Отчет SETAV, посвященный сравнению экономического потенциала Германии и Турции на Балканах – выводы

В данном материале, завершающем тему сравнения потенциалов Германии и Турции на Балканах (по данным свежего Отчета Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETAV)) мы обращаемся к выводам турецких аналитиков. Перечислим основные из них:

  • Германия затратила большие усилия, в плане инвестиций и развития торгово-экономических отношений со странами Балканского региона, начиная с момента его «переформатирования». Турция, имеющая географическую, культурную и историческую близость с Балканами опаздывает со своими усилиями. Регион находится под сильным экономическим влиянием Европейского союза и, в первую очередь, — Германии.
  • Германия, как продвинутая индустриальная держава, предоставляющая рабочие места и принимающая иммигрантов, занимает на Балканах выгодное положение. Сформировался поток рабочей силы из Балкан в Германию: многие граждане из балканских стран проживают в Германии и говорят по-немецки. Это формирует положительный образ Германии в регионе, а, кроме того, способствует развитию долгосрочных культурных, торговых и экономических связей.
  • Инвестиции Турции в странах региона, за исключением нескольких банков и промышленных предприятий, остаются недостаточными. Невзирая на новые сделки слияний и поглощений, для Турции наверстать двадцатилетнее отставание от Германии будет весьма трудно. Выходом является определение ниш, на которые до сих пор «не наложили руки» европейцы.
  • На самом деле, между Германией и Турцией на Балканах серьезной торговой конкуренции не наблюдается. Однако, наличие общих статей экспорта создает потенциал и вероятность подобной конкуренции в будущем. К их числу можно отнести: электрические машины, устройства и изделия, транспортные средства, велосипеды и мотоциклы, а также комплектующие и запчасти к ним, генераторы, металлоконструкции, текстиль (как ткани, так и готовые изделия), различные изделия из пластиков.
  • Проведенный в Отчете анализ показал то, что целый ряд сфер на Балканах заполнен Европой и Россией. В этой связи, с целью обозначения своего присутствия Турции потребуется найти свои уникальные ниши (как в плане инвестиций, так и с точки зрения торговли) и сфокусироваться на них. Эти ниши могут быть определены с учётом областей потенциальной высокой конкуренции между Германией и Турцией (см. выше).
  • Важным аспектом своего продвижения на Балканы для Турции, по замечанию авторов Отчета, должна стать географическая и культурная близость, которая могла бы конвертироваться в рыночное преимущество. Потребителям и импортерам должны предлагаться выгодные кампании и цены в рамках ориентированных на конкретную страну и народ рекламных кампаний. Здесь свою роль должен сыграть турецкий «бюрократический аппарат» (то есть государственная поддержка), а также неправительственные организации.
  • Невзирая на отсутствие по факту серьезной конкуренции между Германией и Балканами, турецкие ведомства «мягкой силы» (ТИКА, институт Юнуса Эмре и различные НПО), пробуждающие «эмоциональные, исторические и духовные» связи и приведшие к росту торговых отношений между Балканами и Турцией, пробудили в регионе обеспокоенность. Тем не менее, несмотря на рост гуманитарных связей, они в должной мере не привели к росту инвестиционных и торговых отношений. Турция так и не стала ни в экономическом, ни в торговом плане заметной силой в регионе, за рамками взаимных политических «любезностей» между балканскими странами и Турцией.
  • С рядом из рассмотренных в Отчете стран у Турции есть родственные связи и часть их граждан проживает в Турции. Даже, когда речь идёт о небольших диаспорах от них может быть отдача в форме поддержания «живыми» двусторонних отношений, а также с точки зрения развития социальных, культурных, и, наконец, торговых связей. Однако, Турция в должной мере не воспользовалась этими способствующими факторами и не стала заметным партнёром для Балкан, как с точки зрения торговли, так и инвестиций.

Подводя черту под комментариями авторов Отчета SETAV необходимо сказать, что он в немалой мере развеивает укоренившийся стереотип относительно турецкой «экспансии» на Балканы. В том числе, в среде тех, кто хотел бы выдавать желаемое за действительное. Поскольку Турция даже не столько опоздала к «переделу» балканских рынков, сколько не имела достаточных ресурсов, как материальных, так и интеллектуальных, чтобы воспользоваться возникшим двадцатилетие назад окном возможностей. Это привело к ситуации, когда Европейский союз и Германия заняли в регионе прочные позиции, с которых их Турции будет весьма непросто потеснить. Особенно, с учётом многократно осложнившейся ситуации в самой Турции, как с экономической, так и со внутриполитической точек зрения. Таким образом, если в ходе «арабской весны» экспансионистские планы Турции в Северной Африки были поставлены под серьезное сомнение, то опубликованный Отчет ставит неутешительный для турецкого руководства диагноз на Балканах.

62.36MB | MySQL:101 | 0,619sec