Об экономических отношениях Алжира и Турции

Как и все страны Северной Африки, отношения Алжира и Турции в новейшей истории не характеризуются как активные: приоритет во внешней экономической политике обеих стран отдавался европейскому направлению.

Серьезное охлаждение между двумя странами в новейшей истории произошло в 1958 году, когда Анкара воздержалась от голосования в генеральной Ассамблее ООН по вопросу самоопределения Алжира на предмет независимости от Франции, что вызвало негативную реакцию национально-освободительного движения, а затем и новых властей республики.

В 1985 году турецкий премьер-министр Т.Озал посетил Алжир и принес извинения от имени своей страны алжирскому народу и руководству за такую позицию Анкары в 1958 году.  Считается, что это открыло новую страницу в истории двусторонних отношений, хотя экономические связи стали развиваться только в 1090-е годы и ограниченными темпами. Активизация экономических отношений более высокими темпами началась в 2000-е годы.

Алжир сегодня занимает 32-е место по показателям объемов двусторонней торговли Турецкой республики.

Однако среди африканских стран Алжир занимает одну из лидирующих позиций по показателям торгового оборота Турецкой Республики, а сама Турция входит в первую 10 стран – торговых партнеров Алжира. В лучшие годы последнего десятилетия объемы двусторонней торговли достигали почти 4,5 млрд долл. США в год, хотя в последние годы наблюдается значительное снижение показателя (4,286 млрд долл. США в 2013 году, 3,0 млрд долл. США в 2014 году и 2,568 млрд долл. США в 2015 году)[i]. Однако при анализе этой тенденции необходимо учитывать тот факт, что показатели турецкого экспорта сокращаются относительно незначительно (около 10 % за 2 года), тогда как алжирский экспорт снизился более, чем в 2 раза. Это объясняется прежде всего тем, что основная статья экспорта арабской республики в Турцию приходится на углеводороды, особенно на сжиженный газ (от 4 до 4,5 млрд куб. м), рыночные цены на которые значительно снизились в этот период[ii]. Поэтому, снижение торговли скорее не индикатор ослабления экономических отношений двух стран, а признак экономических проблем в самом Алжире.

Что касается алжирского газового экспорта в турецком направлении, то, в отличие от европейских стран, его показатели остаются стабильными и не снижаются, что можно объяснить стабильно растущим внутренним потреблением этого энергоносителя в Турции. Хотя никаких признаков для его крупного увеличения пока тоже нет.

Помимо энергоносителей, алжирский экспорт представлен удобрениями, сахаром, продукцией органической и неорганической химии.

Основу турецкого экспорта составляют продукция сталелитейной промышленности, машиностроения, транспортные средства.

Турция также одно из любимых туристических направлений алжирцев, и в период с 2011 по 2013 гг. количество туристов туда увеличилось на 50 %. В 2013 году с целью дальнейшего стимулирования сотрудничества в этом направлении правительства двух стран подписали соглашение об упразднении виз[iii]. Однако доля граждан Алжира в туристическом секторе Турции незначительна.

Наиболее оптимистичная ситуация в двусторонних отношениях наблюдалась в 2011 – 2013 годах, когда показатели торговли были максимальными, объемы инвестиций увеличивались, а правительства двух стран заявляли о хороших совместных перспективах. Это можно объяснить как благоприятной экономической обстановке в самом Алжире, так и ситуацией в Северной Африке: «арабская весна» значительно снизила экономический потенциал и инвестиционную привлекательность Египта, Ливии и Туниса. Кроме того, отношения с Анкары с Каиром в 2013 году охладились, и в этой ситуации Алжир стал самым привлекательным и стабильным направлением для экономической экспансии Турции в Северной Африке.

В 2014 году объемы турецких инвестиций в Алжир оценивались как 2 млрд долл. США, а стоимость строительных контрактов с турецкими компаниями на территории арабской республики по некоторым оценкам достигала 11 млрд долл. США[iv]. Наиболее крупный инвестиционный проект – строительство сталеплавильного завода в пригороде Орана силами турецкой Tosyalı Holding. Открытие завода состоялось в 2014 году, мощность – 1,25 млн тонн в год (одно из самых крупных металлургических предприятий в Алжире), объем инвестиций с турецкой стороны составил 750 млн долл. США[v].

По словам алжирского премьер министра А.Селлаля, Алжир и Турция имеют совместные планы по продвижению собственных экономических интересов в Африке.

Косвенным подтверждением этого можно считать сообщение 2015 года о запуске совместного проекта по созданию производственного комплекса текстильной продукции в районе города Сиди-Хеттаб. Комплекс должен стать самым крупным на африканском континенте. Планируется, что 40 % продукции будут предназначены для внутреннего потребления в самом Алжире, а 60 % будут экспортироваться, главным образом в направлении африканских стран. Турецкая «Taypa» через свои дочерние структуры владеет 49 % акциями проекта, предполагаемый общий объем инвестиций – 1, 42 млрд долл. США, а сроки окончания строительства – 2018 год[vi].

Пока о превращении Алжира в плацдарм для экспансии турецких предприятий в африканском направлении говорить рано. Но с учетом географического положения, а также повышения внимания алжирского руководства к Африке такой потенциал имеется. Знаковым событием в этом плане может стать завершение проекта Транссахарской автомагистрали, интерес к которому также увеличивается в последние месяцы. Не исключена дальнейшая кооперация в реализации этого проекта алжирских компаний с турецкими и китайскими компаниями, так как экономический интерес эта инициатива представляет.

Но пока главной целью турецкой стороны является расширение доступа собственных производителей на алжирский рынок. С учетом потенциала последнего (население Алжира превысило 40 млн человек) экономические перспективы для Турции здесь огромные. Но в качестве главного препятствия указывается наличие барьера в виде торговых пошлин на турецкие товары, размер которых составляет 30%. Турецкие производители отмечают в связи с этим, что ввиду именно этого фактора турецкие товары утрачивают свои преимущества перед китайскими товарами на внутреннем рынке Алжира. А ввоз товаров в Алжир нередко осуществляется с использованием «серых» схем, то есть транзита через территории соседних Туниса и Египта (напомним, что соглашения с Анкарой, предусматривающие льготный ввоз турецких товаров эти две страны подписали), что помогает турецкому бизнесу, но не значительно.

Со стороны представителей турецкого правительства и бизнес-ассоциаций неоднократно и настойчиво озвучивалось желание подписать соглашение о свободной торговле или иной акт, облегчающий доступ хотя бы для некоторых категорий турецких товаров на алжирский рынок. По информации турецких СМИ, Алжир отвергает эти предложения по причине давления со стороны Франции[vii].

Однако, на наш взгляд, главная причина здесь кроется не в позиции Парижа, а в необходимости защищать внутреннего алжирского производителя, а также не допустить удара по позициям китайского бизнеса в Алжире. Касательно последнего стоит отметить, что возможное соглашение о свободной торговле с Анкарой составит конкуренцию в первую очередь не европейским товарам, а китайским. С учетом того, что Пекин и Алжир имеют достаточно долгие и крепкие партнерские отношения, интересы Китая, вероятно, более важны для Алжира по сравнению с Турцией.

Таким образом, на примере Алжира можно говорить о наличии некоторой тенденции усиления турецких экономических позиций в Северной Африке и конкуренцией с ее стороны как местным производителям, так и экономическим позициям Китая здесь. Пока уровень этой конкуренции не выглядит высоким, но спустя несколько лет возможно ее обострение.

Потенциал же экономических отношений Алжира и Турции ограничивается проблемами в экономике Алжира, наличием конкуренции между двумя странами по многим аспектам, сильными позициями Китая здесь. И все же, Анкара активно и последовательно работает на этом направлении, и прогресс имеется, хотя и ниже соответствующих ожиданий.

 

[i] http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-commercial-and-economic-relations-with-algeria.en.mfa

[ii] http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2016/04/turkey-russia-curtail-gas-bonanza.html

[iii] http://northafricapost.com/3788-removal-of-visas-between-algeria-and-turkey.html

[iv] http://www.worldbulletin.net/african-economy/148817/algeria-and-turkey-plan-partnerships-in-african-market

[v] http://www.borudergisi.com/investment-to-algeria-amounting-to-750-million-by-tosyali-holding/

[vi] http://www.fibre2fashion.com/news/textile-news/work-begins-on-algerian-turkish-textiles-project-176670-newsdetails.htm

[vii] http://www.hurriyetdailynews.com/turks-using-backdoor-for-trade-with-algeria.aspx?pageID=238&nID=8691&NewsCatID=344

62.84MB | MySQL:102 | 0,469sec