Что стоит за кадровыми перестановками в Саудовской Аравии

Король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд произвел ряд перестановок в правительстве и назначил нового посла королевства в США. Соответствующие указы были им подписаны 21 апреля. Согласно им  главой диппредставительства Саудовской Аравии в Вашингтоне стал принц Халед бен Сальман Абдель Азиз Аль Сауд. По решению монарха отправлены в отставку министр культуры и информации, а также глава Министерства по делам государственной службы, в отношении последнего саудовский король распорядился начать расследование по возможным должностным нарушениям. Пост первого займет Авад бен Салех аль-Авад, обязанности министра по делам государственной службы перейдут Исаму бен Саиду. В состав Кабинета министров введена новая должность — государственный министр по вопросам энергетики, им стал Абдель Азиз бен Сальман. Кроме того, король Сальман сменил глав ряда провинций страны и заместителей министров. Советник министра обороны и наследника наследного принца Мухаммеда бен Сальмана генерал Ахмед Асири назначен заместителем главы Управления общей разведки (УОР) КСА. В указе монарха отмечается, что будет создан Центр национальной безопасности, подотчетный королевской канцелярии. В этой связи необходимы комментарии. Начнем с того, что безусловно главным инициатором нынешних кадровых перестановок следует считать конечно не короля Сальмана, а его сына — наследника наследного принца и министра обороны КСА Мухаммеда бен Сальмана. Назначение его брата послом в США является четким индикатором приоритетности и важности для Эр-Рияда реанимации стратегического партнерства с Вашингтоном, о чем было продекларировано в период встречи Мухаммеда бен Сальмана с президентом США Д.Трампом в марте с.г. Американский президент четко расставил акценты во время этой встречи, пообещав саудовскому гостю две основные вещи, которые собственно больше всего и волнуют Эр-Рияд сегодня. Это совместные антииранские усилия в регионе, что было подтверждено соответствующей риторикой Белого дома в отношении перспективы пересмотра условий сделки по иранской ядерной программе (ИЯП) и введением нового санкционного пакета мер против Тегерана. Второе — это снятие ограничений со стороны Вашингтона на продажу Эр-Рияду космических технологий, а также ракетного оружия и беспилотников. Назначение Халеда бен Сальмана послом КСА в Вашингтоне таким образом должно продемонстрировать полную готовность Саудовской Аравии к сотрудничеству в таком формате практически в режиме «он-лайн» со своевременной коррекцией возможных накладок по самому прямому каналу коммуникаций с королем Сальманом и его старшим сыном. Естественно, что подчиненность нового посла МИДу королевства надо рассматривать как чисто формальную вещь в рамках создания  альтернативного от этого ведомства  прямого канала обмена информацией. Плюс ко всему, именно через Халеда бен Сальмана будет идти согласование всех деталей по оружейным контрактам с американцами, что снимает лишнюю бюрократию и оптимизирует процесс. Кстати, такой сценарий уже самым негативным образом сказался на перспективах французских оружейных концернов, так как на фоне американо-саудовского сближения глобальный и многострадальный проект «саудовско-французского военного контракта» (SFMC) снова оказался в подвешенном состоянии. Это наносит очень серьезный удар прежде всего по высокотехнологическим французским концернам типа «Эйрбас» и «Тале»

Что же касается отставки бывшего министра по делам госслужбы, то дело в данном случае идет о его игнорировании требований Мухаммеда бен Сальмана о проведении кардинального реформирования государственного аппарата в рамках его «раздутости» за счет фактически «мертвых душ» из числа различных кумовских и родственных связей. Вот выплата зарплат этим «мертвым душам», которые собственно и на работу не всегда приходят, и есть корень тех самых злоупотреблений, о которых идет речь в информационном сообщении. Другими словами бывший министр сопротивлялся и саботировал, как мог, «реформаторские инициативы» сына короля, главной целью которых было «омоложение кадров с целью повышения эффективности госаппарата».

Но это все «битвы в пути». Более важным  выглядит назначение бывшего советника по военным вопросам генерала А.Асири заместителем главы УОР КСА с перспективой назначения главой вновь создаваемого Центра национальной безопасности. По задумке это  будет орган, который должен курировать все силовые ведомства КСА, за исключением, пожалуй, только МВД, что чревато жесткими трениями с  наследным принцем и по совместительству министром внутренних дел Мухаммедом бен Наефом. Он в фаворе у американских силовиков, и так просто его задвинуть в тень не получится.  А.Асири является близким и доверенным человеком Мухаммеда бен Сальмана, сопровождал и присутствовал на всех его встречах в США, в том числе и с руководством ЦРУ и ФБР. В данном случае на должности заместителя УОР он является своеобразным аналогом Халеда бен Салмана в качестве прямого канала связи с американцами, но только по вопросам безопасности и антитеррора. Прежде всего на йеменском и иранском направлениях, поскольку А.Асири начинал свой карьерный взлет как главнокомандующий силами т.н. «аравийской коалиции» в Йемене, однако больших лавров на этом посту не снискал и был заменен по требованию ОАЭ. Таким образом, Мухаммед бен Сальман назначает двух своих «офицеров по связи» с Вашингтоном, которые должны полностью замкнуть на себя весь комплекс взаимоотношений с США на современном этапе, удалив из этого процесса людей, которым сын короля не особенно доверяет. Это и министр иностранных дел Адиль аль-Джубейри, и глава УОР Халед бен Али аль-Хумейдан. которые в своей повседневной деятельности стараются лавировать между двумя центрами силы в КСА в лице двух наследных принцев Мухаммеда бен Сальмана и Мухаммеда бен Наефа. Таким образом, максимально  дистанцировать последнего от возможности  прямых контактов с американцами, которые его знают и ценят, и есть основная задача нынешних кадровых перестановок.

52.18MB | MySQL:103 | 0,489sec