Иран: сюрпризы предвыборной кампании

Предвыборная кампания в Иране вступила 11 апреля в свою решающую фазу – началась регистрация кандидатов в президенты. В тот же день было зарегистрировано 126 кандидатов в президенты. Ни в первый, ни во второй день действующий президент Хасан Роухани не оформил этап регистрации. Официально не вступил в предвыборную борьбу  и кандидат от фундаменталистов ходжат-оль-эслам Эбрахим Раиси, считающийся личным протеже  духовного лидера страны – рахбара —  аятоллы Али Хаменеи. Однако 12 апреля произошло событие, обескуражившее многих не только внутри страны, но и далеко за ее пределам: себя в качестве кандидата зарегистрировал экс-президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад.

Всем в Иране памятно, как несколько месяцев назад духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи произнес цитируемые затем многократно СМИ слова: «Перед этим микрофоном ясно и недвусмысленно  заявляю: Господин, который хотел вновь побороться  за президентское кресло, этого не будет делать, чтобы не расколоть наше общество». Всем в Иране было понятно, что речь идет именно об М.Ахмадинежаде, не раз говорившем ранее о своих президентских амбициях. Более того, он даже начал пропагандистские вояжи по ряду провинций страны, чтобы убедиться в том, что народ знает его и, возможно, готов отдать ему свои голоса. После речи А.Хаменеи  М.Ахмадинежад выпустил специальное заявление, в котором обязался следовать совету рахбара и отказаться от участия в выборах. Более того, в феврале нынешнего года он письменно обязался не поддерживать никого из кандидатов в президенты. Это, однако, не помешало ему несколько дней назад объявить об официальной поддержке кандидатуры своего бывшего заместителя на президентском посту Хамида Багаи. Х.Багаи  — достаточно известный в Иране политик, работавший в свое время руководителем предвыборного штаба президента. Известен он и тем, работая на посту главы Организации культурного наследия и туризма, был обвинен в коррупции, арестован и осужден, однако по прошествии нескольких месяцев тюремного заключения был оправдан и освобожден, а затем и вернулся к политической деятельности.  Кстати, бывший президент поддерживает не только Х.Багаи, но и Исфандияра Рахима Мошаи. Именно из-за него экс-президента обвиняли в неприкрытом кумовство, выражающееся в постоянном протежировании своего родственника Р.Мошаи, назначенного на должности первого вице-президента, а затем — главы президентской администрации.

Вся «троица» появилась утром 12 апреля в здании Штаба по проведению выборов, чтобы поддержать Х.Багаи. Но неожиданно, как пишут иранские СМИ, М.Ахмадинежад решил тоже заполнить регистрационные бланки.  После этого, собрав вокруг себя журналистов, экс-президент объяснил свой поступок следующим образом: « рахбар сказал мне – лучше будет если ты не вступишь в президентскую гонку, но он не запрещал мне делать этого». Вот как писал об этом 12 апреля интернет-портал Farsnews: « Явивщись в избирательный  штаб, М.Ахмадинежад зарегистрировал себя в качестве кандидата в президента на двенадцатых выборах. Он заявил: «Моя регистрация на президентских выборах преследует только одну цель – поддержку Багаи, причем – только моральную. Я верен данному мной слову».

Ряд СМИ цитируют М.Ахмадинежада следующим образом: «Я пошел на этот шаг под давлением людей». Он добавил, что его все знают как человека, стоящего на страже интересов народа. «Моя жизнь открыта для людей, и я вместе с Багаи рад тому, что народ вновь дает  возможность служить ему подобающим образом».

Весть о том, что экс-президент М.Ахмадинежад вступил в предвыборную кампанию, имела в стране и за ее рубежами непредсказуемую реакцию.  В Израиле, где эпоху его президентства ассоциируют с апогеем антиизраилизма, новость немедленно стала топовой. Страницы всех газет украсились  знакомой всем фотографией. Как написала 13 апреля популярная газета «Исраэль ха-Йом», «мы по нему не соскучились, похоже, что аятоллы – тоже».

В Иране СМИ фундаменталистов расценили новое проявление президентских амбиций М.Ахмажинежада как откровенную пощечину аятолле Али Хаменеи. Как написала 13 апреля газета «Эбтекар» на своей первой полосе, М.Ахмадинежад опять вступил в любимую им политиканскую игру. Действительно, предвыборная кампания с участием экс-президента приобрела крикливую интригу, а кроме того, как и предрекал  Али Хаменеи, способна усилить расслоение общества.  Интернет-издание IranPressNews считает, что ситуация гораздо серьезней: « Этот человек повергнет страну в кровавую смуту,  натравив одних на других». Реформистский интернет-портал «Калеме» считает, что с приходом М.Ахмадинежада в политику страны страну вновь ожидают большие проблемы.

На эту тему немедленно высказались и представитель религиозно-политической элиты страны. Так, Мохаммад-Таги Рахбар, пятничный имам Исфахана,  заявил в тот же день 12 апреля, что опасается внутренней нестабильности, ассоциирующейся у многих в стране с именем М.Ахмадинежада.  «Все в стране понимают, что это сделано вопреки мнению нашего духовного лидера. Мы не ожидали от экс-президента подобного вероломства. Ошибку исправит Наблюдательный совет, который снимет его с президентской гонки».  Бывший парламентарий Мехди Кучекзадэ, имевший репутацию  неистового сторонника М.Ахмадинежада,  заявил в интервью иранским СМИ, что, поступив против воли рахбара,  М.Ахмадинежад нанесет  большой ущерб исламскому строю в стране.  Другой политик, Хосейн Канъани-Могаддам в интервью иранскому информагентству ILNA расценил поступок М.Ахмадинежада как откровенное политическое самоубийство. Как считает Х.Канъани-Могаддам , шаг  экс-президента можно сравнить с с проявлением контрреволюции.  «Тем самым он дал сигнал живущим за границей врагам исламского строя: будьте спокойны, мы работаем на вас!».

Иранские СМИ  сообщили о том, что выход М.Ахмадинежада на предвыборное поле серьезно поколебал  курсы валюты и драгоценных металлов. Одновременно поднялись цены на предметы первой необходимости. Это, несомненно, показатель тревожных настроений, взметнувшихся вверх с оглашением неожиданной вести.  СМИ сообщают даже о росте цен на новые модели сотовых  телефонов.

Включение М.Ахмадинежада в избирательную гонку ставит со всей очевидностью вопрос о том, как он решился на такой шаг. Как считают аналитики, ответ можно найти в очередном ухудшении самочувствия аятоллы Али Хаменеи и довольно мрачных прогнозах состояния его здоровья.  С ним, по-видимому, уже просто не считаются, полагая, что рахбар уходит. Один из интернет-сайтов, ссылаясь на данные, предоставленные его лечащими врачами, оценивает прогнозы как удручающие. Сайт AmadNews написал 12 апреля, что самые современные препараты, которыми продолжают лечить его рак  простаты, на нынешнем этапе уже не дают должного эффекта. Лечащие врачи Али Хаменеи считают, что продолжающееся лечение абсолютно бесперспективно. Однако официальных подтверждений или дезавуирования этой информации не опубликовано. В этой связи аналитики вспоминают двухлетней давности публикацию французского издания Le Figaro, сообщившего, что иранскому лидеру осталось жить не больше двух лет. Если прогноз французских специалистов верен, жизнь рахбара  на исходе. В пользу этого говорит и постоянное нахождение в столице ходжат-оль-эслама Эбрахима Раиси, которого прочат в преемники аятоллы А.Хаменеи на посту рахбара.

52.19MB | MySQL:103 | 0,659sec