Реакция Алжира на попытки создания «третьей силы» в Ливии

Последние по времени события в Ливии вызывают самое пристальное внимание алжирских властей. Речь идет о попытках целого ряда ливийских полевых командиров «подвинуть» правительство национального согласия (ПНС) премьер-министра Ф.Сараджа, пользующееся поддержкой ООН и Запада. В этой связи необходимо напомнить, что оно прибыло в Триполи благодаря усилиям АНДР.

Речь идет о прибытии несколькими днями ранее туда вооруженных групп, в том числе их города Мисураты, лидеры которых объявили о создании «независимых» вооруженных сил, В основном они представляют отряды, изгнавшие в конце 2016 года из Сирта сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)).

По информации источников, близких к ПНС, «они сейчас чувствуют себя изолированными, и ищут поддержки».

Как бы там ни было, Махмуд Загаль, полевой командир из Мисураты, объявил 9 февраля о создании «Национальной гвардии Ливии без политической принадлежности», целью которой будет «борьба против ИГ, защита государственных учреждений и дипломатических миссий».

Показательно, что при этом он не уточнил, поддерживает ли эта «Национальная гвардия» ПНС.

При этом известно, что значительным весом в «Национальной гвардии» обладают боевики, лояльные бывшему офицеру Халифе аль-Гвейлю, провозгласившему в 2014 году в Триполи создание «правительство национального спасения», а в 2016 году не желавшего признавать перевезенное из Туниса ПНС Ф.Сараджа.

Таким образом, создание новой силовой структуры лишь еще больше ослабит признанное «мировым сообществом» правительство и с высокой долей вероятности может сделать его фактическим заложником боевиков в условиях обострения отношений с маршалом Халифой Хафтаром, заявлявшим о готовности взять власть в Триполи.

Без непосредственной силовой поддержки полевых командиров ПНС очень быстро утратит и без того слабо осязаемую власть в стране. А раз так, то оно будет вынуждено «плясать под дудку» лидеров вооруженных группировок, которым данное правительство нужно лишь в качестве ширмы для легализации их действий.

Между тем, страны, ранее поддержавшие правительство Ф.Сараджа, встретили сообщения «о вводе в Триполи многочисленных транспортных средств вооруженных организаций, с беспокойством».

В частности, Госдеп США указал, что «их развертывание может еще больше дестабилизировать и без того хрупкую безопасность».

Также он отметил, что ее может обеспечить лишь «строительство национальной военной силы, способной противостоять террористическим группам и защищать всех жителей страны, под единым командованием».

Однако другого выбора ни у опереточного правительства в Триполи, ни у прибывших туда боевиков нет.

Более того – учитывая степень разногласий ПНС с представителями Киренаики, в частности, главнокомандующим Ливийской национальной армией (ЛНА) маршалом Халифой Хафтаром, поддерживаемым Палатой представителей в Тобуке, можно предположить, что влияние правительства Ф.Сараджа в стране будет только падать.

Сейчас для лидеров еще неподконтрольных маршалу территорий на западе и юге страны требуется найти точки опоры, чтобы противостоять ему.

Необходимо напомнить, что еще в конце декабря Х.Хафтар заявил о намерении «очистить» юг Ливии от всех террористических групп и других формирований, которые могут угрожать безопасности страны».

Одновременно его силы нанесли удары как по группировкам, связанным с ИГ и «Аль-Каидой» (запрещена в России), так и ополченцами Мисураты, а также других местных полевых командиров, и группе повстанцев из Чада.

Своей кульминации эти действия достигли в ходе событий на авиабазе Джуфра, где силы Х.Хафтара сбили самолет, на борту которого находились члены военного Совета Мисураты, под предлогом того, что «он перевозил нелегально оружие», после чего силы мисуратской «бригады» были направлены не только в Джуфру для недопущения ее захвата силами маршала, но и в Себху. Контроль над последней в значительной степени определяет расстановку сил в центре и на юге страны.

В любом случае, подобные действия Х.Хафтара, нацелившегося на объединение Ливии под его контролем, и вынуждают «южан» искать помощи у Мисураты и у прочих центров силы, где особый вес имеют «Братья-мусульмане».

Вопрос – как в связи с этим далее поведут себя представители негроидных племен тубу, которые со времени падения Каддафи заметно обособились на дальнем юге страны и периодически воевали против всех остальных арабских, берберских и туарегских группировок.

В данной ситуации имеются доводы как в пользу выражения поддержки союза с Х.Хафтаром, способным удовлетворить их интересы в рамках единого государства, но с другой стороны, они не могут не понимать, что в этом случае им придется поступиться своими свободами, которыми они пользовались с конца 2011 года. Во всяком случае, среди командиров тубу по этому поводу до недавнего времени не было полного единства.

Между тем, 12 февраля в интервью французскому еженедельнику JDD сам Х.Хафтар призвал международное сообщество оставить ливийцев в покое и предоставить им управлять своими делами самостоятельно. При этом он выразил готовность заключить союз с США и Россией, способными, по его мнению, стать гарантами мирного урегулирования в Ливии. По его словам, «Международное сообщество не понимает реальной ситуации, имея недостоверную информацию о происходящем здесь и потому принимаемые им решения плохие».

Между тем, параллельно произошло другое событие, глубоко возмутившее не только значительную часть ливийцев, но и Алжир. Речь идет о том, что мировое сообщество решило, кажется, заменить МартинаКоблера и на его место выдвинули Саляма Фаяда, палестинского бывшего премьер-министра.

Однако его кандидатуру провалила при голосовании новая американская администрация, наложившая вето. «Слишком долго ООН несправедливо способствовала палестинской автономии за счет наших союзников в Израиле», — отметила посол США при этой организации Никки Хейли.

Примечательно, что почти одновременно Х.Хафтар критиковал спецпредставителя ООН по Лиыии Мартина Коблера, будучи недоволен его поддержкой правительства Ф.Сараджа. «Ливийцы не любят его и называют дьяволом. Что же касается правительства национального согласия, то его сторонников очень мало и их интересуют только деньги», — так отозвался он об этом назначенце в интервью французскому еженедельнику JDD.

Последнее упоминание сделано, судя по всему, не случайно. Дело в том, что 2 февраля Ф.Сарадж подписал в Риме с его итальянским коллегой Паоло Джентилони меморандум о взаимопонимании, направленный на усиление борьбы против нелегальной миграции из Ливии. В свою очередь, Палата представителей в Тобруке назвала его «недействительным», отметив, что нет «никаких обязательств, моральных или материальных», связанных с этим соглашением, поскольку триполитанское правительство «не имеет никакого правового статуса в Ливийском государстве. Столь значимые соглашения являются одними из ключевых вопросов», которые «должны быть решены ливийским народом через представителей, выбранных им демократическим путем».

В любом случае, как представляется, активность последних дней со стороны и Х.Хафтара, и полевых командиров во многом обусловлена тем, что они чувствуют себя несправедливо обойденными при заключении «антимиграционного соглашения» и намерены сами получить за это дивиденды от Евросоюза.

Всё это вызвало довольно острую реакцию АНДР. Так, алжирский министр иностранных дел Рамтан Ламамра обвинил мировое сообщество в бездействии по Ливии, препятствующем ее стабилизации и одновременно раскритиковал действия «некоторых постоянных членов Совбеза ООН».

Относилось ли это только к США, блокировавших новое назначение спецпосланника этой организации по Ливии или же это касалось и России, наряду с американской стороной поддерживающих поползновения Х.Хафтара на полноту власти в этой стране – можно только гадать.

Между тем, происходящее вызывает вопросы относительно будущего ливийской власти. Не случайными в этой связи представляются и активные консультации представителей АНДР с руководством «Братьев-мусульман» в Тунисе и Ливии, чьи вооруженные группировки имеют серьезное влияние на расстановку сил в стране.

Как бы там ни было, подобные изменения несут в себе угрозу как позициям Алжира, так и ЕС, создавая риск краха их усилий по стабилизации Ливии как минимум за последние два года.

52.26MB | MySQL:103 | 0,758sec