Внепарламентское движение «Пнима» провело обследование внутренних конфликтов в израильском обществе

О создании внепарламентского движение «Пнима» (на иврите это буквально означает «Вовнутрь») было объявлено всего месяц назад. Пока оно не успело стать массовым, но среди его основателей – достаточно известные еврейском государстве люди. Причем одни из них так или иначе связаны с системой просвещения, а другие в недавнем прошлом занимали самые высокие посты в израильской армии. Это бизнесмен Шломо Доврат, специализирующийся на сфере высоких технологий (в 2003 году он возглавлял назначенную правительством Ариэля Шарона общественную комиссию по проверке качества образования в Израиле); бывший депутат Кнессета от партии «Еш атид», житель поселения Оранит раввин Шай Пирон (в 2013-2014 гг. он занимал пост министра просвещения), Ади Альтшулер, молодая (родилась в 1986 году), но уже весьма известная и популярная в Израиле специалистка в сфере образования, прежде всего, по интеграции в общество молодежи с особыми потребностями (так в Израиле именуют инвалидов), а также два бригадных генерала (это высшее звание в израильской армии) запаса, два бывших начальника Генерального Штаба ЦАХАЛа Бени (Биньямин) Ганц и Габи (Гавриэль) Ашкенази.

Зная политическую ориентацию основателей, можно было бы назвать это движение правоцентристским, однако «Пнима» декларирует себя в качестве не только внепарламентского, но и подчеркнуто неполитического движения. Как высказался по этому поводу Габи Ашкенази: «Можно делать вещи не только через политику».

Солидное представительство работников просвещения, а также название движения дают понять, что основатели «Пнима» считают, что израильское общество должно посмотреть, прежде всего, внутрь себя самого и попытаться сосредоточится на решении своих внутренних проблем. К этой мысли подталкивает и первая серьезная акция, осуществленная новым движением. В минувший понедельник было сообщено, что исследовательский институт «Мидгам» (одно из авторитетнейших израильских учреждений такого рода. Работает с 1988 года) провел по заказу движения «Пнима» социологическое обследование относительно основных внутренних конфликтов израильского общества.

В понедельник, 3 апреля, результаты этого исследования были частично опубликованы. Оно было проведено под заголовком «Перестаем разваливать – начинаем соединять» и ставило своей задачей «определение концепций и позиций различных секторов израильского населения по личным, социальным и общенациональным вопросам». Для этого проводились как опросы, так и углубленные интервью. Представительная выборка включала в себя как еврейских, так и арабских граждан Израиля.

Согласно полученным результатам, в качестве основного внутреннего конфликта израильского общества граждане страны рассматривают раскол между левыми и правыми. 42% опрошенных заявили, что он больше всего бросается в глаза в израильском обществе. А вот самым мощным фактором, стимулирующим укрепление национального единства израильтян, является наличие постоянной внешней угрозы. Так заявили 62%  охваченных опросом израильских евреев.

Однако институт «Мидгам», видимо, следуя пожеланиям заказчика, движения «Пнима», уделил основное внимание не внешне- и внутриполитическим конфликтам, а наличию в израильском обществе мощных отрицательных стереотипов между различными частями населения. Так, например, согласно данным исследования, 60% всех израильских евреев считают, что «ультраортодоксы используют государство»,  43,3% — что «жители Тель-Авива заносчивы», 42,8% — что «арабы страшны», 24,3% — что «репатрианты из Эфиопии примитивны», а 22,5% — что «левые опасны»

В свою очередь сами жертвы стереотипов тоже не чужды стереотипам. Так, например, 35,2% ультраортодоксальных израильских евреев заявили, что, по их мнению, «левые не заслуживают доверия» (следует пояснить, что имеются в виду не только левые политики, а сторонники левой идеологии в целом).

В движении «Пнима» объясняют, что «несмотря на то, что результаты исследования, возможно, не удивляют, они подчеркивают глубину отчуждения, раскола и ненависти, которые стали яркой характеристикой израильского общества». В заявлении этого движения, обнародованном в связи с появлением результатов упомянутого исследования, было также сказано, что это «исследование подчеркивает, насколько ненависть является следствием отсутствия знакомства между различными частями израильского общества и насколько израильтяне движимы стереотипами и демонизацией иного. Несмотря на то, что использование политиками ненависти, это явление, существующее во всем мире, та глубина и то легкомыслие, с которым израильские политики превратили ненависть в свой основной рабочий инструмент, требует сущностного взгляда вовнутрь. Политики строят свою карьеру на нашей ненависти, а использование слов-ярлыков, таких, как: «левые», «ультраортодоксы», «поселенцы», «арабы» и т.п., воспринимается в качестве легитимного инструмента для мобилизации мандатов».

Действительно, исследование обнаружило, что ненависть — это в значительной степени результат отсутствия знакомства между различными частями израильского общества. Опрос представительной выборки показал, что две трети опрошенных – как евреев, так и арабов – считают, что знакомство с иным важно. При этом сейчас в Израиле ситуация, согласно данным полученным в ходе исследования, проведенного институтом «Мидгам»,  в этом отношении такова:

33,6% евреев лично не знакомы ни с одним ультраортодоксальным евреем.

38,5% евреев лично не знакомы ни с одним поселенцем.

41,1% евреев лично не знакомы ни с одним мусульманином.

50% евреев лично не знакомы ни с одним репатриантом из Эфиопии.

51,1% арабов лично не знакомы ни с одним евреем, придерживающимся правых взглядов (следует пояснить, что речь идет только об арабах-гражданах Израиля, а не о жителях территорий, управляемых Палестинской национальной администрации).

Движение «Пнима» делает особый акцент на том, что, как свидетельствует обследование, большинство израильских граждан формируют свою политическую позицию, прежде всего, с позиции «против», а не с позиции «за». При этом большинство израильтян воспринимают политиков в качестве тех, кто больше всего выигрывает от ненависти между различными частями населения. Поэтому большинство опрошенных считают, что иногда именно политики создают враждебность между группами населения или поддерживают ее.

Своего рода «лучом света в темном царстве» можно считать то, что, несмотря ни на что, большинство опрошенных считают, что у наиболее болезненных разрывов в израильском обществе есть больше всего шансов быть преодоленными. К таковым они отнесли разрыв между ультраортодоксальными и светскими евреями, разрыв между левыми и поселенцами, разрыв между правыми и левыми.

Что же касается нового внепарламентского движения «Пнима», то создается впечатление, что, несмотря на то, что оно вызывает у автора как гражданина Израиля, определенную симпатию, оно при всем своем демонстративном осуждении политики и политиков, тоже не прочь заняться политикой. Можно предположить, что оно попытается использовать для этого лозунги национального единства и толерантности. Так или иначе, автор склонен полагать, что оно движение «Пнима» было создано с тем, чтобы, набрав популярности, попытаться в дальнейшем стать партией или примкнуть к одной из уже существующих партий, заняв в ней достойное место.

62.58MB | MySQL:101 | 0,501sec