На протяжении последних шести лет Сирия превратилась в один из главных пунктов притяжения для многих мусульман, желающих внести свой вклад в борьбу против «сил зла» (вне зависимости от того, кого понимать под этим определением). Сообщения о многочисленных «паломничествах» мусульман в Сирию уже никого не удивляют, даже если их совершают выходцы из благополучных европейских стран, которые, казалось бы, далеки от ужасов войны в Сирии.
В последнее время, однако, в СМИ все чаще появляются сообщения о европейцах (и под европейцами имеются в виду люди, не исповедующие ислам), которые также готовы пожертвовать всем – устоявшимся бытом, семьей, друзьями ( а нередко и жизнью) ради…чего? Приключений? Высшей цели? (но какой?) Мира во всем мире? Что заставляет этих, казалось бы, благополучных и совершенно обычных людей пойти на такой шаг, зная, насколько высок риск и насколько туманны их перспективы?
Примерно полторы недели назад все британские и многие мировые СМИ рассказывали истории молодых британцев – Райана Лока и Кимберли Тейлор, которые покинули Британию и присоединились к курдским отрядам, чтобы сражаться с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). По словам их родных и знакомых ничто в их характере и поведении не свидетельствовало об их способности совершить такой экстремальный поступок.
Для Райана Лока, 20-летнего юноши из Западного Сассекса, этот «экстрим» закончился весьма плачевно – в январе он покончил с собой, чтобы не попасть в плен к боевикам ИГ во время одного из боев. Примечательно, что Райан не имел никакого военного опыта – он не служил в армии и никак не был с ней связан. Молодой человек работал поваром в одном из местных ресторанчиков перед тем, как добровольно отправиться в Сирию и присоединиться к курдским отрядам, намереваясь вернуться домой через полгода. Но этого не случилось. По словам отца, он был «очень добрым и отзывчивым юношей, близко к сердцу принимавшем чужие страдания». Неужели именно эта доброта привела Лока в Сирию?
Другая история еще интереснее. 27-летняя Кимберли Тейлор стала первой британской женщиной, воюющей в Сирии. По словам родных, Тейлор «умная, приземленная и практичная» девушка, с богатым жизненным опытом. По словам отца, она «не может оставаться равнодушной к несправедливости».
Судя по описанию, молодые люди совсем не похожи по характеру и складу ума. Юный, добросердечный мечтатель и практичная реалистка. И все же что-то заставило их обоих (и многих других) отправиться на борьбу с ИГ.
Вряд ли существует правильный ответ на этот вопрос, и все, что будет сказано далее, также следует воспринимать лишь как мнение и лишь одно из возможных объяснений происходящего.
Рассматривая вопрос европейцев, воюющих в Сирии, хотелось бы обратить внимание на несколько моментов, которые если и не определили, то наверняка поспособствовали возникновению этой тенденции.
Первый момент, который нужно отметить в связи с возникновением такого живого интереса европейцев к Сирии — это информационная шумиха, созданная СМИ вокруг ситуации в стране и деятельности ИГ в частности. Почти ежедневно можно видеть сообщения о новых преступлениях террористов с одной стороны, о неэффективности противодействия стран этой угрозе, с другой. Кроме того, отдельным нарративом идет вопрос о судьбе президента САР Башара Асада и вмешательстве России. На протяжении всех шести лет гражданской войны в Сирии, почти все СМИ транслируют примерно одинаковые идеи:
- Над миром нависла страшная опасность (ИГ)
- Люди в Сирии погибают, страдают, и молят о помощи.
- Попытки изменить ситуацию, предпринимаемые правительствами неэффективны (к этому добавляются еще и взаимные обвинения России и стран Запада в том, что ситуация не только не решается, но и усугубляется).
- Угроза с Ближнего Востока продвигается дальше (в Европу)
С учетом многообразия и доступности информационных каналов, существующих в наше время – новостные агентства, социальные сети, радио, телевидение, интернет, современный человек (особенно молодой человек, который значительную часть своего времени проводит в интернете) чуть ли не каждую минуту своей жизни получает новые сведения, при этом все сложнее становится отделить правду от лжи, эмоции от разума. А если одни и те же идеи будут подаваться изо дня в день, освещенные под определенным углом, 6 лет подряд? Ярким примером может служить то, как преподносятся теракты, произошедшие в Европе. Да, каждый из них — это ужасная трагедия. В то же время то, как они подаются СМИ формируют у людей ощущения собственной уязвимости и беспомощности, жизни под «дамокловым мечом». Рассказываются ужасы про ошибки и недосмотр спецслужб, разветвленную террористическую сеть, и так далее. При этом довольно редко можно встретить информацию другого рода – о предотвращенных терактах или комментарии экспертов, которые могли бы дать более взвешенное мнение о проблеме.
Как бы резко это ни звучало, новое информационное пространство, сложившееся за последние несколько лет, фактически функционирует примерно по тем же принципам, что и любая секта или террористическая группировка, апеллируя не к разуму человека, а к его эмоциям.
Разница лишь в том, что «исход» людей на войну является не прямой целью, а побочным результатом их деятельности. Таким образом, молодые люди (к чести их будет сказано, отличающиеся гипертрофированным романтизмом, чувством справедливости и сострадания), начинают мыслить категориями «нужно что-то делать» и «никто, кроме нас». Вероятно, им начинает казаться, что если они что-то не предпримут, то проблема не решится никогда.
К чувству уязвимости и неуверенности в 2016 добавились и кризисы прошлого 2016 года. Брексит, приход к власти Дональда Трампа в США – драматизм, с котором преподносились эти события, у многих людей сформировали чувство полнейшего разочарования в своем правительстве и ощущения того, что их страна и мир в целом катятся в тартарары. Вполне возможно, что «исход» в Сирию европейцев стал еще и определенным протестом против того, что происходит дома.
Наконец, еще одним момент. Современное общество живет в эпоху абсолютной публичности и саморекламы. Уже неоднократно поднималась проблема гибели людей ради эффектного селфи, стресса и чувства неудовлетворенности, которые испытывают молодые люди, глядя на профили своих знакомых и друзей, демонстрирующих красивую и необыкновенную жизнь. Поскольку удивить друг друга людям становится все сложнее, а спрос на «эксклюзив» возрастает все сильнее… не стало ли паломничество молодых людей в горячие точки просто еще одной формой «гибели ради эффектного селфи»?..
Как бы то ни было, остается надеяться, что у молодых людей, которые решились на столь отчаянный шаг, хватит также удачи благополучно вернуться домой, не потеряв и не поломав свою жизнь.