Система компенсаций жителям поселений Газы и Западного берега, подлежащих эвакуации

Еще до того, как 6 июня правительство утвердило план одностороннего разъединения, было очевидно, что одной из основных проблем, связанных с его реализацией станет проблема компенсаций жителям поселений, подлежащих эвакуации. До сих пор в израильском обществе сохраняется память о крайне тяжелом и печальном опыте 1982 года, когда проводилась эвакуация еврейских поселений с территории Синайского полуострова. Тогда большинство поселенцев остались крайне недовольны политикой правительства, которое, по их мнению, грубо навязало поселенцам свое решение, нисколько не заботясь об их нуждах.

Чтобы избежать повторения событий тех лет, под эгидой Министерства юстиции был создан специальный Комитет по компенсациям, в который вошли четыре специализированные структуры: по подготовке юридической базы, по налогообложению, по кооперативам и по индустриальной зоне «Эрез». Комитет возглавил генеральный директор Министерства юстиции Аарон Абрамович, а в его состав вошли представители Министерства юстиции, Администрации премьер-министра, Министерства финансов, Министерства Труда, торговли и промышленности, а также Министерства сельского хозяйства. Предполагается, что на стадии расселения эвакуированных семей поселенцев, к работе Комитета будет подключено и Еврейское Агентство (Сохнут).

По планам правительства эвакуация поселений начнется в марте и должна быть завершена к концу 2005 года. Поэтому первостепенной задачей Комитета является своевременная подготовка юридической базы для выплаты компенсаций, проект соответствующего документа должен быть представлен кабинету министров в октябре-ноябре текущего года. До этого момента члены Комитета будут проводить интенсивные переговоры и консультации с поселенцами, предоставив им, таким образом, все возможности для контроля за процессом подготовки законодательного акта по компенсациям, а также возможность для защиты своих интересов.

На сегодняшний день около 80 семей из поселений Западного берега и 15 семей из поселений сектора Газа заявили о своем желании покинуть свои дома. Их интересы в Комитете представляет специальный поверенный Йосеф Тамит. По его словам, в частных беседах с ним о своей готовности покинуть поселения завили гораздо больше семей, однако они не торопятся с обращением в Комитет, так как опасаются, что те, кто раньше обратятся за компенсациями получат их в меньших размерах, чем те, кто дождется начала фактической эвакуации.

Всего же, по предварительным данным, компенсации будут распространяться на 1 600 семей, 1 500 из которых проживает в поселениях сектора Газа и 100 семей из четырех поселений Западного берега. Размер компенсации будет зависеть от того, как долго та или иная семья прожила в поселении, а также того, куда она планирует переехать и успешности ее переговоров с представителями правительства. Комитет пока не принял решения относительного того, будет ли сумма компенсации выплачена единовременно или разделена на отдельные платежи в течение нескольких лет. Отдельная группа экспертов будет работать над вопросом о взимании налогов с общей суммы компенсаций.

Выплата компенсаций поселенцам будет осуществляться по следующим статьям: утрата недвижимости, утрата заработка (для тех, кто работал непосредственно в поселениях), утрата частного бизнеса. Исходя из этого, для возмещения ущерба поселенцам, были разработаны четыре альтернативных плана компенсаций:

1. Семьи, прожившие в поселениях более четырех лет, и рассматривавшие его как центр своих профессиональных и социальных связей, получат такую сумму компенсации, которая покроет расходы на приобретение земельного участка в другом районе страны и строительство дома аналогичного дому, оставленному в поселении. Предельное значение суммы компенсации, в данном случае будет определяться сроком проживания в поселении. Комитетом предусмотрено, что семьям, проживавшим в поселениях свыше четырех лет, но при этом не имеющим права на максимальную сумму компенсации, будет предоставлен кредит на выгодных условиях для покрытия разницы между расходами на приобретение земельного участка и строительство нового дома и суммой полученной компенсации.

2. Второй план компенсаций предусмотрен для семей, проживавших в поселениях менее четырех лет, а также лиц, имевших в собственности дома в поселениях, но фактически проживавших в других местах. В отличие от первого плана, сумма компенсации будет соответствовать стоимости дома в поселении, а не стоимости аналогичного дома в другом районе страны. Оценка стоимости домов поселенцев будет проведена специальной комиссией правительственных экспертов.

3. Наиболее желательным вариантом решения проблемы компенсаций и социальной реадаптации поселенцев является план их расселения в так называемых «приоритетных районах». Эвакуируемые семьи могут, как индивидуально, так и группой, переехать в районы, обозначенные правительством. Так, поселенцам с Западного берега будет предложена возможность переехать в районы Гильбоа и Галилеи, которые находятся не далеко от их рабочих мест. Это план позволяет, с одной стороны, избежать болезненной ломки социальных связей поселенцев, а с другой – помогает увеличить численность жителей в малонаселенных районах страны. Семьям, которые выберут этот план компенсации, фактически предоставляется возможность получить земельный участок бесплатно. Предполагается, что поселенцы получат долгосрочный кредит, который превратиться в грант в случае, если семья проживет на новом месте более пяти лет.

4. Каждый поселенец, вынужденный покинуть свой дом в связи с решением правительства, и не довольный разработанной системой выплат компенсаций, получит право обратиться к правительственным экспертам за оценкой его собственности с целью получения компенсации по индивидуальному плану. Специально оговаривая такую возможность, правительство надеется избежать недоразумений и гарантировать как минимум компенсацию полной стоимости недвижимости поселенцев.

Кроме того, отдельно указывается, что лица, переехавшие в поселения после того, как правительством был утвержден план одностороннего размежевания, не имеют права на получения компенсации.

Не меньшую проблему для экспертов Комитета представляет и эвакуация индустриальной зоны. Хотя, в отличие от поселений, эвакуация предприятий индустриальной зоны, а их в правительственном списке около 100, не вызывает такого политического ажиотажа и накала страстей, однако в том, что касается оценки их стоимости и определения размеров компенсации – это вызывает гораздо больше сложностей.

Комментируя создание Комитета по компенсациям, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон особо подчеркнул то, что правительство готово возместить ущерб не только поселенцам, как группе, но и на индивидуальной основе. Он, в частности, сказал: «Никто не окажется в заложниках из-за выбора других, а сможет сам решать свою судьбу». А. Шарон также подтвердил сообщения о том, что семьи поселенцев, которые решат переехать в Негев или Галилею, получат приоритетное финансирование.

Дискуссии вокруг планов компенсации вполне ожидаемо привели к возникновения вопроса о том, смогут ли рассчитывать на какую-либо компенсацию жители других поселений, не включенных в правительственный план эвакуации. Хотя эта проблема еще не обсуждалась на официальном уровне, тем не менее, члены Комитета по компенсациям готовят свои рекомендации по этому вопросу.

52.23MB | MySQL:103 | 0,598sec