Израиль: о ситуации в правящей коалиции

Всего неделя оставалась до завершения зимней сессии Кнессета. И вдруг начались политические «разборки» практически всех со всеми. Моше Кахлон («Кулану») против Биньямина Нетаньяху(Ликуд), Нафтали Беннет («Еврейский дом») против Авигдора Либермана (НДИ), а Арье Дери (ШАС) критикует всех.

Конфликт между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и министром финансов Моше Кахлоном был связан с предложением главы правительства вновь перенести начало работы новой корпорации Гостелерадио и пересмотреть сам факт ее создания. Это привели в ярость приближенных Моше Кахлона, которые заявили, что «Нетаньяху использует Кахлона, чтобы возложить на него всю ответственность за увольнение работников Управления. Это циничный трюк, который Нетаньяху применяет уже не в первый раз».

Согласно ранее принятому закону новая корпорация должна начать свою работу 30 апреля. Для переноса этой даты требуется изменение законодательства.

Одновременно разгорелся скандал между главой партии «Еврейский дом» Нафтали Беннетом и министром обороны, лидером НДИ Авигдором Либерманом. Глава оборонного ведомства пригрозил лишить финансирования предармейскую подготовительную школу в поселении Эли, если ее руководитель раввин Игаль Левинштейн не подаст в отставку. Поводом к этому стало выступление раввина Левинштейна, в котором он в резкой и, по мнению многих, в оскорбительной форме высказался против службы женщин в ЦАХАЛе.

В ответ на требование отставки раввина, Нафтали Беннет  призвал министра обороны «перестать манипулировать, используя армию и солдат в политических целях». Министр сельского хозяйства Ури Ариэль («Еврейский дом»)) также призвал Либермана прекратить преследование раввина Левинштейна, заметив при этом, что тот занимает пост министра обороны, а не «наркома безопасности».

На повестке дня так же остается критичный вопрос о создании нового поселения для жителей выселенного форпоста Амона. Проблема по-прежнему не решена, и в партии «Еврейски дом» взвешивают возможность прекратить сотрудничество с коалицией, если строительство не будет утверждено. Однако на днях премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил: «США не предоставляют Израилю полной свободы в том, что касается строительства, и нам придется пойти на определенные ограничения». Неизвестно, как на это прореагируют в партии Беннета.

В четверг, 16 марта, перед началом заседания правительства министр внутренних дел Арье Дери (ШАС) резко раскритиковал поведение партнеров по правительственной коалиции. «Я говорю со всей прямотой, что не останусь в правительстве, где нет нормальной атмосферы. Если все не возьмутся за ум, то лучше пойти на выборы», — заявил Дери. Хотя за два дня до этого Дери очень хвалил соратников по коалиции, позволивших партии ШАС провести несколько новых экономических законов для религиозных заведений (иешив) и для ее учеников.

17 марта исполнилось два года со дня выборов в Кнессет 20-го созыва. В настоящий момент ни одна фракция фактически не угрожает выходом из правительства и развалом коалиции. В тоже время в политической системе все чаще звучат предположения, что выборы в Кнессет 21-го созыва состоятся не позднее марта 2018 года.

Согласно предварительным опросам общественного мнения, если выборы состояться сегодня, то практически ни одна из коалиционных партий не сможет повторить свой успех. У всех есть потери в один, два и даже более мандатов. Поэтому фракционный скандал продержался всего два дня и начал вроде затухать.

Так в четверг, 16 марта, состоялось заседание глав коалиционных фракций, на котором было достигнуто соглашение, позволяющее разрешить кризис, связанный с началом работы корпорации Гостелерадио. Согласно достигнутым договоренностям, корпорация начнет свою работу 30 апреля, как это и записано в законе. Одновременно было принято решение, что после возвращения Кнессета с каникул начнется процесс утверждения законопроекта о создании структуры, контролирующей деятельность СМИ. Фактически новый закон о контроле за прессой со стороны премьер-министра, полностью выхолостит идею создания новой, независимой от политики корпорации Гостелерадио.

Однако через день, 18 марта в субботу вечером, премьер-министр Биньямин Нетаньяху сообщил, что изменил свое решение по поводу создания корпорации Гостелерадио. В своем аккаунте в социальной сети Facebook Нетаньяху написал: «После встреч с работниками Гостелерадио, в ходе которых я слышал душераздирающие истории людей, которых должны уволить в связи с созданием корпорации, я изменил свое мнение. Кроме этого, из бесед со специалистами я узнал, что данные, представленные Министерством финансов, были неточны: продолжение работы Управления Гостелерадио будет на десятки миллионов дешевле, чем создание корпорации. Если это так, то кому она нужна?»

Сообщение Нетаньяху об отмене достигнутого соглашения последовало после консультация с министром связи Цахи Анегби, министром туризма Яривом Левиным, министром культуры Мири Регев и главой правительственной коалиции Давидом Битаном. Эти консультации проходили в субботу, и в беседе с министрами Нетаньяху отдал распоряжение начать шаги по отмене решения о начале работы корпорации. По словам министров, присутствовавших на совещании, Нетаньяху готов на досрочные выборы, если не будет достигнута договоренность с министром финансов и лидером партии «Кулану» Моше Кахлоном. Глава коалиции Давид Битан заявил: «Все зависит от Кахлона. Мы ожидаем от наших коалиционных партнеров выполнения соглашений и оказания (Ликуду) поддержки в вопросах, которые важны для нас, так же как мы оказываем поддержку другим партиям в вопросах, которые важны для них».

Отметим, что в коалиционных соглашениях всех партий с Ликудом фигурирует пункт, согласно которому коалиционные партнеры обязаны поддерживать все инициативы министра связи в сфере СМИ. Однако из партии «Кулану» заявили: «Нетаньяху ведет себя нерационально. Он использует дискуссию вокруг создания корпорации в качестве предлога, в то время как уже принял решение объявить о досрочных выборах».

В принципе в партии «Кулану» правы, разве есть смысл валить правительство из-за Гостелерадио? Тогда зачем это нужно премьер-министру?

Ответ, кажется лежит на поверхности, и совсем за пределами Кнессета и имеет очень лаконичные названия: «дело 1000» и «дело 2000». Так называемое «дело 1000» это уголовное расследование о дорогих подарках, которые семейство Нетаньяху много лет получало от знакомых миллиардеров Арнона Мильчина, Джеймса Пэкера и некоторых других. А «дело 2000» это уголовное расследование о якобы «взятке» Нетаньяху владельцу газеты «Едиот ахронот» Нони Мозесу за политическую поддержку.

Уголовное расследование о «подарках» премьер-министру практически завершено и в течении месяца-двух полиция планировала передать его юридическому советнику правительства с рекомендацией отправить дело в суд.

Однако согласно закону о выборах, если выборы будут назначены до этого момента, то все дела и процессы останавливаются — правительство как бы замораживается. И самое главное, что все уголовные дела против участвующих в выборах претендентов также приостанавливаются до «после выборов».

То есть, Биньямин Нетаньяху идет на выборы с запахом «сигар и шампанского». И хотя все как бы об этом знают, но по большому счету в период выборов эта «мелочь» особо никого интересовать не будет. При этом, если Нетаньяху эти выборы проигрывает, то дело о подарках, тем более уже никого особо интересовать не будет. Ведь по большому счету оно не тянет на тюремное заключение, так, максимум на штраф.

Но, если несмотря на запах «сигар с шампанским», народ снова отдаст свои голоса за Ликуд и за Нетаньяху, то при таком развитии событий юридическому советнику правительства будет очень сложно передать дело в суд. Если он дело закрывает, то Нетаньяху еще одну каденцию премьер-министр.

Если юридический советник правительства все же решиться и передаст дело в суд, а это будет не раньше, чем сформируется коалиция под руководством Нетаньяху. То тогда вновь избранный премьер-министр оставив временно свой пост (посадив на это место одного из своих доверенных лиц) идет «спокойно» заниматься судом, не находясь под давлением возможных выборов.

В данном случаи есть два варианта развития событий. Как вариант, суд может ограничиться просто штрафом и тогда Биньямин Нетаньяху с почетом возвращается на свой пост.

Если же после всех произведенных перестановок в новом правительстве и вокруг него суд не ограничивается штрафом, а добавляет еще «калон», то есть («позор»), а данное решение закрывает двери в политику на семь лет, то партия Ликуд все равно остаётся у власти, а уже бывшему премьер-министру (как победителю выборов) устраивают торжественные проводы, и он уходит домой, а не в тюрьму.

Вполне возможно, что нас ждет именно такой сценарий и нет здесь нет никакого Гостелерадио, нет «ни душераздирающих историй людей, которых должны уволить в связи с созданием корпорации» и естественно нет и коалиционного кризиса, а есть обычная борьба за выживание.

Хотя эти выборы ещё надо выиграть. Так что события еще продолжают развиваться.

62.82MB | MySQL:102 | 0,517sec