О ситуации вокруг Марокко /октябрь 2004г./

События вокруг Марокко в октябре заставили наблюдателей заговорить о возможности возобновления боевых действий в сахарских провинциях после 13 лет соблюдения режима прекращения огня. Этому в значительной степени способствовала словесная перепалка между Рабатом и сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО, в которую активно вмешался Алжир.

Формально начало «войне слов» задала марокканская газета «Аль-Алям» издание входящей в правительственную коалицию национал-консервативной Партии Истикляль. С весьма мутной ссылкой на некие «свидетельства местных жителей» она сообщила о «необычных передвижениях» алжирских войск в районе алжиро-марокканской границы, об их приведении в повышенную степень боевой готовности, и быстро увязала эту «информацию» с «гонкой вооружений», которую якобы ведет Алжир. Про «гонку вооружений» марокканские газеты заговорили после того, как стало известно об осуществляемых и планируемых поставках российского оружия в АНДР. После визита в Алжир президента Ирана Мохаммада Хатами сюда же они прицепили стремление АНДР через сотрудничество с ИРИ развивать программы военного атома и ракетного оружия.

Относительно независимые наблюдатели связали тогда активность алжирских военных с мерами, предпринятыми в рамках борьбы с незаконными иммигрантами из «черной» Африки, которых вытесняли из Марокко тамошние власти.

Впрочем, газета «атаковала» восточного соседа после того, как лидер сепаратистов Мохаммед Абдельазиз направил письмо в ООН, в котором прямо поставил вопрос о целесообразности продолжения режима прекращения огня, установленного в конфликтной зоне в 1991 году после 15-ти лет боевых действий. По логике руководителя Фронта ПОЛИСАРИО, в режиме прекращения огня нет никакого смысла в условиях, когда Марокко категорически отвергает саму возможность свободного волеизъявления сахарцев путем проведения под эгидой ООН референдума.

В свою очередь письмо М.Абдельазиза появилось после того, как 26 сентября Рабат направил в ООН меморандум, в котором подтвердил свою позицию на отказ от референдума и осудил Алжир за «прямое вмешательство» в конфликт. «Присутствие ООН в Западной Сахаре не может трансформироваться в связи с непреклонной позицией Марокко в простую операцию по наблюдению за колониальной оккупацией», — утверждал лидер Фронта.

19 октября Марокко одержало определенную дипломатическую победу, когда при голосовании в 4-й Комиссии ООН /она занимается вопросами деколонизации/ относительно вопроса о предоставлении автономии Западной Сахаре, как это предусмотрено Планом Бейкера, большинство стран воздержалось. 52 страны проголосовали «за», никто «против», и 89 стран сочли лучшим воздержаться от голосования. Это голосование не влекло за собой каких-либо исполнительных действий. Сразу после голосования представитель Алжира в ООН Абдала Баали осудил «давление», которое якобы было оказано на участников плебисцита. При этом он ссылался на солидарную позицию 25-ти стран Евросоюза, также воздержавшихся при голосовании. Однако некоторые наблюдатели увидели в этом стремление Евросоюза пересмотреть План Бейкера. В Алжире же расценили результаты голосования как «новое поражение Марокко».

22 октября генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в очередном докладе Совету Безопасности ООН по западносахарской проблеме признал полное отсутствие каких-либо точек соприкосновения в позициях сторон, вовлеченных в конфликт. В то же время, по его оценке, «нет никаких сигналов того, что какая-то из сторон намерена возобновить боевые действия в ближайшем будущем.

28 октября на фоне взаимных обвинений Алжира и Марокко в блокировании политического решения сахарской проблемы Совет Безопасности ООН продлил на очередные шесть месяцев мандат Миссии ООН в Западной Сахаре /МИНУРСО/. Одновременно он поручил Кофи Аннану предусмотреть возможность сокращения численности военных наблюдателей Миссии с 230 до 193 человек.

Тем временем Испания делает все возможное, чтобы оградить свою южную границу от незаконных иммигрантов и потока наркотиков. Вслед за развертыванием системы наблюдения за морским пространством, призванной сигнализировать о приближении к испанским берегам лодок с нелегалами, в порту Альхесираса в ноябре начнет функционировать специальный сканер для просвечивания большегрузных трейлеров, которые зачастую используют для переброски наркотиков. Только на южных границах Испании в 2003 году было перехвачено 700 тонн наркотиков, и, как считают таможенники, этот поток с юга непрерывно растет. Не стал исключением в этом отношении и октябрь. В течение месяца марокканская жандармерия захватила свыше 70 тонн каннабиса /»мягкий» наркотик типа индийской конопли/, выращиваемого на севере королевства на площади в 134 тыс.гектаров.

Новые разоблачения относительно тех, кто занимался похищением в 1965 году в Париже известного марокканского оппозиционера Мехди Бен Барки, могут стать достоянием общественности в самое ближайшее время. Это стало возможным после того, как 15 октября французские власти приняли решение снять гриф «секретно» с досье Бен Барки. Считается, что к его бесследному исчезновению могут быть причастны самые видные лица из окружения покойного короля Хасана П.

Главной внутренней проблемой марокканских властей все больше становится бензин. Поскольку страна является импортером нефтепродуктов, а цены на них на мировом рынке растут, для поддержания внутренних цен на бензин, дизтопливо и природный газ государство вынуждено ежемесячно расходовать 71 млн евро. Всего в 2004 году на эти цели будет израсходовано 460 млн евро.

Важным событием в плане отношений между Марокко и Россией стала прошедшая в Калининграде 2-я сессия российско-марокканской смешанной комиссии по рыболовству. Как заявил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Сергей Подолян, «достигнут ощутимый прогресс» в деле реализации двустороннего соглашения по рыболовству, подписанного в октябре 2002 года. По словам руководителя российской делегации, «на сессии достигнуты, в частности, принципиальные договоренности по проблеме сокращения потерь промыслового времени добывающих судов». Речь идет о том, чтобы российские суда получили возможность перегружать морепродукты непосредственно в районах промысла, не заходя в порты.

Вопрос об увеличении российской квоты на вылов рыбы в марокканской экономической зоне на этой сессии не поднимался. С.Подолян утверждает, что в перспективе марокканская сторона готова рассматривать и этот вопрос.

Российские суда ведут в марокканской экономической зоне исключительно пелагический /глубоководный/ промысел. На 2004 год России выделена квота на вылов 120 тысяч тонн ставриды и скумбрии. Промысел ведут 12 судов из Мурманска, Калининграда, Архангельска и Находки. По оценкам российских ученых из Калининградского института АтлантНИРО, запасы морепродуктов в марокканской экономической зоне позволяют увеличить их добычу. Тем более, что у марокканцев просто нет технических возможностей для пелагического лова. Они, равно как и европейцы, занимаются прибрежным ловом наиболее ценных видов морепродуктов.

В октябре марокканские власти сделали очередной шаг, направленный на внедрение среди населения официальной версии ислама. 16 октября, в первый день рамадана, во всех больших городах королевства начало вещать «Кораническое радио Мохаммед У1». Содержание передач контролируется министерством хабусов и по делам ислама. Остается только узнать, насколько новое радио будет популярным среди марокканцев, значительная часть которых в условиях острейшего социально-экономического кризиса обратилась к другим, в том числе и радикальным версиям ислама.

Примерно в это же время легально действующая исламистская Партия справедливости и развития /ПСР/ высказалась против проведения в Марокко международного «Форума будущего» по демократическим реформам в странах арабского мира. Он должен пройти в декабре в Марокко в рамках широко разрекламированного американского проекта «Большого Ближнего Востока». «ПСР против организации в нашей стране этого форума, в котором не предусматривается участие ни Ливии, ни Сирии, ни Ирака, зато на нем будет представлен Израиль», — отмечалось в коммюнике партии. Позиция исламистов не помешала помощнику госсекретаря США Уильяму Бернсу посетить 21 октября Рабат с целью подготовки «Форума будущего».

Тем временем международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» выступила с заявлением, согласно которому борьба против радикального исламизма серьезно подорвала прогресс, достигнутый ранее Марокко в области соблюдения прав человека. «Проблему создает вся система марокканской юрисдикции», — заявил в Рабате представитель этой организации Эрик Голдштейн. Он подверг критике принятый недавно в Марокко закон по борьбе с терроризмом. Последний, в частности, увеличил до 12 суток время задержания подозреваемых в причастности к террористической деятельности и до 10 суток время, когда подозреваемые могут требовать адвоката.

Стремясь избежать борьбы на два «фронта» против исламистов и берберов — марокканские власти постепенно удовлетворяют требования берберской части населения страны, касающиеся обучения на языке тамазиг. Как заявил министр национального образования Хабиб Мальки, в 2004 2005 учебном году начали работать 930 новых школ, специализирующихся на преподавании берберского языка. Он подтвердил, что в бербероговорящих регионах к 2008 году уроки берберского языка будут проводиться во всех начальных и средних школах. Уже сейчас в департаменте образования числятся свыше 2 тысяч преподавателей тамазиг. Первый выпуск учителей берберского языка был сделан в 2003 году. Одним из требований марокканских берберов, составляющих, по неофициальным данным, до половины населения страны, является придание языку тамазиг статуса национального наравне с арабским.

52.31MB | MySQL:103 | 0,490sec