Официальная позиция правительства Республики Индонезия по борьбе с исламизмом и терроризмом салафитско-джихадистского толка выражается в двух подходах: «жестком» и «мягком». «Жесткий» подход подразумевает оперативное выявление потенциальных или уже действующих террористов с последующим арестом или ликвидацией. «Мягкий» подход заключается в программе дерадикализации, осуществляемой Национальным агентством по борьбе с терроризмом (НАБТ). Суть самой программы заключается в том, что НАБТ в Индонезии, используя все доступные способы от убеждения посредством разговоров и проповедей до обучения по различным профессиям, старается вернуть к мирной жизни как потенциальных террористов, так и уже осужденных за терроризм.
Дерадикализация считается эффективным способом борьбы с терроризмом, который помогает снизить количество сторонников радикальных идеологий и террористических действий. Как утверждает один из представителей НАБТ, бригадный генерал Хамидин, сотни осужденных за терроризм уже прошли реабилитацию посредством дерадикализации и снова стали полноценными членами общества[i]. Также некоторые из них помогают правительству Индонезии в рамках осуществления программы дерадикализации. Их помощь выражается как в участии в проповедях и дискуссиях, так и в других общественных мероприятиях.
Хамидин признает, что всегда есть те, кто не проходит реабилитацию и не возвращается к мирной жизни, но, по его мнению, их количество невелико, и даже те, кто не расстался с экстремистскими взглядами, уже не так радикально настроены, как это было до прохождения через программу дерадикализации[ii].
НАБТ часто приводит наиболее удачные примеры программы: например, Насира Абаса, бывшего влиятельного террориста из группировки «Джемаа Исламийя», который сейчас активно помогает полиции и агентству; Хайрула Газали, который основал традиционную религиозную школу в г. Макассар и теперь призывает экстремистов вернуться к мирной жизни[iii]; Али Фаузи Манзи (родственник исполнителя теракта на Бали в 2002 г.), который занимается восстановлением мечети Байтул Муттакин в деревене Тенггулун, округе Ламонган, Восточная Ява[iv].
Особенно удачным решением программы дерадикализации считается привлечение к ней бывших террористов, которые вернулись к мирной жизни, а теперь помогают силовым структурам. По словам главы НАБТ, это делается потому, что к бывшим террористам прислушиваются гораздо больше, чем к представителям власти[v].
Программа дерадикализации получила и международное признание. Так, посол Королевства Саудовской Аравии в Индонезии, Осама Мухаммед Аль-Шойби, во время встречи с главой НАБТ высказался в поддержку программы дерадикализации и сообщил, что правительство Саудовской Аравии ценит усилия агентства в борьбе с терроризмом в Индонезии. «Дерадикализация, которую осуществляет НАБТ — одна из очень привлекательных программ и, возможно, является уникальной», – сказал саудовский посол[vi].
Однако, несмотря на успехи в борьбе с последствиями, правительство Индонезии упустило из виду причины появления большого количество сторонников радикального исламизма. Индонезийские СМИ сообщают, что проникновение и распространение радикальных идеологий в Индонезии принимают все более пугающие размеры и призывают к принятию всеобъемлющих мер для их подавления. Распространение идеологии исламизма происходит не только через традиционные мусульманские школы и мечети, но и через образовательную систему в Индонезии в целом.
Якоб Тобинг, президент исследовательского центра Институт Леймена, заявил, что радикальные идеи «уже проникли в школы и в мечети в результате деятельности радикалов, которые связаны с глобальной сетью». Он также затронул вопрос результатов одного из исследований среди детей, которое выявило, что один из их кумиров – известный глава террористического движения на Ближнем Востоке[vii].
Исламовед из Государственного университета ислама в Джакарте, Азумарди Азра, заявил, что среди каналов распространения радикальных идей — религиозные проповеди и образование в средней школе. «Есть учителя, которые разделяют идеологию исламизма и распространяют её среди своих учеников … это выявлено в нескольких средних школах в Индонезии в таких больших городах, как Джакарта, Сурабая, Макассар»,»- сказал Азумарди[viii].
Угроза распространения идеологии радикального исламизма среди детей возникает уже в детском саду. Так, например, молодежное крыло мусульманской организации «Нахдатул Улама» заявило, что обнаружило несколько частей учебника для детей, посещающих детский сад, под названием «Дети ислама любят читать». Это учебное пособие, по их словам, пропагандирует исламизм и содержит такие слова, как «джихад», «резня» и «бомба». В конечном итоге, в результате волны критики эта книга была изъята из процесса обучения[ix].
Довольно резонансным стал опрос Центра исследований ислама и мира, которым руководит профессор Бамбанг Праново. Несмотря на то, что исследование проводилось с октября 2010 по январь 2011 гг., оно активно обсуждается и цитируется до сих пор. В опросе приняли участие 1000 учащихся, а также учителя. В ходе исследования опрашивались ученики обычных средних школ, а не традиционных религиозных, всего было задействовано 59 частных и 41 государственная школа[x].
Результаты получились следующие: 63% учеников школ хотели бы участвовать в закрытии молельных домов других религий; 25% учеников и 21% учителей заявили, что Панча Сила больше не актуальна; 84,8% учеников и 76,2% учителей согласились с введением в Индонезии законов шариата; 52,3% одобрили насилие во имя религии, а 14,2% поддержали теракты[xi].
Идеология исламизма не обошла стороной и высшие учебные заведения. Другими словами высшее образование и положительное прошлое не могут гарантировать, что человек не подвержен идеям терроризма. В данном случае, ярким примером служит бывший сотрудник Министерства финансов Индонезии, Трийоно Утомо Абдул Бакти, которого депортировали из Сирии, так как он подозревался в желании присоединиться к «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России)[xii]. Также глава НАБТ встречался с Советом центрального управления Индонезийской ассоциации мусульманских интеллектуалов . Он обсуждал с ними феномен терроризма в Индонезии, который начал проникать в академическую среду[xiii].
Причины возникшей ситуации многие видят по-разному. Азумарди Азра считает, что после отставки президента Сухарто в 1998 году, сторонники образования халифата получили больше свободы. «С 1998 и 1999 они свободно пропагандируют халифат и шариат. Это одно из нежелательных последствий демократии», – сказал Азумарди[xiv].
Бамбанг Праново заявляет, что результаты опроса, проведенного Центром исследований ислама и мира, показали, что ученики «с отвращением и разочарованием смотрят на то, что происходит на национальном и международном уровнях»[xv]. «На национальном уровне они всегда видят, как процветают коррупция и несправедливость, а что касается международного, то они постоянно черпают из СМИ такую информацию, как, например, о Палестине. Они считают несправедливым то, что происходит с палестинцами”[xvi].
По мнению Джаджата Бурхануддина из Центра исследований ислама и общества «появление террористов “нового поколения” в Индонезии происходит также из-за неспособности Совета улама Индонезии предотвратить распространение радикализма среди молодого поколения». По его мнению, Совет улама Индонезии имеет большой авторитет в обществе и должен более внимательно отслеживать распространение радикальных идей, но проблема заключается в том, что в самом Совете есть те, кто поддерживает консервативно-радикальные взгляды. В самом Совете улама Индонезии отрицают, что они не справляются с задачей по противостоянию исламизму[xvii].
НАБТ со своей стороны также выявило признаки распространения идеологии исламизма в учебных заведениях на Яве и Суматре. Сухарди Алиус, его глава, хочет, чтобы правительство напрямую занялось решением этой проблемы. Он уже встретился с министром образования и культуры, Мухаджиром Эффенди, и обсудил подходы к разрешению сложившейся ситуации[xviii]. Одной из инициатив Министерства образования и культуры Индонезии являются меры по предотвращению терроризма в виде выявления и изъятия экстремистской учебной литературы, а также введение обязательного правила в школах петь национальный гимн в начале и конце дня обучения. Чиновники считают, что данная мера позволит выявлять радикально настроенных учителей и учеников[xix]. НАБТ также проводит встречи с Советом улама Индонезии; крупнейшими мусульманскими организациями: «Нахдатул Улама» и «Мухаммадья»; другими общественными мусульманскими организациями и с религиозными деятелями в рамках обсуждения стратегии и тактики борьбы с исламизмом[xx].
«Мягкий» подход борьбы с терроризмом представляет собой комплекс мер для работы с людьми, которые уже прониклись экстремистскими взглядами, присоединились к одной из террористических группировок салафитско-джихадистского толка и возможно уже приняли участие в каком-либо из терактов. Другими словами, программа «мягкого» подхода может быть уникальной и эффективной, а ее наличие и использование чрезвычайно важно, но это борьба с последствиями, а не с причиной. Причина большого притока новых исламистов в Индонезии заключается в недостаточном контроле правительства за образовательными учреждениями, начиная от детского сада и заканчивая высшей школой, а также за уровнем подготовки кадров, содержанием учебной программы и учебных пособий. Отдельное положение в пропаганде исламизма и терроризма салафитско-джихадистского толка занимают некоторые религиозные общественные организации, которые используют религиозные учреждения для пропаганды своих идей. Только комплексный подход к контролю за образовательной системой, деятельностью общественных организаций и деятелей религиозной сферы поможет существенно снизить активное распространение исламизма в Индонезии.
[i] https://nasional.sindonews.com/read/1188521/14/program-deradikalisasi-efektif-tekan-aksi-terorisme-1489557559
[ii] https://nasional.sindonews.com/read/1188521/14/program-deradikalisasi-efektif-tekan-aksi-terorisme-1489557559
[iii] https://news.detik.com/kolom/d-3461795/gerakan-nasional-mencegah-terorisme
[iv] https://nasional.sindonews.com/read/1185491/15/peran-keluarga-kunci-perlindungan-anak-dari-paham-radikal-1488710074
[v] https://nasional.sindonews.com/read/1168697/14/kerajaan-arab-saudi-dukung-program-deradikalisasi-bnpt-1483699659
[vi] https://nasional.sindonews.com/read/1168697/14/kerajaan-arab-saudi-dukung-program-deradikalisasi-bnpt-1483699659
[vii] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-39494134
[viii] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-39494134
[ix] http://www.bbc.com/indonesia/berita_indonesia/2016/05/160519_indonesia_lapsus_radikalisme_anakmuda_sekolah
[x] http://www.bbc.com/indonesia/berita_indonesia/2011/04/110426_surveiradikalisme
[xi] http://www.bbc.com/indonesia/berita_indonesia/2011/04/110426_surveiradikalisme
[xii] https://nasional.sindonews.com/read/1174907/15/pendidikan-tinggi-tak-jamin-bebas-paham-radikal-1485530539
[xiii] https://nasional.sindonews.com/read/1136282/14/bnpt-dan-icmi-bahas-penyebaran-radikalisme-di-kalangan-akademisi-1472823140
[xiv] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-39494134
[xv] http://www.bbc.com/indonesia/berita_indonesia/2011/04/110426_surveiradikalisme
[xvi] http://www.bbc.com/indonesia/berita_indonesia/2011/04/110426_surveiradikalisme
[xvii] http://www.bbc.com/indonesia/berita_indonesia/2011/04/110426_surveiradikalisme
[xviii] https://news.detik.com/berita/d-3470385/bnpt-deteksi-gelagat-pengajaran-radikalisme-di-sekolah-sekolah?_ga=1.25418493.1999042833.1490951500
[xix] http://www.bbc.com/indonesia/berita_indonesia/2016/05/160519_indonesia_lapsus_radikalisme_anakmuda_sekolah
[xx] https://nasional.sindonews.com/read/1136282/14/bnpt-dan-icmi-bahas-penyebaran-radikalisme-di-kalangan-akademisi-1472823140