Что не учитывают американские эксперты оценивая экономическую ситуацию в Сирии

Американские эксперты обратились к теме экономического восстановления Сирии, перспективы которого они оценивают как «очень туманные». Шесть лет гражданской войны нанесли стране непоправимый ущерб. ВВП сократился более чем в два раза; более 440 тыс. человек было убито (эту цифру, кстати, надо проверять, поскольку она взята явно «с потолка»); около шести миллионов сирийцев покинули страну. Примерно 60 процентов трудоспособного населения безработные. Дефицит финансовых ресурсов правительства серьезным образом подрывает его возможность контролировать регионы через соответствующие рычаги административно-финансового распределения. При этом способность государства самостоятельно начать восстановление страны оценивается экспертами из США как «нулевая». Уже на период вхождения в активную фазу гражданской войны в 2011 году Сирия испытывала серьезные экономические проблемы. Прежде всего это касалась стагнации в важнейшем секторе страны — сельскохозяйственном. Сирийская экономика при этом только начинала находить новые точки опоры после периода «либерализации», которую президент Башар Асад начал в 2000. Все позитивные изменения в банковском секторе, которые должны были стимулировать экономический рост, сошли на нет в результате экономических санкций, которые были наложены западными странами после начал кризиса. Общий уровень промышленного и сельскохозяйственного производства сократился к 2013 году более чем на 40 процентов. В условиях дефицита бюджета правительство вынуждено было сокращать субсидии на воду, топливо и продовольствие. Международные резервы страны к 2015 году упали до 1 млрд долларов, что покрывало лишь месяц импорта. Норма в данном случае — не менее трех месяцев. Прошедший год также не был легким для сирийской экономики. Цены на газ и воду в столичном регионе выросли. Цены на продовольствие выросли примерно на сто процентов по сравнению с предыдущими годами. При этом налоги остались в основном на прежнем уровне. В стране серьезным образом разрушена инфраструктура, ощущается дефицит питьевой воды и электричества. Все эти факторы, по оценке американских экспертов, самым серьезным образом подрывают веру населения в сирийское правительство. Это классическое заблуждение американских политологов при анализе ситуации в других странах. Именно этим соображением «подрыва правительства путем ухудшения экономического положения населения» диктуется политика введения экономических санкций. При этом иные факторы устойчивости тех или иных режимов, которые лежат в области национального менталитета, истории нации, и иных страноведческих вещах не учитываются. Они делают «кальку» той или иной ситуации на себя, и это является фатальной ошибкой. «Чистый» прагматизм американцев и европейцев в принципе на Ближнем Востоке не работает. В случае с Сирией речь идет о физическом и биологическом выживании ряда религиозных меньшинств (алавитов, христиан, друзов), и на этом фоне чисто экономические показатели уходят на второй план. Американцы же в данном случае убеждены, что если «государство не сможет выполнять свои базовые функции по снабжению населения, то население возьмет это в свои руки». Не возьмет, хотя бы по причине того, что «население» — это племена и кланы, которое не сможет в силу наличия у себя необходимых навыков и денег, обслуживать ТЭС, ЛЭП, технически обслуживать буровые скважины, нефтеперерабатывающие заводы, ирригационные сооружения, и т.п. Это чисто государственная история. Попытка заменить государство неким суррогатом в лице «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) не получилось по многим причинам. В том числе и потому, что ИГ не смогло четко и грамотно обслуживать инфраструктуру. Кустарные нефтяные заводики давали населению лишь кратковременную иллюзию своей способности обходиться в этих вопросах без государства. Но в данных рассуждениях американцев для нас важно другое. У Вашингтона не получилось удушить режим в Дамаске «чужими руками» при своем «нейтралитете», и теперь ставка делается «на костлявую руку голода». Скажем сразу, что американские политологи, видимо, не знают сирийцев. Это прирожденные торговцы, которые при наличии мира в своей стране очень быстро найдут способы эффективного выживания.

В этой связи американские эксперты вновь в своих выводах опираются на экономику. И в данном случае им не дает покоя Алеппо, контроль над которым они со скрипом признают «принципиальным событием» (чем-то подобным США пока похвастаться не могут). Они считают, что бывшая экономическая столица Сирии вряд ли будет восстановлена в обозримом будущем. Даже восстановление электроснабжения, над которым работает сейчас Дамаск, потребует несколько месяцев. Общая же сумма, необходимая для восстановления городской инфраструктуры, оценивается в пределах от 100 до 200 млрд долларов. Американцы также указывают на то, что в условиях дефицита продовольствия, правительство не сможет более рассчитывать на северо-восточные регионы страны, которые находятся под контролем курдов. А те, мол, хотят объявить там свою автономию. И если верить такой логике, перестанут заниматься сельским хозяйством и торговать на базарах, в том числе и в соседних провинциях. То есть делать ровно то, чем они занимались последние несколько сотен лет. Еще раз повторим: сирийцы — это торговцы. И в Сирии никогда не было колхозов, у которых государство приобретало, а затем перепродавало хлеб и мясо. Там всегда выращивали, что хотели и продавали, где хотели. Американцы в этой связи указывают на то, что Дамаск в этом году сможет закупить у России только треть от планируемого объема пшеницы (1млн тонн) в силу дефицита валюты. При этом Москва, которая продает пшеницу с 20 процентным дисконтом, не согласилась «отпускать товар в кредит». Дамаск получил ровно столько пшеницы, за сколько заплатил деньгами. Кстати, это проблема не только Сирии, но и Египта. Так что позиция Москвы в данном случае кардинально отличается от «советской братской помощи», она предельно прагматична. Но в данном случае не Москва является главным торговым партнером Сирии, а Иран. Недавно страны подписали контракты в области сельского хозяйства, добычи нефти и газа, производства фосфатов и телекоммуникаций, что открывает путь для массированного входа иранского бизнеса на сирийский рынок. Иранцы также увеличили сумму кредита Дамаску с 6 до 10 млрд долларов, что позволяет режиму вовремя выплачивать зарплату госслужащим и военным. При этом выход Ирана на этот рынок не является благотворительностью. В перспективе, по оценкам экономистов, это позволит Ирану уже в ближайшее время стать одним из лидеров по производству металлургической продукции на Ближнем Востоке. И это не говоря уже об укреплении своего влияния в Сирии. Подтягиваются потихоньку и другие заинтересованные международные игроки. Египет также недавно подписал контракт с Дамаском об участии в реконструкции и строительстве разрушенной инфраструктуры, а Ливан в данном случае будет играть роль основного логистического центра.

52.21MB | MySQL:106 | 0,798sec