Тунис: некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности

Тунисская Республика — государство в Северной Африке. Граничит: на западе — с Алжиром (протяженность границы 965 км), на юго-востоке — с Ливией (459 км). Общая длина сухопутных границ — 1424 км. На севере и востоке Тунис омывается водами Средиземного моря (1148 км). Ширина территориальных вод 12 миль.

Значимость географического положения Туниса определяется его расположением в центральной части Северной Африки и в центре бассейна Средиземного моря. От итальянского острова Сицилия страну отделяет Тунисский (Сицилийский) пролив, наименьшая ширина которого 148 км. Через территорию Туниса проходит северная трансафриканская автомагистраль Рабат — Каир.

Стремление избежать втягивания страны в конфликты, прежде всего с соседними государствами — Ливией и Алжиром, и поддержание стабильной внутриполитической ситуации в республике являются основными целями политики тунисского руководства в области национальной безопасности. У Туниса, в отличие от его соседей, нет амбициозных планов стать государством-лидером в регионе. Тунисское руководство, учитывая ограниченные людские, экономические и военные возможности страны, стремится решать имеющиеся проблемы и порой возникающие конфликтные ситуации в отношениях с соседними государствами политическими методами, путем диалога, делает все, чтобы не допустить эскалации напряженности при решении спорных межгосударственных вопросов, а тем более решать их силовыми методами.

Важную роль в политике республики играла и продолжает играть в целом прозападная ориентация Туниса, его тесные связи с США и Францией, в т. ч. по вопросам обороны и обеспечения безопасности. Вместе с тем, тунисское руководство не идет на заключение специальных договоров со странами Запада, которые бы официально закрепили и формально регулировали фактически существующие союзнические отношения с ними.

В целом в настоящее время внешние угрозы не представляют реальной опасности для Туниса. Правительство также уверенно контролирует развитие внутриполитической ситуации в стране. Деятельность исламских радикалов находится под жестким наблюдением спецслужб. Однако опасность активизации исламских экстремистов все же сохраняется.

Основной упор во внешней политике Тунис делает на развитие всесторонних отношений с США. Еще в марте 1957 г. Вашингтон начал оказывать республике экономическую, финансовую, а вскоре и военную помощь. С середины 1960-х годов Соединенные Штаты превратились в главного кредитора страны. На сегодняшний день Тунис, наряду с Марокко, является основным военно-политическим партнером Вашингтона в Арабском Магрибе.

По целому ряду вопросов Тунис координирует свою внешнюю политику с Парижем. С Францией республика имеет межправительственное соглашение о сотрудничестве в военно-технической области.

Государства Запада, оказывая Тунису разностороннюю помощь, в т. ч. военно-техническую, стремятся прочнее привязать эту североафриканскую страну к своему внешнеполитическому курсу, иметь в ее лице партнера в осуществлении своих планов в Средиземноморье. Что касается тунисского руководства, то оно, развивая, политические и военные отношения с западными государствами, делает упор на получении от них гарантированной помощи в случае угрозы извне. Это также позволяет Тунису уделять меньше внимания укреплению собственных вооруженных сил, экономить на военных расходах. В то же время республика не идет на предоставление своей территории для создания на постоянной основе иностранных военных баз или пунктов базирования иностранных войск.

Сложный характер имеют отношения Туниса с соседями — Ливией и Алжиром, однако возможность военной конфронтации с ними в настоящее время, да и в обозримой перспективе весьма маловероятна.

До революции 1 сентября 1969 г. в Ливии в отношениях между двумя государствами каких-либо конфликтных проблем не существовало, но с приходом к власти в Триполи М. Каддафи они появились. Ливийское руководство всячески стремилось упрочить свои позиции и влияние в соседней стране, оказывать прямое воздействие на происходящие в ней процессы. Неоднократно (в 1971-1972 и 1974 гг.) ливийцами предпринимались попытки объединения двух государств. Однако, как и следовало ожидать, они оказались безрезультатными. Между соседями имеются и территориальные споры: до настоящего времени окончательно не урегулирован вопрос о разделе нефтеносного континентального шельфа. Все это делало тунисско-ливийские отношения неровными, порой переходившими в откровенную враждебность.

Так, в январе 1980 г. прибывший с территории Ливии вооруженный отряд тунисских оппозиционеров предпринял попытку захвата города Гафс в центральной части республики для того, чтобы превратить его в базу борьбы против режима президента Х. Бургибы. Расчет при этом делался на поддержку местного населения. Однако в течение двух дней выступление было подавлено силами Национальной гвардии и армии. Население экстремистов не поддержало. Инцидент привел к резкому ухудшению отношений между Тунисом и Ливией. С обеих сторон границы началась концентрация войск. Руководство республики обратилось к Парижу за помощью в отражении возможной ливийской агрессии. В ответ Франция, а также США заявили о готовности оказать военную помощь Тунису и направили свои боевые корабли к ливийскому побережью. С другой стороны, в мае 1984 г. Ливия обвинила Тунис в организации нападения на казармы в Триполи. Здесь дело дошло до вооруженных стычек на границе.

В конце 1980-х годов отношения с Ливией нормализовались. Более того, после введения в 1992 г. Советом Безопасности ООН международных санкций в отношении Триполи, именно через территорию Туниса стали проходить основные внешние транспортные связи Ливии. Вместе с тем, на ливийской территории действует тунисская оппозиция, главным образом из числа исламских фундаменталистов. Данное обстоятельство может стать поводом для обострения двусторонних отношений, вплоть до возникновения на границе локальных вооруженных инцидентов.

Еще в годы национально-освободительной войны Алжира против французских колонизаторов Тунис выдвигал претензии на то, чтобы отодвинуть южный участок своей границы на 70-100 км западнее и на 30 км южнее, претендуя тем самым примерно на 30 тыс. кв. км алжирской территории. После получения Алжиром независимости Тунис уже официально выдвинул свои претензии к западному соседу. Однако стороны смогли урегулировать территориальный спор политическим путем. В 1970 г. Алжир и Тунис подписали договор о братстве и добрососедстве. Одновременно было подписано соглашение о демаркации границы, по которому тунисская сторона отказалась от своих претензий на часть территории АНДР в обмен на денежную компенсацию в 120 млн. алжирских динаров. Окончательно вопрос об алжиро-тунисской границе был урегулирован в 1993 г.

На протяжении 1990-х годов тунисская сторона предъявляла Алжиру претензии в том, что он не препятствует деятельности на своей территории исламистских группировок, оппозиционных режиму президента Бен Али. Угрозу для национальной безопасности Туниса представляет и сохраняющаяся в Алжире внутриполитическая нестабильность. Имеются случаи проникновения на тунисскую территорию вооруженных групп алжирских исламистов.

В 1989 г. Тунис подписал соглашение о создании региональной организации Союза Арабского Магриба (САМ, Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис). Образование САМ несколько смягчило остроту разногласий между североафриканскими государствами, однако не привело к их полному устранению. В середине 1990-х годов деятельность Союза фактически оказалась замороженной, главным образом по причине противоречий между Алжиром и Марокко по урегулированию конфликта вокруг Западной Сахары и ряду других спорных вопросов. Тунис занимает сдержанную позицию по проблеме Западной Сахары, а ее руководство неоднократно предлагало Алжиру и Марокко свои посреднические услуги по урегулированию имеющихся между ними противоречий. В настоящее время тунисское руководство выступает за возобновление сотрудничества в рамках САМ.

Обеспечение национальной безопасности и создание благоприятных внешнеполитических условий для социально-экономического развития страны тунисское руководство тесно связывает со стабильной обстановкой в Европе и Средиземноморье. Президент Бен Али подчеркивает, что «Тунис должен стать расширенным европейским пространством». Особое внимание уделяется упрочению связей с Евросоюзом, ассоциированным членом которого республика стала в 1995 г. Тунис выступает за превращение Средиземного моря в «озеро мира и сотрудничества».

Тунисское руководство содействует военно-политическому сближению стран Северной Африки и Ближнего Востока с НАТО. Именно с этой целью в 1995 г. Тунис, наряду с Мавританией, Египтом, Израилем, Марокко, а позднее Иорданией и Алжиром, стал участником совместного диалога, в ходе которого рассматриваются вопросы налаживания сотрудничества между Североатлантическим альянсом и перечисленными государствами в рамках программы, схожей с программой «Партнерство ради мира».

Тунис является участником Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении, Договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Африке и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Став участником Конвенции о запрете производства, хранения и использования противопехотных мин, Тунис в период с 1999 по 2003 года уничтожил, имевшиеся у него запасы этого оружия. Руководство республики, в т. ч. президент Бен Али способствовали принятию Ливией в декабре 2003 г. решения об отказе от программ по созданию оружия массового поражения.

С середины 70-х годов прошлого столетия республика стала более последовательно проводить провозглашенный ранее внешнеполитический курс «всех азимутов», предусматривающий поддержание нормальных отношений с различными государствами вне зависимости от их блоковой принадлежности и политической ориентации.

По проблеме ближневосточного урегулирования Тунис занимает позицию в целом близкую к общеарабской и выступает за полный уход израильских войск со всех оккупированных арабских территорий. С 1982 по 1994 год на тунисской территории находились руководящие органы Организации освобождения Палестины. В то же время Тунис в начале 1990-х годов одним из первых в арабском мире встал на путь нормализации отношений Израилем.

Тунисско-российские отношения можно охарактеризовать вполне как дружественные, однако вряд ли они получат в ближайшее время значительное развитие.

Факторы, определяющие внутреннюю политику нынешнего тунисского режима, следует рассматривать в тесной связи с историческими особенностями развития страны после получения независимости в 1956 г. Главной из них является монопольное положение в политической системе Туниса правящей партии Новый Дустур (с 1964 г. — Социалистическая дустуровская партия (СДП), с 1989 г. — Демократическое конституционное объединение). Деятельность других политических партий и организаций до 1987 г. была запрещена или обусловлена многочисленными ограничениями. Здесь необходимо также отметить, что армия никогда не играла заметной роли в политической жизни страны. Она полностью контролируется руководством республики и безусловно подчиняется его указаниям.

Первое правительство независимого Туниса сформировал лидер Дустура Хабиб Бургиба. В июле 1957 г. партия стала инициатором ликвидации монархии и провозглашения страны республикой, первым президентом которой стал тот же Х. Бургиба. К концу 1960-х годов СДП удалось добиться определенной консолидации общества. Авторитарный режим и культ личности Х. Бургибы в значительной степени определяли приоритеты национального развития и политику республики, в т. ч. в области обороны и национальной безопасности.

В 1970-е годы происходит дальнейшее усиление авторитаризма режима Х. Бургибы. И хотя экономика Туниса поступательно развивалась, однако основная часть получаемой в результате ее подъема прибыли присваивалась привилегированной прослойкой представителей крупного и отчасти среднего бизнеса, имевшей тесные связи с правящей элитой. C другой стороны, ухудшалось материальное положение трудящихся города и деревни. Ширилось забастовочное движение.

В середине 70-х годов прошлого века в Тунисе начинают создаваться первые организации исламских фундаменталистов, которые выступали под лозунгами возвращения к исламским ценностям, как основе для тунисского общества. Они также требовали введения в стране многопартийной системы, призывали к установлению социальной и экономической справедливости.

Недовольство населения политикой властей в январе 1978 г. вылилось в массовые антиправительственные выступления и беспорядки в столице и ряде других городов, которые в своих целях использовали экстремисты из числа исламских фундаменталистов и деклассированных элементов. Профсоюзы отмежевались от действий бесчинствующих молодчиков. В город Тунис были введены войска, которые, применив оружие, быстро восстановили порядок.

В январе 1984 года по стране вновь прокатилась волна народных выступлений, вызванных повышением, по рекомендации МВФ, в два раза цен на хлеб и мучные изделия. В них также активное участие приняли исламисты. Для подавления беспорядков власти в очередной раз использовали армию и Национальную гвардию. Однако в итоге правительство все же было вынуждено отменить решение о повышении цен.

События 1978 и 1984 годов наглядно продемонстрировали опасность слияния социального и религиозного экстремизма.

В середине 1980-х годов Тунис вступил в полосу тяжелого политического и экономического кризиса, который определялся истощением валютных ресурсов, ростом внешней задолженности, цен, инфляции, безработицы и дальнейшим ухудшением материального положения широких слоев населения. Все это вело к усилению внутренней нестабильности.

Экономический кризис дополнялся кризисом в политической сфере, что определяло особую взрывоопасность ситуации. Усиливался авторитаризм правления. Все более или менее важные решения принимались только Бургибой. Правящая СДП установила жесткий контроль над общественно-политической деятельностью в стране. В высших звеньях государственного и партийного аппарата происходил невиданный рост коррупции. Одновременно шла открытая борьба за наследие престарелого и больного лидера.

С целью упредить дальнейшее обострение обстановки в республике правящие круги пошли на отстранение Х. Бургибы от власти. Это произошло 7 ноября 1987 г. с использованием ст. 57 конституции Туниса, которая предусматривает замещение вакансии поста президента другим лицом в случае неспособности главы государства выполнять свои обязанности. Президентом страны стал Бен Али, занимавший до этого пост премьер-министра. В истории Туниса начался новый этап, получивший название «второй республики».

В рамках провозглашенного курса «ответственной демократии» власти начали процесс консолидации общества и постепенного перехода к многопартийной системе. Дальнейшее развитие получил процесс либерализации экономической жизни. В 1988 г. принимается закон, разрешавший создание политических партий. Однако он запрещал те из них, деятельность которых определяется соображениями религиозной или расовой принадлежности.

На волне частичной демократизации в конце 1980-х — начале 1990-х годов происходит резкая активизация действий исламских фундаменталистов, призывавших к установлению в Тунисе исламской республики. Ведущей силой исламистов стало движение «Ан-Нахда». В начале 1991 г. Бен Али предложил его руководству заключить «Национальный пакт», предусматривавший отказ от насильственных и антиконституционных действий. Однако лидеры «Ан-Нахды» отказались от данного предложения. Более того, в мае 1991 г. власти заявили о раскрытии заговора с целью совершения государственного переворота, во главе которого стояли руководители «Ан-Нахда». И тогда президент взял жесткий курс в отношении исламских экстремистов, направленный на разгром движения. Органами безопасности в 1991-1992 годах было арестовано 18 тыс. членов «Ан-Нахды», включая большинство ее лидеров. Многие руководители исламистов получили длительные сроки тюремного заключения. Одновременно проводились чистки в госаппарате, откуда были уволены сторонники интегристов. Опасности дестабилизации общества удалось избежать. Алжирский вариант в Тунисе не прошел. Во многом этому способствовали оздоровление и рост экономики в 1990-е годы, которые существенно снизили остроту социальных проблем. Одновременно в официальной идеологии был усилен исламский аспект.

В то же время отметим, что хотя властям удалось подавить активность исламистов, полностью ликвидировать их движение они не смогли. Опасность новой активизации действий исламистов все же существует. Не последнюю роль в этом может сыграть поддержка местных оппозиционных сил из-за рубежа. В частности, в Тунисе нелегально действует экстремистская группировка «Аль-Джамаа ва ас-Сунна», связанная с террористической сетью «Аль-Каиды».

Тунис решительно осудил теракты в США 11 сентября 2001 г. и присоединился к международной антитеррористической коалиции.

Правительство республики в последние годы ведет последовательную борьбу с нелегальной эмиграцией граждан стран Магриба и Африки через тунисскую территорию в Европу. Для противодействия этому явлению власти используют силы МВД, армии и береговой охраны.

Таким образом, президент Бен Али, опираясь на государственно-партийный и административно-полицейский аппарат, и последовательно осуществляя либерализацию внутриполитической жизни в рамках курса “ответственной демократии”, в короткие сроки смог вывести страну из кризиса и в значительной степени консолидировать общество. В результате на сегодняшний день Тунис является одним из наиболее стабильных государств Магриба и Арабского Востока в целом. О прочности позиций руководства свидетельствуют, в частности, периодические амнистии, объявляемые находящимся в заключении местным исламистам. В то же время правительство не идет на легализацию деятельности движения «Ан-Нахда».

Есть все основания полагать, что процесс упрочения позиций нынешнего режима внутри страны будет продолжаться. При этом власти попытаются не допустить усиления влияния и активности исламских радикалов, а при необходимости примут жесткие и решительные меры по подавлению их выступлений.

Тунис, принимая меры по укреплению национальных вооруженных сил, никогда не претендовал на то, чтобы стать мощной региональной военной силой. Еще Хабиб Бургиба считал, что чем сильнее армия, тем больше возможностей риска ее активного и неконтролируемого участия в политической жизни.

В первые годы правления президент Бен Али, желая упрочить свое положение в вооруженных силах, сам занимал пост министра обороны. Он также произвел перестановки в высшем командном составе ВС и повысил в воинских званиях группу высших офицеров. Однако события начала 1990-х годов, связанные с ростом активности исламистов, показали, что власти не всегда могут в полной мере положиться на армию. Так, в попытке государственного переворота в мае 1991 г. приняли участие и представители военных. Симпатии исламистам высказывались в среде младших офицеров и, особенно, у военнослужащих срочной службы. Исходя из этого, правительство главной силой в борьбе с исламскими экстремистами сделало формирования Национальной гвардии и полицейские силы внутренней безопасности, которые были значительно усилены. Численность полиции с 1987 по 1997 год возросла с 20 до 90 тыс. человек. Армия же была в основном задействована для охраны государственных границ. Одновременно в войсках проводились масштабные чистки, в ходе которых из ее рядов были удалены сторонники исламской оппозиции.

Вооруженные силы Туниса (Тунисская национальная армия, ТНА) в настоящее время состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил. Они насчитывают 35 тыс. человек. Военный бюджет в 2003 г. составил 472 млн долларов США, что значительно меньше, чем у соседних с Тунисом государств (Алжир – 2,2 млрд долл., Ливия – 562 млн долл.).

Статья 22 конституции республики гласит, что «только государство может формировать вооруженные силы и другие силовые структуры».

ТНА официально решает следующие основные задачи: защита республики от внешней агрессии; сохранение территориальной целостности государства; защита республиканского строя; участие в проектах развития страны (оказание помощи в сооружении различных объектов инфраструктуры: дорог, мостов и т. п.).

Верховным главнокомандующим вооруженных сил Туниса является президент республики. Он назначает высших должностных лиц ТНА, с одобрения парламента объявляет войну и подписывает мир.

Сухопутные войска (27 тыс. чел.) являются основным видом вооруженных сил. В их боевом составе имеется пять бригад (механизированных – 3, специальных войск — 1, верблюжьей кавалерии «Сахара» — 1) и инженерный полк. Большинство частей сухопутных войск дислоцировано вблизи крупных городов и только бригада «Сахара» размещена в приграничном районе на юге страны. На вооружении сухопутных войск состоит 84 танка, 117 орудий полевой артиллерии, 191 миномет, 600 ПУ ПТУР. На сегодняшний день тунисские сухопутные войска подготовлены главным образом к ведению оборонительных действий ограниченного масштаба по прикрытию отдельных участков государственной границы. Они имеют недостаточную маневренность и слабо обучены ведению наступательных действий.

Военно-воздушные силы (3,5 тыс. чел.) имеют на вооружении всего 17 боевых самолетов и находятся в сильной зависимости от иностранной помощи в вопросах технического обслуживания и ремонта авиационной техники.

Военно-морские силы насчитывают 4,5 тыс. человек. Корабельный состав флота включает в себя 19 боевых катеров, т. ч. ракетных – 6. По своему боевому составу и уровню подготовки ВМС в состоянии решать только задачи по патрулированию территориальных вод.

Все оружие и военная техника ТНА представлены иностранными образцами: американскими, французскими, итальянскими, китайскими, английскими, немецкими, австрийскими и др.

Помимо боевой подготовки и несения службы личный состав ТНА принимает участие в решении народнохозяйственных задач. Важна роль армии в подготовке технических специалистов для гражданского сектора.

Кроме вооруженных сил в Тунисе имеются военизированные формирования Национальной гвардии МВД, насчитывающие 12 тыс. человек, и береговой охраны.

Тунис участвует в инициированной США и Великобританией африканской миротворческой программе и формировании Африканских сил реагирования на кризисы. В этой программе участвуют также Уганда, Гана, Малави, Мали, Эфиопия, Сенегал. В рамках этой программы по рекомендации американских советников в составе сухопутных войск Туниса формируется батальон быстрого реагирования численностью до 800 человек.

С момента получения независимости Тунис в вопросах военного строительства и особенно технического оснащения национальных вооруженных сил ориентировался на тесные связи со странами Запада.

В период с 1991 по 2001 год Тунис подписал контрактов на приобретение вооружения и военной техники на сумму 200 млн долл, в т. ч. с США на 100 млн долл. За этот же период в страну поступило вооружений на сумму 300 млн доллл, в т. ч. из США – на 200 млн, стран Европы – на 100 млн. долл.

Главным партнером республики в военной и военно-технической области с начала 1960-х годов по настоящее время являются Соединенные Штаты. Ежегодная безвозмездная американская военная помощь Тунису составляет 50-60 млн долл. Почти каждый офицер национальных вооруженных сил на том или ином этапе своей службы проходил обучение в США. Ежегодно проводятся совместные учения ВС двух стран.

Тесные военные контакты поддерживаются с Францией, Италией, Германией, которые оказывают содействие в подготовке кадров, ремонте и обслуживании поставленной в Тунис вооружения и военной техники. Отдельные закупки вооружений периодически производятся и в других странах.

В настоящее время тунисское руководство не имеет масштабных планов развития вооруженных сил. Их совершенствование будет происходить путем постепенной замены старой техники на новые или модернизированные образцы. Большое внимание уделяется повышению мобильности войск, улучшению системы управления ВС на различных уровнях.

В целом политика Туниса в области национальной безопасности и обороны, учитывая ограниченные людские, военные и экономические возможности страны, отсутствие у ее руководства амбициозных внешнеполитических устремлений, будет и в дальнейшем ориентирована на недопущение возникновения конфликтных ситуаций в отношениях с Алжиром и Ливией. Одновременно будет продолжен курс на укрепление военно-политического сотрудничества со странами Запада.

52.32MB | MySQL:103 | 0,375sec