пересечение которой будет иметь для оккупационных сил самые негативные последствия.

На юге Ирака вооруженные нападения на оккупационные войска имели место также в Эс-Самаве, Эль-Куте, Эд-Диванийе, Кербеле, Амаре, Басре и в ряде других мест.

Одновременно с выступлением шиитов резко обострилась обстановка в суннитском городе Эль-Фаллуджа, где американское командование решило провести карательную операцию в отместку за зверское убийство четырех граждан США. Бои в городе продолжались на протяжении всего апреля, и американская морская пехота так и не смогла полностью овладеть им. По сведениям командования ВС США, в Эль-Фаллудже действовало 1,5-2 тыс. боевиков, хорошо организованных, умело владеющих тактикой боев в городе, имеющих на вооружении помимо стрелкового оружия противотанковые средства, включая ПТУР, и ПЗРК.

После длительных и сложных переговоров противоборствующие стороны достигли 29 апреля соглашения о передаче контроля над городом иракским силам. Оценочно, в ходе боев в Эль-Фаллудже погибло свыше 600 иракцев (мирных жителей и партизан) и до 90 американских военнослужащих.

Помимо Эль-Фаллуджи силы сопротивления продолжали активно действовать и в других городах «суннитского треугольника» — Рамади, Баакубе, Тикрите, а также в самой западной иракской провинции Анбар. Крупные боестолкновения между американскими войсками и боевиками имели место в районе города Эль-Каим на границе с Сирией. Практически ежедневно происходили различного рода вооруженные акции сил сопротивления в Багдаде. Случаи нападения на американских военных и местных полицейских отмечались в Мосуле и Киркуке. Только в Иракском Курдистане обстановка в целом оставалась спокойной.

В различных районах Ирака продолжались нападения и диверсии против объектов нефтяной отрасли и транспортной инфраструктуры. В частности, боевики впервые совершили нападение на нефтяной терминал в районе Басры, но потерпели неудачу. Также впервые в апреле был подорван железнодорожный мост на линии Багдад – Басра.

Широкий размах приняли в апреле действия партизан и боевиков на автомобильных дорогах, что в значительной степени затруднило как снабжение американских войск, так и гражданские перевозки. В настоящее время движение по основным автодорогам (Багдад – Басра, Багдад – Амман, Багдад — Тикрит — Мосул) осуществляется преимущественно в составе хорошо охраняемых конвоев. Наиболее важные шоссейные дороги регулярно патрулируются боевыми вертолетами и проверяются на наличие мин саперами. Тем не менее, нападения партизан и боевиков на конвои продолжаются.

Ирак постепенно превращается в один из крупных очагов международного терроризма. По различным оценкам, на сегодняшний день на иракской территории находятся от 1 до 3 тыс. иностранных боевиков и террористов из числа граждан Ливана, Йемена, Сирии, Алжира, Марокко, Туниса, Палестины, Турции и других стран. В Дубае (ОАЭ) действует т. н. Сомалийская вербовочная сеть, которая направляет людей из Сомали в Ирак через территорию Саудовской Аравии.

Американские войска усиливают контроль за иракско-сирийской границей с целью не допустить проникновения иностранных боевиков и террористов. Принятые меры, по оценке командования, уже привели к снижению их притока в Ирак. Для охраны границы широко используются вертолеты и специальные электронные сенсоры. И все же полностью перекрыть границу не удается из-за ее большой протяженности. США также продолжают требовать от Сирии усиления мер по охране границы с Ираком.

Военные аналитики отмечают, что за последние месяцы иракское сопротивление значительно окрепло и перешло от отдельных нападений на силы коалиции к более умелым и эффективным действиям. У партизан и боевиков имеются сети по вербовке новых бойцов, мастерские по ремонту оружия и изготовлению взрывных устройств. По оценке военной разведки США, многие диверсионные акции против коалиционных сил готовятся и совершаются бывшими сотрудниками спецслужб саддамовского режима, которые начали готовиться к борьбе с иностранными оккупантами еще до окончания военных действий весной 2003 года. Вместе с тем, американцы вынуждены признать, что большинство участников сил сопротивления – это люди, приверженные идеям иракского национализма и ислама, и лишь небольшое число из них являются сторонниками прежней власти.

В апреле обстановка в Ираке осложнилась многочисленными захватами заложников как из числа граждан стран-участниц международной коалиции, так и других государств. Общее число захваченных заложников превысило 40 человек. Значительная часть из них вскоре была отпущена, несколько человек убито, а некоторые из заложников продолжают до настоящего времени оставаться в руках похитителей. Ответственность за похищение людей в большинстве случаев брали на себя ранее неизвестные исламские экстремистские группировки, требовавшие вывода из Ирака иностранных войск. Сторонники же ас-Садра и суннитские богословы осудили эти действия.

Продолжаются нападения и убийства сотрудников иностранных гуманитарных миссий и организаций.

Возросшая военная активность привела к резкому росту числа погибших и раненых среди личного состава коалиционных сил. Апрель 2004 года стал для США и их союзников месяцем крупнейших потерь с момента начала войны в марте прошлого года. Так, безвозвратные потери ВС США составили 153 человека, а ранеными – 876 человек. Общие потери американских вооруженных сил с 20 марта 2003 года по 30 апреля 2004 года составили убитыми – 748 и ранеными 3864 человека. Войска других стран потеряли в апреле убитыми 5 и ранеными около 50 человек. По информации арабских СМИ со ссылкой на иракское министерство здравоохранения, в апреле потери среди гражданского населения страны составили 1028 человек убитыми и 4234 человек ранеными.

Ухудшение обстановки в Ираке вынудило американцев прекратить ротацию войск и продлить 20 тыс. военнослужащим срок пребывания в стране на 3-4 месяца. По состоянию на 30 апреля 2004 года численность группировки ВС США в Ираке составляла 135 тыс. человек. Пентагон также подготовил план усиления войск в Ираке.

Совокупная численность военных контингентов других стран (34) в Ираке составляет ок. 23 тыс. человек. Наиболее крупными силами располагают Великобритания (7,5 тыс. чел.), Италия, (2,7 тыс. чел.) и Польша (2,4 тыс. чел.).

Кроме того, в настоящее время в Ираке находятся 10-15 тыс. иностранцев, работающих в различного рода охранных структурах, обеспечивающих безопасность и охрану бизнесменов, дипломатов, журналистов и др.

Пентагон планирует перебросить в Ирак дополнительное количество бронетехники, включая автомобили «Хаммер» с улучшенным бронированием, бронемашины «Страйкер» и танки М1А2 «Абрамс». Это объясняется тем, что части, прибывшие ранее по ротации, намечалось использовать в мобильных операциях полицейского типа. Однако появление у партизан и боевиков все большего количества разнообразных противотанковых средств, усиление минной войны, необходимость ведения боев в городских условиях потребовало принятия дополнительных мер по улучшению защищенности личного состава.

В целом продолжение оккупации Ирака поставило сухопутные войска США в очень сложное положение. По оценкам специалистов, армия США не располагает достаточным числом солдат для значительного наращивания иракского контингента. Для этого необходимо увеличить численность сухопутных войск, как минимум, на 80 тыс. человек. Выявлены серьезные недостатки в качестве подготовки резервных компонентов армии. Войска, а особенно призываемые резервисты, оказались слабо обученными способам противодействия партизанскому сопротивлению. В условиях сильного износа боевой и транспортной техники имеет место нехватка многих видов запасных частей, в частности, автопокрышек для грузовиков и лопастей для винтов вертолетов.

В Пентагоне заявили, что война в Ираке ежемесячно обходится казне примерно в 4,7 млрд долларов, и эта сумма может возрасти в случае повышения интенсивности военных действий и увеличения численности американских войск. Так, решение о продлении сроков пребывания 20 тыс. военнослужащим потребует дополнительных расходов в 700 млн долларов.

Продолжают иметь место многочисленные неоправданно жестокие действия военнослужащих США по отношению к местному населению как в ходе проведения боевых операций, так и при несении повседневной службы. По информации зарубежных СМИ, имеет место большое число случаев издевательства и пыток в отношении иракских пленных и заключенных со стороны американских и британских военных. Конечно же, подобные действия не могут не способствовать общему росту антиамериканских настроений в стране.

В этой связи известный американский политолог Збигнев Бжезинский заявил: «Мы видим, что, к сожалению, среди иракцев все шире распространяется мнение, что им приходится иметь дело с агрессивной, неумелой оккупацией, которая оскорбляет и подавляет их».

По данным общенационального опроса, проведенного в конце марта – начале апреля с. г., то есть еще до нынешней вспышки военной активности, 57% иракцев высказались за немедленный вывод из страны ВС США. 52% респондентов считают, что американо-британское вторжение в Ирак было необоснованным, хотя две трети одобряют свержение Саддама Хусейна. 46% опрошенных полагают, что силовая акция принесла их стране больше зла, чем добра, при этом треть иракцев придерживаются мнения, что операция была полезной. К президенту США Джорджу Бушу негативно относятся 55% респондентов.

Как показали последние события в Ираке, контингенты стран-союзниц США действуют, как правило, весьма осторожно, стремятся не ввязываться в крупные бои с повстанцами, не подвергать излишней опасности жизни своих солдат и офицеров. К тому же эти контингенты (за исключением Великобритании) не имеют тяжелого вооружения и обучены в большинстве случаев ведению не столько боевых, сколько миротворческих и гуманитарных операций. Так, для усиления польских и болгарских подразделений в районе Кербелы была переброшена целая бригада армии США.

27 апреля по решению нового правительства страны из Ирака была выведена основная часть испанского военного контингента (ок 1300 чел.). Оставшиеся 150 военнослужащих отправятся на родину в мае. Решение о выводе войск из Ирака приняли также Гондурас (368 чел.), Доминиканская Республика (300 чел.) и Норвегия (179 чел.). Колебания проявляет Сальвадор (360 чел).

В связи с эвакуацией испанских войск Польша попросила США взять под контроль две из пяти южных провинций Ирака, входящих в зону ответственности многонациональной дивизии под польским командованием и американские части уже вступили в город Эд-Диванийя.

Решение Испании о прекращении военной деятельности в Ираке вызвало недовольство у США. В настоящее время американская администрация предпринимает усилия к тому, чтобы другие страны-участницы коалиции не последовали примеру Мадрида. Более того, Вашингтон призывает их по возможности увеличить численность своих войск в Ираке. США также предлагают направить свои войска в Ирак и другим государствам. Рассматривается вопрос и о возможности направления в Ирак контингентов НАТО.

Великобритания, Польша, Украина, Италия, Япония, Австралия и Португалия уже заверили США, что оставят свои войска на иракской земле. Причем Великобритания и Австралия готовы рассмотреть вопрос об увеличении их численности. Польша и Украина заявили, что их войска не станут участвовать в наступательных операциях, а их численность не будет увеличена. Таиландское правительство в качестве условия оставления войск в Ираке выдвинуло требование обеспечение их безопасности на более высоком уровне. Грузия намерена увеличить свой контингент со 159 до 500 человек. Южная Корея направит в Ирак дополнительно 3,6 тыс. военнослужащих, которые будут дислоцироваться в Иракском Курдистане. Обещала усилить свое подразделение Албания. О намерении направить небольшое подразделение в Ирак заявила Армения.

В тоже время целый ряд стран увязывает возможность направления своих войск в Ирак с принятием Советом Безопасности ООН соответствующей резолюции, просьбой со стороны законного и правомочного иракского правительства. Подобной позиции придерживаются такие государства как Индия, Пакистан, Малайзия.

В Вашингтоне также намерены создать в Ираке специальные международные силы для защиты персонала и объектов ООН. С этой целью США начали ходатайствовать перед рядом стран (в частности, Францией) о выделении воинских подразделений в состав этих сил.

Сложные и неоднозначные процессы имеют место в силовых структурах Ирака. Ряд подразделений новой иракской армии, Корпуса гражданской обороны и полиции отказались участвовать в операциях по подавлению повстанцев в Эль-Фаллудже и на юге страны. Часть полицейских перешла на сторону восставших или просто разбежалась. Вместе с тем, отдельные подразделения, особенно те, в которых много курдов, а также вооруженные формирования американского ставленника Ахмеда Чаляби положительно проявили себя в боях с силами сопротивления.

В апреле на пост министра обороны Ирака был назначен Али Абдель Амир Алави, шиит, бывший ранее министром торговли. В годы правления С. Хусейна он находился в эмиграции и работал сотрудником Центра ближневосточных исследований при Оксфордском университете. Начальником генерального штаба иракских ВС стал Амир Бакр аль-Хашими, бывший генерал прежней армии. Начальником разведывательной службы был назначен Мохаммед Абдулла Мохаммед аль-Шехави, бывший генерал иракской армии, уволенный со службы в 1984 году.

По замыслам американских военных, министерство обороны Ирака должно в общих чертах напоминать структуру Пентагона. США, по всей вероятности, станут и главным поставщиком вооружения и снаряжения для иракской армии. Именно эту цель преследуют изменения, произведенные вашингтонской администрацией в законодательных актах, запрещавших военный экспорт в Ирак.

Объявлено о создании иракских ВВС, которые уже в этом году должны получить два военно-транспортных самолета С-130В и шесть транспортных вертолетов UH-1Н «Ирокез», а к апрелю 2005 года общее число вертолетов должно составить 16, а транспортных самолетов – 6. Кроме того, иракцы получат четыре легких разведывательных самолета. В октябре планируется иметь в составе ВВС три эскадрильи и 500 человек личного состава. Подготовка летного состава и наземного персонала (100 чел.) осуществляется в настоящее время Иордании и США.

В ситуации, когда создаваемые новые иракские ВС испытывают острых дефицит командных и технических кадров, США намерены шире привлекать к службе военнослужащих прежней армии, в т. ч. генералов и старших офицеров, которые подтвердят свою лояльность нынешней власти. Американцы надеются, что командиры саддамовской закалки сумеют навести порядок в новой армии.

В целом же американская администрация и военное командование утверждают, что иракские силовые структуры по уровню своей подготовки, моральному состоянию личного состава и технической оснащенности не смогут после передачи власти иракской администрации самостоятельно обеспечивать безопасность в стране. Эти вопросы останутся в ведении командования коалиционных сил во главе с США, а иракская армия по-прежнему будет подчиняться американским генералам.

В апреле 2004 года исполняющим обязанности главы Временного управляющего совета Ирака (ВУСИ) являлся Масуд Барзани, лидер Демократической партии Курдистана.

Основными событиями во внутриполитической жизни Ирака в апреле 2004 года стали значительное усиление сопротивления иностранной оккупации страны и политическая борьба, связанная с предстоящей 30 июня с. г. передачей властных полномочий от руководимой США Временной коалиционной администрации (ВКА) иракскому временному правительству.

То, что оккупационным властям в Ираке пришлось столкнуться с крупными выступлениями шиитов и возросшим сопротивлением суннитов вовсе не случайно и не столь неожиданно. В немалой степени этому способствовало негативное в своей основе отношение американцев ко многим шиитским лидерам, в первую очередь радикально настроенным, а также явная дискриминация суннитов. Сказались также неудовлетворенные политические амбиции и честолюбивые устремления ряда шиитских руководителей. Так, Моктада ас-Садр является не только решительным противником иностранной оккупации, но и стремится к лидерству в шиитской общине, а в перспективе и в Ираке. Здесь он явно пытается соперничать с признанным шиитским духовным лидером Али ас-Систани.

Сам Али ас-Систани выступил с заявлением, осуждающим действия американцев при подавлении шиитского восстания, но одновременно призвал обе стороны успокоиться и сесть за стол переговоров. Фактически позиция ас-Систани представляла собой попытку сохранить свое реноме последовательного противника иностранной оккупации, но в то же время не довести до разрыва свои отношения с США.

Однако главные причины произошедшего в апреле резкого обострения обстановки лежат гораздо глубже. Недовольство иракцев действиями ВКА и, особенно, американского военного командования накапливались в течение всего года, прошедшего со времени свержения саддамовского режима. Военная оккупация Ирака, бесправие его граждан, отсутствие подлинных национальных органов власти, массовая безработица, разгул преступности, отсутствие ощутимых подвижек в улучшении условий жизни большинства населения страны, контроль оккупационных властей над национальными СМИ – все это вызывало растущее недовольство иракцев оккупационными властями и их ставленниками. К тому же многие из заявленных программ иностранной помощи пока еще остаются на бумаге.

Попытки шиитского руководства во главе с Али ас-Систани ускорить процесс создания легитимных и правомочных иракских органов власти путем проведения прямых всеобщих выборов в Национальную ассамблею (местный вариант учредительного собрания) до 30 июня с. г. не увенчались успехом. В Вашингтоне, понимая, что в случае проведения выборов победу, скорее всего, одержат шиитские клерикалы, выступающие против оккупации и за скорейшее реальное восстановление иракского суверенитета, сделали все возможное, чтобы подобный сценарий развития событий не воплотился в политическую реальность. Это еще больше радикализировало часть шиитского населения, способствовало росту влияния имама ас-Садра.

Таким образом, апрельский взрыв явился закономерным следствием того, что происходило в Ираке по вине оккупационных властей после свержения режима С. Хусейна.

Неоднозначную позицию к последним событиям в стране заняли члены ВУСИ. Первоначально этот орган выступил с заявлением, в котором призывал жителей Ирака проявлять выдержку и осуждал массовые беспорядки. Однако по мере развития событий в Совете наметились разногласия. Так, некоторые его члены, преимущественно сунниты, заявили о выходе или приостановке своего членства в ВУСИ в знак протеста против действий войск США в отношении повстанцев. Члены Совета выразили недовольство тем, что командование армии США в Ираке не проконсультировалось с ними перед началом операции в Эль-Фаллудже. В целом же на фоне динамично и сложно развивающихся событий ВУСИ продемонстрировал свою несостоятельность как высший орган управления государством, что еще больше понизило его и так невысокий авторитет среди иракского населения.

Прекращения насильственных и вооруженных действий против гражданского населения по всей стране потребовала от оккупационных властей внеочередная конференция Национального союза иракских племен, представляющая ведущих шейхов племен и религиозных деятелей (преимущественно суннитов). Делегаты форума выступили за национальное примирение в Ираке, отмену законов о «дебаасизации», возвращение на работу всех уволенных гражданских и военных лиц.

В первое время после обострения обстановки в стране в целом проамериканскую позицию заняло большинство курдских политиков. Так, министр иностранных дел Ирака курд Хошер Зибари отметил, что «на эти инциденты следует жестко реагировать», а численность сил международной коалиции следует увеличить на несколько тысяч человек. О поддержке американцев в случае их столкновений с шиитами в Киркуке заявил одни из лидеров Патриотического союза Курдистана. Однако по мере роста активности сил сопротивления, ужесточения действий коалиционных сил и увеличения числа жертв среди гражданского населения курдское руководство стало менять свои оценки. Масуд Барзани, в частности, заявил, что ВС США из «армии освобождения» стали «армией оккупации». Он потребовал от американцев провести «четкое разграничение между гражданскими лицами и террористическими элементами».

В попытках расширить поддержку своей политики в стране, наладить отношения с суннитами и хоть как-то улучшить общую ситуацию в Ираке США заявили о намерении предоставить бывшим членам правящей при С. Хусейне партии Баас возможность вернуться к активной служебной деятельности. Запрет на занятие определенных должностей будет распространяться лишь на тех лиц, которые несут персональную ответственность за преступления перед иракским народом.

Фактически это означает отказ от проводившейся до этого политики «дебаасизации» государственного аппарата. Время показало очевидную ошибочность и контрпродуктивность этого курса. Ведь большинство бывших чиновников, преподавателей, офицеров и др. вступали в партию не по идеологическим или политическим мотивам, а по карьерным соображениям, т. к. только членство в Баас давало возможность более успешного продвижения по служебной лестнице.

После падения бывшего режима эти люди (свыше 750 тыс. чел.) в одночасье оказались не у дел, а часть из них стала на позиции активного сопротивления оккупационному режиму и его ставленникам. Кроме того (и это весьма важно) государственный аппарат лишился большого числа квалифицированных специалистов, столь необходимых для его нормального функционирования.

В тоже время возвращение на работу бывших членов Баас вызывает недовольство у ряда шиитских и курдских политиков.

Острая борьба развертывается по вопросу о составе и полномочиях будущего временного правительства Ирака. В Вашингтоне считают, что оно должно иметь строго ограниченные полномочия, а из его компетенции должны быть исключены вопросы безопасности и обороны, которые останутся в ведении ВКА и военного командования коалиции (США). Госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что полный суверенитет Ирак получит лишь в 2006 году, но предварительно «этой стране необходимо оказать содействие в экономической и военной областях, защитить от нападения сил, пытающихся помешать строительству нового Ирака».

С планом формирования в стране «технократического» правительства выступил спецпредставитель ООН Лахдар Брахими. Этот орган должен иметь ограниченные полномочия и выполнять две основные функции: заниматься текущими делами в стране и готовить проведение всеобщих выборов. Предполагается также ввести посты президента (шиит) и двух вице-президентов (суннит и курд). При правительстве предусматривается создать Консультативный совет и провести общенациональную конференцию с участием всех политических сил страны. В тоже время Л. Брахими заявил, что для проведения выборов в Ираке, намеченных на январь 2005 года, положение дел в области безопасности должно значительно улучшиться, однако и «военное решение проблемы и применение силы, особенно чрезмерное, только ухудшит ситуацию».

Предложения Л. Брахими получили одобрение СБ ООН, США, Франции, Германии, ряда других государств, но встретили возражения со стороны некоторых членов ВУСИ. Это, отчасти, связано с предложением ооновского чиновника распустить ВУСИ после 1 июля. Отдельные члены Совета также потребовали от США полного восстановления суверенитета Ирака.

В настоящее время по инициативе ВУСИ проходят обсуждения ситуации в стране и будущего режима правления. В них участвуют представители различных политических и религиозных кругов, шейхи племен.

Каким бы не был состав и функции временного правительства, в любом случае с 1 июля Ираком будет управлять орган, назначенный не иракцами. Временное правительство не сможет оказывать никакого влияния на деятельность коалиционных сил, ему не будет подчиняться иракская армия, да и действия других местных силовых структур в определяющей степени останутся под контролем иностранного военного командования. А ведь в стране, фактически находящейся на военном положении, отсутствие власти над силами, обеспечивающими безопасность, означает отсутствие какой бы то ни было власти.

Положение в Ираке осложняется и тем, что в стране остро ощущается отсутствие сильного и популярного политического лидера. Фактически речь идет о вакууме руководства, который образовался после падения режима С. Хусейна. По данным опроса, проведенного Центром стратегических и международных исследований (США), всего 5% иракцев видят такого политического лидера в авторитетном шиитском духовном руководителе Али ас-Систани. Привезенные же в обозе американской армии политэмигранты типа А. Чаляби вызывают у населения лишь подозрение. Курдские деятели по известным причинам не могут стать общенациональными лидерами, да и не претендуют на это.

Во время нынешних событий отмечались случаи совместных действий шиитов и суннитов в борьбе против оккупантов. Конечно, это не позволяет с полным правом говорить о начале сближения двух общин. В отношениях между ними по-прежнему существуют значительные сложности, негативно продолжает влиять тяжелый груз прошлого. Все это не преодолевается в одночасье. Многое здесь будет зависеть от желания лидеров двух общин, причем, в первую очередь, шиитской, постепенно наладить нормальные взаимоотношения. Пока же, как показывает практика последних месяцев, шииты, воспользовавшись новой ситуацией в стране, во многих случаях стремятся продемонстрировать суннитам, кто сейчас хозяин положения. Продолжение подобных действий может лишь усугубить межобщинный конфликт, причем во вред самим же шиитам.

Самый сложный вопрос Ирака – курдский. Есть основания считать, что после нынешних событий курдское руководство станет более настойчиво и последовательно проводить курс на фактическое отделение Курдистана от Ирака с последующим официальным оформлением разрыва. Курды отчетливо понимают, что арабы – сунниты и шииты – не забудут их в основном проамериканской позиции в апреле 2004 года.

Наиболее трудноразрешимым здесь, как видится, будет вопрос не о самом отделении Курдистана (автор ни в коей мере не считает его легким и простым), а проблема будущих границ курдских территорий. Если возможное отделение произойдет в границах нынешнего Курдского автономного района, то тогда процесс может пройти менее болезненно. Но, как известно, курды претендуют на гораздо большую территорию, включая район Киркука и др., с чем арабы и туркоманы категорически не согласны. А это уже чревато очень серьезным конфликтом, долгим и кровавым, как это уж не раз было в прошлом.

Рост военной активности и общее ухудшение ситуации в сфере безопасности самым негативным образом отразились на деятельности местных и иностранных организаций и компаний по восстановлению Ирака. Ряд зарубежных компаний и фирм заявили о приостановке или свертывании своей работы в стране до тех пор, пока обстановка не станет более безопасной. Так, свернули свою деятельность на иракской территории два крупных подрядчика – «Дженерал Электрик» и «Сименс». Из Ирака были эвакуированы более 1500 иностранных специалистов, в том числе большая часть российских. Эвакуируют своих сотрудников из Ирака иностранные гуманитарные миссии и организации.

Нынешнее обострение обстановки в Ираке, самое резкое и масштабное за весь период после свержения режима С. Хусейна, со всей очевидностью и неотложностью ставит вопрос о возможных путях урегулирования иракского кризиса и будущем этой страны.

Очевидно, что чисто военных решений иракских проблем не существует. Конечно, Пентагон может перебросить в страну дополнительные войска и разгромить (а вернее будет сказать – рассеять) наиболее крупные отряды повстанцев. Но это не приведет к умиротворению Ирака. Сопротивление оккупантам продолжится, в т. ч. вооруженное, в виде партизанской борьбы мелкими отрядами и группами.

Политическое урегулирование ввиду отсутствия в стране мощной организованной общенациональной силы, способной выдвинуть конструктивную программу возрождения Ирака и объединить вокруг себя значительную часть населения также представляется весьма затруднительным. Более того, в стране усиливаются межобщинные и межнациональные противоречия. В этих условиях возвращение Ирака к миру и стабильности «возможно лишь на основе диалога и взаимодействия всех иракских этнических, религиозных и политических групп и сил». Очень многое здесь будет зависеть от желания и способности руководителей ведущих политических сил страны найти взаимоприемлемые развязки многочисленных и сложных противоречий и тем самым предотвратить развитие событий по наихудшему из сценариев – гражданской войны всех против всех. Несомненно, что многое зависит и от Соединенных Штатов – ведущего внешнего игрока на иракской сцене. Сможет ли Вашингтон преодолеть свои имперские претензии и начать более реально оценивать положение дел в Ираке покажет время.

Внешнеполитическая деятельность вокруг Ирака. Обострение ситуации в Ираке усилило внимание международного сообщества к событиям, происходящим в этой стране. В сложном положении оказались США. Вашингтон, все глубже увязая в многочисленных иракских проблемах, подвижки в решении которых к тому же далеко не всегда просматриваются, стремится переложить часть бремени ответственности на ООН и другие государства. Одновременно американская администрация не желает выпускать из своих рук контроль над развитием обстановки в стране, делает все возможное, чтобы оставить за собой право принятия стратегических решений, касающихся Ирака.

16 апреля в Вашингтоне состоялась встреча президента США Джорджа Буша и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, на которой обсуждалась обстановка в Ираке. По итогам переговоров оба лидера подтвердили, что сроки передачи властных полномочий иракской администрации остаются прежними. США и Великобритания поддержали предложения спецпосланника ООН Л. Брахими по формированию новых иракских государственных органов. Буш и Блэр заявили, что для продвижения политического процесса и обеспечения безопасности в Ираке необходимо принятие новой резолюции СБ ООН. Этот документ, по их мнению, должен поддержать иракское временное правительство и дать возможность другим государствам оказывать ему помощь, в т. ч. экономическую и военную, в урегулировании различных проблем. Одновременно руководители двух стран подтвердили свою решимость жестко подавлять сопротивление оккупации.

Многие союзники Вашингтона по международной коалиции все больше склоняются к передаче основных функций по урегулированию ситуации в Ираке в ведение ООН. С призывом к США «занять более скромную позицию» в восстановлении Ирака и уступить лидирующую позицию в этом процессе ООН выступил премьер-министр Японии Д. Коидзуми. О том, что иракский конфликт должен быть разрешен не военными, а политическими методами с самым активным ооновским участием, заявило руководство Польши. Центральную роль ООН в Ираке подтвердила Италия.

Конференцию представителей все слоев иракского общества предложил провести президент Франции Жак Ширак. Он считает, что решение проблем Ирака «может быть только политическим», а передача власти иракской администрации необходимо осуществить «быстро, полно и очевидно». Франция не поддерживает идею усиления миротворческих контингентов в Ираке. Париж сохраняет достаточно жесткий подход к будущей резолюции СБ ООН по Ираку, подчеркивая, что без полного возвращения суверенитета иракскому народу цель восстановления страны не будет достигнута.

Правительство Германии убеждено, что иракцы должны получить суверенитет как можно скорее, но в то же время нельзя допустить возникновения в стране вакуума безопасности. Немедленный же вывод войск коалиции из Ирака, по мнению ФРГ, спровоцирует там хаос.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал все стороны в Ираке отказаться от насилия, уважать международное гуманитарное право и дать возможность продолжаться в стране политическому процессу. Он подтвердил, что ООН не собирается вводить в Ирак свои миротворческие силы, а задача организации состоит в том, чтобы оказывать содействие политическому процессу с целью проведения прямых всеобщих выборов и сформирования подлинно представительного суверенного правительства Ирака. К. Аннан также подчеркнул, что ситуация в Ираке – это не локальный процесс, а стабилизация обстановки в этой стране отвечает интересам всех государств.

Высокую активность в Ираке продолжает проявлять Иран. В Тегеране выступают за скорейший вывод из соседней страны оккупационных войск и передачу всей полноты власти иракским представителям. Иранцы пытались посредничать в урегулировании конфликта между США и мятежным имамом ас-Садром, а также провели консультации с иракскими высокопоставленными лицами о путях урегулирования кризиса в стране. Подобные действия ИРИ получили неоднозначную оценку в Вашингтоне. Так, госсекретарь Колин Пауэлл отметил, что Иран «старается помочь» преодолеть вооруженное противостояние с Муктадой ас-Садром. Одновременно официальный представитель госдепартамента Ричард Баучер охарактеризовал посреднические усилия Тегерана как неуместные и непрошеные.

В целом же иранское руководство пытается использовать сложившуюся в Ираке ситуацию для укрепления там собственных позиций.

Напряженно следят за событиями в Ираке арабские страны, в первую очередь соседние. За последнее время отмечается рост недовольства арабов военным присутствием США на иракской земле. Вместе с тем, в большинстве арабских столиц отдают себе отчет в том, что провал США превратит Ирак в дестабилизирующую силу в регионе и рассадник терроризма.

Король Иордании Абдалла II призвал международное сообщество способствовать скорейшей передаче всей полноты власти в Ираке представителям иракского народа. По его мнению, это единственный способ остановить эскалацию насилия в регионе.

За скорейший вывод американских войск из Ирака высказался президент Йемена Али Абдалла Салех.

Глава египетского государства Хосни Мубарак подчеркнул, что в настоящее время «братский Ирак переживает беспрецедентную катастрофу в своей истории, которая стала результатом оккупации его территории без каких-либо законных оснований». Мубарак призвал к полному восстановлению суверенитета Ирака после 1 июля с. г.

Президент Сирии Башар Асад заявил, что «сопротивление иракцев американцам, так же как палестинцев израильтянам, является легитимным».

За скорейший вывод иностранных войск из Ирака, полное восстановление суверенитета страны и решающую роль ООН в иракском урегулировании высказалось совещание 20 стран-членов Организации Исламская конференция, проходившее в апреле в Малайзии.

Россия считает главной задачей в Ираке формирование легитимного и пользующегося поддержкой народа правительства, «сформировать которое могут только сами иракцы с участием всех политических сил при поддержке ООН», являющейся единственной организацией, которая может придать легитимность процессу урегулирования.

Министр финансов РФ А. Кудрин считает, что пока рано говорить о списании долгов Ираку. «Все ждут доклада МВФ, и до публикации данного отчета планировать списание долгов представляется преждевременным». Российский министр сослался при этом на общее мнение стран-членов Большой восьмерки.

В целом, говоря о международной реакции на последние события в Ираке, можно отметить, что у большинства государств растет понимание важности и неотложности урегулирования ситуации в этой стране преимущественно политическими методами при реальной решающей посреднической роли ООН. Многие страны выступают за скорейшее и полное восстановление суверенитета Ирака, вывод иностранных войск с его территории. Именно с выполнением этих условий они обусловливают возможность своего участия в иракском урегулировании и оказании разносторонней помощи Ираку, включая миротворческую.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в апреле 2004 года характеризовалась резким усилением напряженности. Значительно усилилась военная активность противоборствующих сторон и существенно ухудшилась ситуация в сфере безопасности. Растут потери среди мирного населения и коалиционных сил, значительный ущерб наносится экономической деятельности. В то же время признаков коренного улучшения ситуации пока не отмечается. Более того, есть достаточно оснований полагать, что по мере приближения срока передачи власти местной администрации напряженность в стране будет усиливаться, возрастет интенсивность действий сил сопротивления, иностранных боевиков и террористов. Одновременно будет обостряться борьба между различными политическими силами Ирака за обладание командными постами во временном правительстве и других властных структурах.

52.38MB | MySQL:103 | 0,393sec