Алжиру не удается выполнить антикризисный план

Алжирские власти признают, что они не в состоянии реализовать свой антикризисный финансовый план, предусматривающий сохранение золотовалютных резервов на уровне психологически значимой отметки в 100 млрд долларов.

Согласно признанию, сделанному 6 марта премьер-министром АНДР Абдельмалеком Селлалем, сейчас они равняются 112 млрд долларам, однако к середине 2018 года их запасы упадут до уровня 96 млрд долларов. (По оценке независимых экспертов, подобный сценарий может стать реальностью уже в текущем году).

Впрочем, по его мнению, никакой трагедии в этом нет, поскольку далее алжирское правительство должно полностью стабилизировать свои доходные и расходные части, что позволит ему не запускать руку в накопленные в «тучные» годы с высокими ценами на углеводороды средства.

И, несмотря на признание своей неспособности кардинально гарантировать финансовую безопасность Алжира, А.Селлаль считает реализуемый властями антикризисный план успешным.

По его словам, благодаря этому удалось почти вдвое снизить расходы на иностранные (импортные) товары с 66 млрд долларов в 2014 году до 35 млрд долларов в 2016 году. И премьер АНДР рассчитывает, что в результате продолжения реализации данного курса он снизит соответствующие тратыдо 30 млрд долларов.

Вместе с тем, из-за реализации курса по борьбе с импортом уже сейчас простые алжирцы сталкиваются с растущим дефицитом ряда товаров и, как следствие, ростом цен на целый ряд наименований продукции и услуги.

В частности, серьезные проблемы начинают проявляться на автомобильном рынке внутри страны, поскольку введенные ограничения на импорт легковых автомобилей и «сопутствующих» деталей уже вызвали нехватку автомашин и запасных частей к ним.

Но еще более существенное влияние может иметь по факту введенное властями ограничение на импорт в Алжир зарубежных продуктов, что на практике выражается в том, что их стоимость растет гораздо более высокими темпами, чем в целом по миру.

Еще один инструмент, при помощи которого А.Селлаль намеревается снизить расходы стремительно уменьшающихся государственных накоплений – «борьба с коррупцией и мошенничеством».

По его словам, алжирские власти готовятся не только продолжить, но и заметно ужесточить свой курс на этом направлении. В качестве соответствующих достижений председатель правительства АНДР заявляет о том, что за прошедшие три года правящий в стране режим инициировал 5498 дел, связанных с «нарушениями в бизнесе: 3058 коррупционных, 2299 дел, связанных с нарушениями таможенных правил и незаконным перемещением капитала и 144 дела об уклонении от уплаты налогов».

Что же касается причин, почему алжирскому руководству не удается удержать заявленную «планку» у «красной черты» в 100 млрд долларов, то здесь необходимо учитывать комплекс факторов и прежде всего – коррупционность и неэффективность самого правящего режима АНДР, а также его явно избыточную милитаризованность.

Несмотря на то, что как по численности, так и по уровню своего технического оснащения алжирские вооруженные силы стоят далеко впереди не только абсолютного большинства африканских и ближневосточных стран, они по ряду соответствующих показателей превосходят даже немало европейских государств.

Несмотря на это, военно-политическое руководство АНДР не выражает намерений снизить военные расходы, хотя за прошедшие годы оно не только полностью закрыло практически все лакуны в плане обороноспособности страны, но и обладает в результате даже избыточным объемом военных материалов.

И дело здесь не только и не столько в конкуренции с соседним Марокко или в непростых отношениях с Францией, сколько в том, что алжирские лидеры на законных основаниях кормятся от военного бюджета и тем самым «бросают кость» «ястребам» из числа представителей генералитета.

Кроме того, неизбежно увеличивает государственные расходы и продолжающийся рост населения (в последние годы сохраняются устойчивые темпы прироста на 0.8 – 1.1 млн человек ежегодно), что требует от властей новых дополнительных финансов на жилье, коммуникации, социальное обеспечение и т.д.

И, наконец, несмотря на все заявления о начатой диверсификации экономики, Алжир по-прежнему сохраняет почти тотальную зависимость от энергоносителей, цены на которые продолжают оставаться на достаточно низком уровне.

Те же проекты, которые призваны способствовать пополнению казны (переход на альтернативные источники энергии, развитие промышленности – как перерабатывающей, так и производства, туризма, программы развития малого и среднего бизнеса) до сих пор практически не сдвинулись с места из-за крайней забюрократизированности алжирского правящего режима и как следствие, сохранения «директивного» управления в экономике страны, приведшего на практике к расцвету ее «теневого» сектора.

Все это не только приводит к расходу «вхолостую» все уменьшающихся золотовалютных резервов АНДР, но и в целом сдерживает ее развитие.

Между тем, дальнейшее промедление в реформировании алжирской экономики приводит к потере другого важнейшего и, в отличие от денег, не восполняемого ресурса – времени. И уже в среднесрочной перспективе с высокой долей вероятности подобное упущение может не оставить алжирским властям возможности для маневра.

52.21MB | MySQL:103 | 0,543sec