К итогам визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран

5 марта 2017 года состоялся третий по счету за последние три года официальный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Исламскую Республику Иран. Учитывая более 120 подписанных документов между двумя странами, очередной визит на президентском уровне свидетельствует о серьезном намерении развивать всесторонние взаимоотношения Тегеран-Баку. Таким образом анонсировало визит И.Алиева иранское агентство Asriran.com.

Говоря о важности данного визита, посол ИРИ в Азербайджане Джавад Джахангирзаде отметил: «Есть надежда, что во время этого визита состоится открытие железной дороги Астара-Астара. С открытием этого железнодорожного пути стороны получат удобную и необычайную возможность железнодорожного транспортного сообщения с точки зрения грузоперевозок, и возможность транспортировки грузов из стран Юго-Восточной Азии через Иран в бывшие советские республики по железной дороге, а оттуда в Европу через порты Грузии». Согласно официальной статистике таможенной службы Азербайджана, экспорт Ирана в Азербайджан по сравнению с прошлым годом вырос почти на 78%, достигнув 161 миллиона долларов. Импорт Ирана из Азербайджана вырос на 45%, составив почти  50 миллионов долларов.

Церемония приветствия азербайджанского президента по традиции прошла в культурно-историческом комплексе Саадабад, после чего состоялись двусторонние переговоры президента ИРИ Хасана Роухани и Ильхама Алиева.

Согласно сообщению официального сайта президента ИРИ, по итогам переговоров президенты Х.Роухани и И.Алиев подписали два Меморандума о взаимопонимании в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также строительству железной дороги между компанией «Железные дороги Исламской Республики Иран» и акционерным обществом «Железные дороги Республики Азербайджан». По сообщению того же источника, ж/д Астара (Иран) — Астара (Азербайджан) введена в тестовую эксплуатацию во время визита президента И.Алиева.

Проект, который был согласован правительствами обеих стран, является частью транспортного коридора Север-Юг. Пробный рейс был запущен из станции в азербайджанской Астаре, откуда поезд дошел до иранского города Астара. Тем не менее, Меморандум о взаимопонимании, в отличие от соглашений, не имеет юридической силы и может служить лишь в качестве основы для соглашения.

После переговоров и подписания меморандумов Х.Роухани и И.Алиев провели совместную пресс-конференцию. Президент ИРИ назвал отношения между двумя странами дружескими и стратегическими, отметив прогресс в отношениях за последние три года в международной и региональной сферах.

Он также сказал: «Объем торговли за последние 10 месяцев текущего (иранского) года (с 21-го марта 2016 года) между Тегераном и Баку указывает на то, что обе страны находятся на пути углубления и укрепления

связей». Иранский президент подчеркнул готовность Тегерана сотрудничать в сфере энергетики, заявив, что Исламская Республика готова к заключению своповых нефтяных соглашений с Баку для экспорта нефти и нефтепродуктов Азербайджана в южные воды.

Исходя из слов президента Х.Роухани, страны намерены продолжить сотрудничество в области совместных предприятий. Речь идет о строительстве совместных фармацевтического и машиностроительного заводов. Данные проекты уже находятся в процессе реализации.

Иранский президент сообщил также, что стороны обсудили правовой статус и экологию Каспийского моря. «Определение правового режима Каспийского моря требует консенсуса всех стран, и Тегераном и Баку могут продолжить проводить совместные консультации и усилия в данном вопросе», — отметил Х.Роухани.

Подчеркивая важность трехсторонних форматов, как Иран-Азербайджан-Россия, Иран-Азербайджан-Турция, и Иран-Азербайджан-Грузия, Х.Роухани подчеркнул, что в первых двух случаях  уже предприняты положительные меры.

Что касается проблемы терроризма, то учитывая активный рост суннитского радикализма – ваххабизма, в Азербайджане, слова Х.Роухани больше прозвучали как призыв. Президент в частности заявил: «Иран и Азербайджан имеют очень близкие взгляды на региональные проблемы и обе страны рассматривают терроризм как производные от ваххабизма и салафизма, который представляет собой серьезную угрозу для региона. Мы оба считаем, что идеи и мышление терроризма должны быть вытеснены из региона навсегда».

Традиционно стороны обратились к карабахской проблеме. Х.Роухани заявил, что Исламская Республика Иран считает, что территориальная целостность страны должна соблюдаться и вопросы региона должны быть решены путем политического диалога.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев также заявил в ходе пресс-конференции, что связь Тегеран-Баку основана на общей культуре, религии и истории двух народов. Он сказал: «Республика Азербайджан стремится установить глубокие и прочные связи с Исламской Республикой Иран». Оценив действия Ирана, направленные на решение карабахской проблемы, И.Алиев сказал: «Усилия Ирана основываются на уважении территориальной целостности, равенстве и справедливости, и мы ценим это».

В тот же день азербайджанский президент встретился с Верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи. Согласно сообщению пресс-службы аппарата Верховного лидера, А.Хаменеи назвал общую религию основным фактором взаимоотношений Исламской Республики с народом и властями Азербайджана, и сказал, что уровень экономического сотрудничества между двумя странами является очень низким по сравнению с потенциалом и возможностями, и объем должен быть увеличен в десятикратном размере.

А.Хаменеи оценил позицию правительства Азербайджана по отношению к Ирану, как «очень хорошую» и сказал: «Правительство Азербайджана на различных политических платформах всегда было на стороне Ирана, и это позволило сблизить позиции двух стран».

А.Хаменеи отметил, что «враги злятся из-за ирано-азербайджанского сближения», и отметил: «Сионистский режим больше всех остальных врагов пытается разорвать братские отношения между Ираном и Азербайджаном, и в противовес этому имеющиеся теплые отношения должны быть защищены».  Верховный лидер ИРИ отметил, что если правительство Азербайджана будет «тепло относиться к своему народу, то никакая сила не сможет причинить вред».

Выступая на очередной пресс-конференции в понедельник, официальный представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми,  комментируя визит Ильхама Алиева в Тегеран, отметил, что поездка сама по себе имеет положительный характер. «Мы хотим иметь добрососедские и более конструктивные отношения, чтобы способствовать  установлению стабильности и безопасности в такой чувствительной области, как Кавказ», — отметил Б.Касеми. Он сообщил, что официальные лица продолжают вести переговоры на тему отмены виз. ИРИ также надеется на расширение экономического сотрудничества. Официальный представитель МИД ИРИ подчеркнул, что Иран руководствуется собственными национальными интересами в отношениях с Азербайджаном.

Несмотря на доброжелательную официальную риторику обеих стран, данный визит Ильхама Алиева состоялся в условиях обострения ирано-азербайджанского противостояния. Иранские СМИ в большинстве предпочли не акцентировать данный факт, однако, принадлежащее Корпусу стражей исламской революции (КСИР) агентство Tasnim все же представило читателям реальное положение дел в соседней республике.

Согласно агентству, президент И.Алиев посетил Тегеран в то время, когда в Азербайджане за последние годы не только усилилось давление на религиозных деятелей и конфессиональных лидеров, особенно шиитских, но и увеличилось число арестов религиозных активистов. В частности, недавно Бакинский суд осудил 15 шиитских деятелей Азербайджана. Подобная ситуация вызывает негативную реакцию в иранском обществе.

Среди 15 шиитских активистов и ходжат оль-ислам Талех Багирзаде, духовный лидер «Движения за единство мусульман», основанного им самим и действующего в селе Нардаран, населенном этническими персами – татами, которые строго следуют шиитским традициям, и считают своим религиозным лидером Али Хаменеи. Т.Багирзаде приговорили к 20 годам тюремного заключения в «закрытой тюрьме с особыми условиями». Остальные подсудимые получили от 14 до 19 лет заключения. Аресты, проведенные в Нардаране в ноябре 2015 года, вызвали серьезный резонанс в Иране. Последовали обвинения в адрес Ирана в подстрекательстве со стороны официального Баку, и в преследовании шиитов в Азербайджане, соответственно, со стороны Тегерана.

Власти запретили выезжать из страны имаму мечети Имама Хомейни, с целью разорвать его непосредственные контакты с Ираном. В том же таможенном пункте в Астаре, о котором говорилось выше, Хаджи Масуму Ноурузову не позволили выехать в Иран на паломничество в Мешхед и повидаться со своим сыном, который учится в семинарии в Куме. Последнему, Рухолле Ноурузову, в прошлом году не позволили въехать в Азербайджан, также по приказу властей. После нардаранских событий, Управление мусульман Кавказа внесло законопроект, запрещающий азербайджанцам получать религиозное образование заграницей, имея ввиду, в первую очередь, иранские богословские школы. А всех, кто уже получил религиозное образование в других странах, обвиняют в обслуживание интересов этих стран.

Tasnim отмечает, что «преследование шиитов, которые составляют 85% населения Азербайджана, усилилось в то время, как Баку провозгласил 2016 год – годом мультикультурализма. В свою очередь сионистские учреждения свободно развиваются, сионисты считают Азербайджан своим пристанищем».

В связи с вышесказанным, Tasnim считает, что визит Ильхама Алиева позволит напрямую обсудить все эти проблемы между двумя странами.

Разногласия между двумя соседними странами на сегодняшний день существуют практически по всем векторам взаимодействия – проблема раздела Каспия, этнический фактор, культурное противостояние, религиозный конфликт и т.д. Тем не менее, взаимный экономический интерес заставляет лидеров обеих стран сохранять «дружественную» риторику. Дальнейшие действия и заявление покажут, сумели ли стороны договориться о стабилизации двусторонних отношений, либо конфликт продолжит набирать обороты.

62.83MB | MySQL:102 | 0,527sec