О ситуации в Ливии (январь 2005 г.)

Главным событием января в Ливии стал старт 28 числа экономической реформы, по оценке сына Муамара Каддафи — Сейф аль-Ислама Каддафи, — самой важной из числа проводившихся за последние три с лишним десятилетия. Ее цель — привнести в экономику Джамахирии определенную дозу либерализма. «С прошлыми временами покончено. Ливия готова идти к новому этапу модернизации» — заявил он во время Всемирного экономического форума в Давосе.

В ходе реформы, проводимой параллельно с обширной программой приватизации, предполагается перейти от командно-административных методов управления экономикой к более либеральным методам с тем, чтобы Джамахирия стала конкурентоспособной со своими соседями. «Это будет сделано на хорошем организационном уровне, призванном обеспечить доступ к собственности всем ливийцам и не допустить создания маленькой группы олигархов, как это случилось в России и Египте», сказал Сейф аль-Ислам.

Как полагают архитекторы ливийской «перестройки», она должна проходить с опорой на нефтегазодобывающий сектор экономики, а также дать толчок развитию туристического сектора. В последнее верится с большим трудом, памятуя о некоторых особенностях ливийского бытия, и в частности, о полном запрете на алкоголь.

Еще за год до запуска экономической реформы Ливия призвала на помощь группу международных экспертов, которые должны были выработать рекомендации относительно путей перестройки административной системы, чтобы «покончить с бюрократией и сократить число чиновников». В частности, предполагается отказаться от ряда предприятий, признанных неприбыльными. «Сейчас у нас есть завод по сборке автомобилей. Это — сумасшествие, и это надо менять, — заявил сын Каддафи. — Мы не собираемся пытаться производить ракеты или самолеты или что-либо другое, что японцы могут сделать лучше нас».

Заметным событием стал визит в Ливию представительной польской делегации во главе с премьер-министром этой страны Мареком Белкой. Целью визита было восстановление некогда тесных экономических отношений между двумя странами. «В прошлом наше сотрудничество было очень тесным. Сейчас мы намерены возобновить это взаимодействие. Мы можем сотрудничать не только на двусторонней основе, но и в Африке», — заявил Муамар Каддафи по завершении встречи с М. Белкой.

«Ливийцы видят возможности для сотрудничества, в частности, в трансформации их химической индустрии. Она, как мы знаем, работала на армию, производя химическое оружие. Мы хотели бы помочь ливийцам провести конверсию этой промышленности, перестроив ее на выпуск гражданской продукции», — сказал в свою очередь польский премьер. Кроме того, Польша, которая стремится уменьшить свою зависимость от поставок нефти и газа из России, видит в Ливии перспективного партнера.

Стоит напомнить, что в 70 — 80-е годы прошлого столетия около 130 тысяч граждан Польши работали в Ливии на строительстве объектов инфраструктуры. Многие граждане Джамахирии учились в польских вузах.

Еще одной проблемой, обсуждавшейся в ходе визита польской делегации в Триполи, был вопрос о польском долге, оцениваемом в 30 млн долларов.

В январе стало известно, что через три года в Ливии будет построен телескоп диаметром 2 метра — единственный в своем роде в Африке и на Ближнем Востоке. Строительство этого устройства поручено французской группе «Сажем». Место под него еще не выбрано. В качестве одного из возможных мест рассматривается двухкилометровая гора близ границы Ливии с Чадом. Однако главным препятствием для строителей там будут многочисленные минные поля.

11 января, выступая в ливийском парламенте, М. Каддафи утверждал, что в стране нет ни одного политзаключенного. Он заявил, что Джамахирия готова принять любую международную инспекцию по данной проблеме. «Мы содержим в заключении только еретиков, то есть тех, кто прибегает к помощи религии с тем, чтобы готовить госперевороты и атаковать общество и весь мир в целом», — заявил он. Под еретиками в условиях ливийской действительности понимаются исламисты. В апреле 2004 года организация «Международная амнистия» обвинила Ливию в том, что она совершает нарушения прав человека под предлогом «войны против террора».

В январе разразился очередной шпионский скандал, когда министерство иностранных дел Швеции объявило о высылке из страны ливийского дипломата. Его обвинили в том, что он следил за своими соотечественниками, проживающими в этой скандинавской стране в ожидании получения политического убежища.

30 января стали известны результаты первого за последние 40 лет тендера на разработку 15-ти месторождений нефти. Они, мягко говоря, разочаровали европейцев. 11 из них получили американские компании; европейцы, среди которых фигурировали, в частности, «Тоталь» и «Газ де Франс» (Франция), «Репсол» (Испания), «Ажип» (Италия) и «Бритиш петролиум» (Великобритания), не получили ничего. В текущем году будут объявлены еще два тендера. В первом, который будет проведен в феврале, на конкурс выставляются 40 блоков. Второй будет объявлен в 3-м квартале.

Что касается первого тендера, то 15 блоков представляют собой поверхность площадью 127 тысяч кв. километров. Выигравшие конкурс компании должны вложить в разработку 750 млн долларов. Наибольшего успеха на конкурсе добилась американская компания «Оксидентал петролиум корпорейшн», получившая пять блоков. Еще четыре она будет разрабатывать совместно с австралийской компанией «Вудсайд петролиум Лтд». Глава ливийской национальной нефтяной компании Абдалла аль-Бадри объяснил этот успех тем, что американская компания «знает выставленные на тендер блоки, поскольку уже работала на них». Другими «американцами-победителями» были «Шеврон — Тексако» и «Амерада Хесс корп». Четыре «неамериканских» блока достались в разных вариациях индийским компаниям «Индия Лтд» и «Индия корп», канадской «Веренекс энерджи инк», бразильской «Петробрас», индонезийской «Медко энерджи интернэшнл» и алжирской СОНАТРАК.

Ливия располагает крупнейшими в Африке разведанными запасами нефти. Они оцениваются в 36 млрд баррелей и могут достичь 100 млрд баррелей. Триполи намерен инвестировать в развитие нефтедобывающей отрасли в ближайшие 10 лет 30 млрд долларов.

На фоне подобной «щедрости» Ливии диссонансом прозвучало сделанное в тот же день заявление М. Каддафи, утверждавшего, что США и Великобритания якобы недостаточно отблагодарили Джамахирию за ее отказ от реализации программ создания оружия массового поражения (ОМП). «Они обещали, но мы до сих пор ничего не получили, — заявил лидер ливийской революции в интервью британскому журналу «Тайм магазин». — Ливия и весь мир ожидали позитивный ответ, причем не только на словах, со стороны Америки и Европы. Требовалось по меньшей мере объявление какой-либо программы типа плана Маршалла с тем, чтобы показать всему миру, что те, кто хотят отказаться от своих программ создания ОМП, будут поощрены», — подчеркнул он. Одновременно ливийский лидер вновь опроверг информацию о причастности Триполи к заговору против наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы. Более того, М. Каддафи даже угрожал: «Обвинять Ливию в том, что она является государством, поддерживающим терроризм, очень опасно. Это может иметь последствия в сфере психологии. Ливия могла бы ответить: «Так как я до сих пор фигурирую в американском списке террористических государств, почему бы не совершить какой-нибудь теракт, в причастности к которому меня обвиняют заранее»».

Объясняя причины, побудившие Ливию отказаться от программ по созданию ОМП, М. Каддафи заметил, что это произошло потому, что у Джамахирии нет противников, против которых его можно применять.

Весьма оригинальным был и ответ ливийского руководителя на вопрос о возможности проведения в Джамахирии парламентских выборов. «Зачем их проводить? Ливийцы и так живут в раю». Интересно, сколько ливийцев разделяет эту точку зрения своего руководителя?

52.21MB | MySQL:103 | 0,495sec