Развитие британо-израильских отношений: свидетельства перемены курса

24 марта 2017 г. внешнеполитическое ведомство Великобритании выпустило сообщение по итогам обсуждения израильской проблематики на 34-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ). В нем были затронуты сразу несколько актуальных для ближневосточной повестки дня тем, успевших приобрести существенное значение в британо-израильских отношениях последнего времени. Характеризуя результаты работы СПЧ, в заявлении было отмечено: «Великобритания испытывает глубокое разочарование деятельностью членов Совета по правам человека в связи с отсутствием прогресса в ближневосточном мирном процессе. Унылая картина, создавшаяся в ходе дискуссий на этой неделе подчеркивает острую необходимость перемен […] Права человек универсальны. По этой причине Великобритания сохраняет полную поддержку Совета по правам человека как международного института. Однако присутствие барьеров, а конкретнее непропорциональное количество антиизраильских резолюций подрывает доверие к Совету как глобально ориентированному и справедливому международному органу по защите прав человека, в котором все мы нуждаемся […]».

Во многом данное утверждение было сделано в духе курса американского представителя при ООН Н.Хейли, активно борющейся с применением двойных стандартов, а также реакции Вашингтона на текущую сессию СПЧ ООН. Впрочем, стоит отметить, что полностью солидаризироваться с США и Израилем страна пока не готова. Из вынесенных на голосование Советом пяти резолюций, Великобритания не поддержала три, воздержавшись в двух случаях и проголосовав против документа, касающегося Голанских высот. Однако в будущем Лондон обещал откланять любой антиизраильский документ в том случае, если политика СПЧ ООН не изменится.

В качестве иллюстрации дискриминации ближневосточного партнера был приведен следующий пример: «Нигде непропорциональный акцент на Израиле не является более резким, чем в случае с сегодняшней резолюцией об оккупации сирийских Голан. Сирийский режим казнит и убивает людей на ежедневной основе. Но постоянный пункт повестки дня Совета не Сирия, а Израиль»[i]. Интересно, что на данном направлении проявилась, скорее, попытка реализовывать собственные интересы, а не стремление поддержать Израиль. Во властных кругах Великобритании сегодня превалирует точка зрения, согласно которой, урегулирование в Сирии должно основываться на решении об уходе Б.Асада с политической сцены. Как следствие, страна не могла упустить случая выступить с критикой неугодного режима, имея веский повод для этого.

Отдельно была рассмотрена борьба с терроризмом в регионе. По этому вопросу внешнеполитическое ведомство отметило: «Мы также должны признать продолжающийся терроризм, подстрекательство и насилие, с которыми сталкивается Израиль. Согласно отчету «Квартета» в прошлом году было совершено более 250 терактов, в результате которых погибли по меньшей мере 30 израильтян […] Мир далек до тех пор, пока к террористам относятся как к мученикам». Данная риторика Лондона во многом связана с возросшей террористической опасностью, ярко проявившейся в ходе теракта в британской столице 22 марта 2017 г. Помимо того, что произошедшее в очередной раз продемонстрировало уязвимость страны перед терроризмом, нынешняя атака была совершена по «израильскому сценарию» с использованием машины, врезавшейся в толпу.

Некие отголоски прежней, более резкой линии британского правительства были заметны в пункте, касающемся поселенческой активности. В нем говорится, что Лондон поддерживает международные усилия, направленные на то, чтобы «положить конец оккупации». При этом инструментами в разрешении данной проблемы должны стать прямые переговоры между сторонами конфликта и урегулирование на основе принципа «двух государств для двух народов». Указанные установки отчасти также иллюстрируют отход от линии, проводимой страной ранее. В частности, Великобритания поддерживала французскую мирную инициативу, предполагавшую расширение числа посредников и урегулирование конфликта при широком мировом участии.

На конференции американо-израильского комитета по общественным связям AIPAC 26 марта 2017 г. выступил экс-премьер-министр Великобритании, бывший специальный представитель «Квартета» международных посредников Т.Блэр. Собираясь в ближайшее время посетить Израиль, он предложил свое видение палестино-израильского урегулирования, в некоторых аспектах перекликающееся с официальной израильской и британской позицией. Во-первых, как отметил Т.Блэр, обеспечение безопасности Израиля сегодня представляет общемировую задачу. Во-вторых, с его точки зрения, преодоление конфликта напрямую связано с ситуацией в регионе, как следствие, ключ к его разрешению лежит в реализации пакетного мирного предложения, охватывающего соседей Израиля. Более того, особо представитель Великобритании призвал остановиться на потенциале экономических контактов. Говоря об иранской проблематике, Т.Блэр отметил необходимость твердости по отношению к Тегерану. В качестве союзника Лондона в решении поставленных задач Т.Блэр назвал Вашингтон.

Таким образом, Великобритания сегодня на разных уровнях демонстрирует смягчение курса в отношении ближневосточного партнера, однако, оно преимущественно представляет собой следствие внешних факторов. Сталкиваясь с террористическими атаками, организованными по давно известной на Ближнем Востоке схеме, Лондон осознает, что на первой линии противостояния этому глобальному вызову находится Израиль. Как следствие, заботясь о его безопасности, есть шанс снизить угрозу вокруг себя. С другой стороны, учитывая т.н. «Брексит», Соединенное Королевство все дальше уходит от солидаризации с Европейским союзом, стремясь согласовывать политику с новой администрацией США, что также невозможно без диалога с Израилем.

[i] Здесь и далее заявление МИД Великобритании приводится по: Human Rights Council 34 UK Explanation of Voting on the resolution regarding Israel and the Occupied Palestinian Territories // GOV.UK 24.03.2017. URL: www.gov.uk/government/world-location-news/human-rights-council-34-uk-explanation-of-voting-on-the-resolution-regarding-israel-and-the-occupiedpalestinian-territories

62.82MB | MySQL:102 | 0,428sec