Обзор отчета SETAV, посвященного месту СПГ в мировой торговле. Часть 8

Продолжаем рассмотрение Отчета турецкого Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETAV) под заголовком «Место сжиженного природного газа (СПГ) в мировой энергетической торговле» и, завершив рассмотрение стран-лидирующих экспортёров, переходим к анализу стран-импортёров «голубого топлива», к которым, разумеется, относится и Турция. Авторы Отчёта начинают данный раздел с замечания о том, что СПГ в наши дни является важным балансиром, позволяющим уравновешивать спрос и предложение на мировом энергетическом рынке, и инструментом диверсификации источников поставок энергоресурсов.

Совершенно естественно, что рост числа стран-экспортёров СПГ и объёмов их поставок сопровождался пропорциональным ростом на «стороне импорта». После первой поставки СПГ из Алжира в 1964 году, число стран-импортёров к 2015 году выросло до тридцати. Список лидирующих потребителей продукции возглавляют Япония, Южная Корея и Китай, за которыми, с пятого места, следуют Испания, Великобритания и Турция. Объём импорта СПГ Японией в 2015 году составил 118 млрд куб. м. И, как уже было сказано, за Японией следует Южная Корея, закупившая 47,8 млрд куб. м. Третье место – за Китаем с 26,2 млрд куб. м. Индия и Тайвань приобрели СПГ объёмами 21,7 и 18,7 млрд куб. м соответственно.

Вслед за Азиатско-тихоокеанским регионом, важнейшим потребительским рынком по СПГ является Европа, где лидирующие строчки по импорту занимает Испания (в 2015 году – 13,1 млрд куб. м) и Великобритания (12,8 млрд куб. м). В общем списке стран-импортёров Турция в 2015 году заняла восьмую строчку с 7,5 млрд куб. м.

Первое место Японии подкрепляется завидной инфраструктурой – терминалами по регазификации СПГ. Всего в стране их насчитывается 24, в стадии строительства – ещё один. Первые закупки страна совершила в 1969 году с Аляски. Рост поставок в страну продолжался в 1970-е и 80-е годы. На сегодняшний день Япония подошла в ранге ведущей мировой державы по импорту СПГ с доминирующей долей на мировом рынке в 37%. Авария на японской АЭС «Фукушима» оказала немалое влияние на рост закупок страной СПГ. А, имея в виду роль страны на мировом рынке СПГ, можно говорить и об изменении, ни много ни мало, мировой конъюнктуры.

Впрочем, Мировое энергетическое агентство не считает данный тренд долгосрочным и предсказывает, что объём закупок Японией к 2020 году уменьшится до 95,9 млрд куб. м и к 2030-му году – до 82,6 млрд куб. м.

Вот те факторы, благодаря которым Японию ждёт спад потребления СПГ, согласно мнению Мирового энергетического агентства:

  • Возврат интереса к атомной энергетике.
  • Падение темпов экономического роста и соответствие спроса.
  • Рост использования возобновляемых источников энергии.
  • Процесс либерализации рынков электроэнергии (стартовал в 2016 году) и природного газа (в 2017 году).

Странами – лидирующими поставщиками СПГ в Японию в период с 2003 по 2015 год стали Катар, Австралия, Малайзия, Нигерия и Россия. Рост поставок этими странами самым тесным образом связан с их инвестициями в СПГ – индустрию. С другой стороны, на спад поставок из Индонезии негативное влияние оказывает нестабильная внутриполитическая ситуация.

Второй страной в списке стран-импортёров СПГ, после Японии, значится Южная Корея. Невзирая на начавшийся в 2013 году спад своего потребления, страна продолжает удерживать вторую строчку. Особенности географического положения и отсутствие трубопроводного газа, по замечанию авторов Отчёта, здесь сыграли решающую роль. Общая годовая мощность терминалов по регазификации СПГ Южной Кореи в настоящее время составляет 133 млрд куб. м, которая загружена приблизительно на 38%. Лидирующими поставщиками СПГ в Корею являются Катар, Малайзия и Индонезия. Также, как ожидается, в ближайшие годы на южнокорейском рынке возрастёт доля амбициозно настроенной Австралии. Кроме того, с 2010 году наблюдается рост закупок у Нигерии и России.

И, как уже было сказано выше, за Японией и Южной Кореей следует Китайская Народная Республика с объёмом закупок СПГ в 2016 году в объёме около 26,2 млрд куб. м. Главным источником энергии для страны является каменный уголь – с долей около 50%. При этом годовое потребление газа в топливно-энергетическом балансе составляет лишь 5,7%. В то же самое время китайские компании (CNPC, Sinopec и CNOOC) продолжают свои инвестиции в соответствующую инфраструктуру – как в газопроводы, так и в регазификационные терминалы. Отметим, что в настоящее время страна располагает двенадцатью терминалами для регазификации СПГ и ещё десять находятся на этапе строительства.

Если в 2006 году Китай закупал СПГ только в Австралии, то в последующие периоды времени к ним присоединился Катар, Малайзия и Индонезия. Особенно динамичный рост демонстрирует Катар, поставлявший в Китай в 2009 году 1 млрд куб. м и увеличивший этот показатель к 2015 году до 6,5 млрд куб. м. Как показывает пример активности Катара в Японии и в Южной Корее, роль газовой монархии из Персидского залива в Азиатско-тихоокеанском регионе в целом заметно выросла.

52.18MB | MySQL:103 | 0,667sec