Герцлийская конференция 2004 г.: новые тенденции во внешней политике Израиля

Ежегодная конференция в Герцлийском междисциплинарном центре традиционно служит трибуной для озвучивания новых оценок и концепций руководства Израиля. Так, на конференции в 2003 г. А.Шарон обнародовал свой план одностороннего размежевания с палестинцами, который на сегодняшний день является главной повесткой дня правительства. На состоявшейся в Герцлии 13-16 декабря 2004 г. конференции выступали президент Израиля М. Кацав, премьер-министр А. Шарон, мининдел С. Шалом, минфин Б. Нетаниягу, минобороны Ш. Мофаз, начальник генштаба М. Яалон, глава СНБ Г. Айленд и др. В ней также приняли участие представители академических и дипломатических кругов США и европейских стран. Центральной темой выступлений израильских лидеров были перспективы ближневосточного урегулирования и внешней политики Израиля.

В сфере арабо-израильского конфликта, по оценке подавляющего большинства выступавших, 2005 г. станет годом новых возможностей. После смерти Я. Арафата появились шансы на приход к власти в ПНА нового умеренного руководства и возобновление двусторонних контактов на различном уровне. Ораторы не скрывали своего оптимизма. А. Шарон заявил: «В настоящее время есть подлинная возможность появления нового палестинского руководства, которое проведет выборы, прекратит террор, пойдет по пути мирного политического диалога без насилия, террора и ненависти». При этом подчеркивалось, что Израиль предпримет все необходимые меры, чтобы помочь палестинцам провести 9 января 2005 г. демократические, свободные выборы. Высказывались надежды, что в случае прихода к власти «ответственного» руководства Израиль будет готов координировать с ним свои действия по реализации плана размежевания.

В выступлении А. Шарона речь шла о преимуществах размежевания. По его словам, размежевание направлено на достижение жизненно важных для страны целей, среди которых сохранение под своим контролем Иерусалима, больших поселенческих анклавов, стратегических районов, сохранение еврейского характера государства. План размежевания, по убеждению ораторов, придаст новую динамику политическому процессу и позволит ослабить террористическую угрозу.

В связи с планом размежевания положительно характеризовалась динамика взаимодействия с международным сообществом. Генеральный директор МИДа Израиля Рон Просор отметил, что Израилю в целом удалось преодолеть подозрительность мирового сообщества в отношении плана размежевания, и теперь можно в большей степени прислушиваться к его позиции. Израиль должен принимать активное участие в международных форумах, отстаивать свою точку зрения, чтобы избежать повторения истории с Гаагским международным трибуналом. Новые тенденции, связанные с увеличением роли международного суда и других организаций, диктуют государству необходимость получать легитимацию любых силовых акций даже в случае самообороны. Следовательно, Израиль должен пересмотреть тактику в этом вопросе. Р. Просор сказал, что активность на международной арене поможет оградить Израиль от выдвижения нежелательных инициатив других стран по вопросам ближневосточного урегулирования. Следует избавляться от инстинктивного сопротивления любому международному вмешательству. В перспективе, по мнению выступавших, Израиль также заинтересован в участии в международных форумах по вопросу оказания финансовой помощи палестинцам и содействию реформам структур ПНА. Важно подчеркивать интерес в поощрении помощи умеренному палестинскому руководству со стороны мирового сообщества, но при этом необходимо добиваться делегитимизации «Хизбаллы», «Хамаса» и «Исламского джихада».

В области израильско-американских отношений 2004 г. оценивался однозначно положительно. Сохранение у власти республиканской администрации Дж. Буша, опирающейся на поддержку обеих палат конгресса, придало Израилю дополнительную уверенность в неизменности позиции США по ближневосточному урегулированию. Подчеркивалась важность взаимопонимания, достигнутого между А. Шароном и Дж. Бушем в апреле 2004 г. по вопросу сохранения израильского контроля над большими поселенческими блоками и отрицания права палестинских беженцев на возвращение на территорию Израиля. Вместе с тем, по оценкам МИДа Израиля, США могут попытаться расплатиться «израильской монетой» со своими атлантическими партнерами за издержки войны в Ираке, Киотского протокола и др., и этого надо постараться избежать.

В области отношений со странами Европы речь шла о необходимости налаживания конструктивного диалога. Вызывал опасение тот факт, что в процессе выработки ЕС общей для всех стран-членов внешней политики велика вероятность того, что «общим знаменателем» для них может стать давление на Израиль с целью выбивания новых уступок палестинцам.

Вместе с тем указывалось на большие перспективы в экономическом плане: продвижение ассоциативного соглашения в рамках программы добрососедства и партнерства ЕС, сотрудничество в космической области, включая участие в проекте создания спутника «Галилео», участие в 6-й рамочной программе ЕС.

Особо выделялись отношения с Египтом: наличие активно используемых двусторонних каналов связи, по которым осуществляется диалог с египетским правительством, согласование действий в области безопасности. Высказывались надежды, что Египет сыграет важную роль в установлении стабильности в секторе Газы после отступления Израиля. Высоко оценивались «жесты доброй воли» со стороны Х. Мубарака, в частности, освобождение из тюрьмы израильского друза Аззама Аззама, осужденного египетским судом за шпионаж в пользу Израиля. Выступавшие высказывали надежду, что власти Египта предпримут решительные действия по пресечению контрабанды оружия с Синайского полуострова в сектор Газы, особенно через тоннели в «филадельфийском коридоре».

Потепление отношений с Египтом позволило говорить о перспективах улучшения отношений с умеренными арабскими странами: Иорданией и странами Персидского залива. С. Шалом выразил надежду на установление дипломатических отношений со странами Персидского залива и Северной Африки до 2010 г. Положительно оценивалась роль умеренных арабских стран в процессе реализации плана размежевания, финансовой помощи палестинцам и в содействии выборам в ПНА.

Особую озабоченность у израильского руководства традиционно вызывают отношения с Сирией и Ираном. В последнее время со стороны президента Сирии Б. Асада раздавались сигналы о его готовности возобновить мирные переговоры с Израилем «без предварительных условий». М. Кацав и С. Шалом в своих выступлениях заявили, что Израиль готов начать переговоры с Сирией при условии прекращения поддержки терроризма и ликвидации штаб-квартир террористических организаций. Мининдел Израиля заявил, что было бы ошибкой полагать, что в диалоге с Сирией следует начинать с обсуждения параметров окончательного статуса. Скорее, предложил он, следует применить «эволюционный метод» построения доверия, при котором сначала будут обсуждаться вопросы сотрудничества в сфере торговли, защиты окружающей среды, сельского хозяйства. Только после этого можно перейти к вопросам безопасности, а затем — к обсуждению параметров окончательного статуса. При этом Сирии предлагается в качестве «жеста доброй воли» вернуть Израилю останки казненного там израильского разведчика Э. Коэна.

Выступая по вопросам, касающимся Ирана, выступавшие однозначно называли режим аятоллы и его попытки создать ядерное оружие экзистенциальной угрозой. С. Шалом возглавляет дипломатические усилия международного сообщества по остановке иранской ядерной программы. Р. Просор подчеркнул, что в Израиле на данной стадии не хотели бы, чтобы эта проблема вышла за дипломатические рамки и переросла в силовое давление или вооруженную интервенцию.

Выступавшие были едины в том, что уже в ближайшей перспективе во внешней политике следует применять исключительно конструктивный подход. Это должно выражаться в активном участии в международных форумах, мобилизации других стран на совместную борьбу с дестабилизирующими факторами, поддержке мирных усилий нового палестинского руководства и умеренных арабских режимов. Подчеркивалось, что первый опыт в этой области уже принес свои плоды: израильтянам удалось поставить на повестку дня мирового сообщества вопрос об иранской ядерной программе.

39.89MB | MySQL:91 | 0,931sec