Турецко-иракские отношения на фоне визита премьер-министра Турции в Ирак

Официальный визит премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма в Ирак 7 января состоялся в тот период, когда кризис в двухсторонних отношениях достиг своего апогея. В рамках визита он встретился со своим иракским коллегой  Хайдером аль-Абади и президентами  Ирака Фуадом Маасумом и Иракского Курдистана Масудом Барзани, также посетил военную базу Башика.

Перед поездкой в Багдад, Б.Йылдырым подчеркнул, что этот визит является частью его политики «увеличения числа друзей Турции и сокращение числа врагов». Он указал на недавнее улучшение отношений с Израилем и Россией в качестве примеров нового подхода Анкары.

Причиной ухудшения турецко-иракских отношений является решения Турции в декабре 2015  отправить дополнительный военный контингент численностью  150 военных и 25 танков на военную базу Башика без разрешения иракских властей. Отметим, что в районах Мосула и Шаклава развернута около 800 турецких военных.

Иракский парламент 5 октября 2016 года отклонил предложения о продлении мандата турецких войск в Ираке и призвал к пересмотру отношений с Турцией, а на следующий день Ирак запросил экстренное заседание Совета Безопасности ООН для обсуждения военного присутствия Турции на своей территории.

Понимая, что растущее напряжение в отношениях с Ираком наносит значимый ущерб политическим, экономическим, а также национальным интересам Турции, Анкара направила делегацию «Примирение» в Багдад в середине октября. Закулисные дипломатические контакты создали такие условия, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с Хайдером аль-Абади в конце декабря, чтобы «обсудить вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом и необходимости улучшения двусторонних отношений».

После встречи за закрытыми дверями на совместной пресс-конференции премьер-министр Ирака Х.аль-Абади заявил, что Багдаду и Анкаре удалось урегулировать вопрос о выводе турецкого контингента с иракской территории из лагеря недалеко от города Башик. Он, в частности, подчеркнул «этот вопрос будет решен должным образом в короткий период времени».  Б.Йылдырым, в свою очередь, сказал: «Обсуждался вопрос Башика. Мы очевидцы прогресса в чистке региона от боевиков ДАИШ (арабское название запрещенного в России «Исламского государства»-авт.). В соответствии с этим, мы будем решать этот вопрос дружеским путем».

Официальная Анкара заявляет, что турецкие войска должны остаться на базе до тех пор, «пока поддерживаемое Ираном шиитское ополчение продолжит свои активные действия». По мнению эксперта по ближневосточному региону, журналистки Берил Дедеоглу, таким образом в обострение в турецко-иракских отношениях является отражениям   напряженности между Анкарой и Тегераном, учитывая их кардинально противоположные цели в сирийском конфликте.

В повестке визита турецкого премьер-министра неминуемо стоял вопрос и о выводе сторонников Рабочей партии Курдистана (РПК) из езидского района Ирака Синджар (Шангал), расположенного в северо-западной части провинции Найнава, в 136 км от Мосула. Б.Йылдырым заявил, что «эта проблема безопасности, касается не только Турции, она касается Сирии, Ирака и других стран».

«Самым важным аспектом меморандума, подписанного в Багдаде было заявление Ирака о том, что он не допустит присутствия РПК на своей территории»,- сообщает Ильнур Чевик, советник по внешней политике президента Р.Т.Эрдогана и обозреватель газеты «Йени Бирлик».

Напомним, что заявление премьер-министра Иракского Курдистана Нечирвана Барзани в преддверии визита турецкого коллеги, а том, что Региональное правительство Курдистана может применить и силу для вывода сторонников РПК из Синджара, вызвало резкую критику среди езидов и структур аффилированных с РПК.

Так, в итоговой декларации встречи «Демократического общества координации езидов» говорится: «Мы требуем, чтобы ООН, ЕС и другие международные организации выступили в качестве гарантов стабильности, и что РПК, которая является эффективной национальной силой в борьбе с ИГ, продолжила защищать наше общество». Отмечается так же, что именно благодаря РПК езиды Синджара спаслись от окончательного уничтожения в августе 2014 года, когда военизированные формирования иракских курдов пешмерга численностью в 8000 бойцов были выведены по непонятным причинам из Синджара, после чего в регион ворвались сторонники ИГ, устроившие беспрецедентную резню мирного населения.      Национально-политическая организация курдов «Ассоциация обществ Курдистана» также выступила с заявлением, в котором подчёркивается, что РПК выведет свои войска только когда Синджар будет полностью под контролем езидов.

Заявления Эрбиля еще более углубили раскол в курдском обществе. На пресс-конференции в Кандиле группа из бывших бойцов пешмерга резко раскритиковало Нечирвана Барзани, подчеркивая, что он не имеет право делать подобные заявления. «Подобные призывы не служат  национальным интересам курдов. Кроме этого, Синджар не находится в составе Иракского Курдистана. Такой расклад дел, естественно, выгоден многолетнему врагу курдов – Турции».

Вопрос в том, что после того, как РПК и связанные с ней группировки стали доминировать в курдонаселенных районах Сирии, контроль над Синджаром, являющимся логистическим центром РПК, стал иметь очень важное значение. Находясь на ирако-сирийской границе, Синджар является ключевым соединением сирийских и иракских лагерей РПК.

В то время как турецкие СМИ один за другим публикуют статьи под заголовками «Новый этап в отношениях с Ираком», «Нормализация между Анкарой и Багдадом» или «Анкара, Багдад и Эрбиль клянутся совместно бороться против РПК», по мнению политических наблюдателей региона,  Иран не допустит вывод РПК из Синджара и передислоуации в Кандиль, на границе с Ираном, тем самым создавая нестабильность на своих границах.

В своей статье Б.Дедеоглу считает, что нормализация в турецко-иракских отношениях возможна только при условии, если все стороны сделают шаг назад: «Турция должна согласится, что президент Сирии Башар Асад останется на своем посту, Иран прекратит саботировать сближение Анкары и Багдада, а в дальнейшем Турция выведет своих солдат из Башика, в замен на то, что в Сирии умеренная оппозиция будет иметь право голоса на предстоящих переговорах».

Бурханеттин Дуран, эксперт по внешней политики Турции, менее оптимистичен в вопросе нормализации турецко-иракских отношений. По  его мнению, в двухсторонних отношениях так много принципиально важных вопросов, что визит турецкого премьер-министра не сможет сгладить все углы.

В своем интервью бывший турецкий посол Али Туйган известный своей критикой в адрес проводимой  Турцией внешней политики, однако, по данному вопросу заявил.  «Этот визит состоялся в рамках усилий Турции по исправлению ошибок, допущенных в Сирии и недопущения их повторения в Ираке. В этом смысле, он должен рассматриваться как позитивный шаг».

Важно отметить также, что из-за напряженности в отношениях обе страны несут колоссальный экономический ущерб, и возобновление контактов в экономической сфере жизненно важно особенно для Турции, учитывая практически кризисную ситуацию ее экономики.

Аналитик внешней политики Турции, журналист Семих Идиз считает, что принимая во внимание нестабильную ситуацию региона, в конечном итоге происходит «перезагрузка» отношений Анкары и Багдада. «Убедившись, какое разрушающее влияние имеет эскалация отношений для двух стран, можно полагать, что и Багдад, и Анкара готовы не свернуть с пути нормализации отношений, начатой после длительного периода военно-политического кризиса».

52.23MB | MySQL:103 | 0,484sec