Обзор отчёта SETAV, посвященного турецко-китайским отношениям. Часть 11

В начале апреля месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV) опубликовал Отчёт, посвященный турецко-китайским отношениям. Завершаем рассмотрение этого документа разделом, который озаглавлен «Предложения по политике». Предложения автора, Кадира Темиза – профессионального китаиста, состоят из двенадцати пунктов. Перечислим их в несколько сокращенном виде, но в том содержании и последовательности, которые предлагаются автором документа.

  1. Главным источником проблем между Турцией и Китаем является нехватка политического и стратегического планирования и инфраструктуры (надо понимать, двусторонних площадок диалога). Все остальное – лишь отражение этой нехватки, а, следовательно, стороны должны создавать механизмы политического диалога для лучшего понимания друг друга и совместной подготовки стратегических дорожных карт.
  2. Обе страны должны создать новые механизмы сотрудничества. Прежде всего, МИД, Министерство экономики и Директорат внешней торговли должны установить регулярные отношения со своими китайскими коллегами. С этой целью должны быть выделены персонал и бюджет.
  3. По аналогии с межправительственным сотрудничеством должны создаваться и организационные структуры для образовательного и бизнес-диалога. Должны быть поддерживаться совместные проекты, особенно связанные с повышением уровня информированности о Китае.
  4. Должен применяться принцип дипломатической взаимности между Турцией и Китаем, как двумя независимыми и равными государствами. В качестве примера, в Китае срочно должен начать свою работу Институт Юнуса Эмре, по аналогии с Институтом Конфуция в Турции. Кроме того, вместо того, чтобы вводить визовые ограничения в период охлаждения отношений, должны использоваться скорее дипломатические и политические меры.
  5. Требуется разработка новой стратегии, охватывающей целый ряд вопросов, включая ликвидацию отрицательного сальдо внешней торговли между Турцией и Китаем, предотвращение поставок китайской некачественной продукции, узнавание в Турции потенциала китайского рынка. Требуются оргструктуры для стимулирования внешних инвестиций, а также регулирования научно-исследовательской деятельности (видимо, и то и другое применительно к Китаю). С целью выявления проблем и их решения на месте могут использоваться бизнесмены, осуществляющие свою деятельность в обеих странах.
  6. Уйгурская проблема в отношениях между двумя странами должна перестать быть «дилеммой безопасности». Этот фактор должен быть исключен из списка стратегических угроз Китаю; при этом Турции следует лучше понимать китайские обеспокоенности. С другой стороны, должны быть проанализированы существующие политические, социальные и экономические требования уйгуров. Требуется рассматривать уйгурский вопрос не на основе вторичных источников – а прямо из «оригинала», для чего между Турцией и Китаем должны быть сформированы механизмы сотрудничества.
  7. Одной из важных проблем двусторонних отношений является общественная осведомленность. В этом смысле важнейшей задачей является поощрение социальных и культурных связей. Общим фундаментом может являться исламская культура, практикуемая уйгурами в Китае.
  8. Важнейшим инструментом повышения уровня знаний друг о друге в двух обществах является образовательное и научное сотрудничество. Особенно, в течение последних десяти лет и вплоть до настоящего времени, наблюдается рост числа студентов, ученых и исследователей, знающих китайский язык и отслеживающих ситуацию в Китае на основе китайских источников. Та же ситуация действительна и для китайских студентов и ученых. Этот растущий тренд может быть конвертирован в «преимущество» с использованием соответствующих поощрительных механизмов. По крайней мере, должен сохраняться массив уже накопленных знаний. В библиотеках обеих стран должны накапливаться учебные материалы и регулярная пресса друг о друге.
  9. На протяжении долгих лет в обеих странах были накоплены популярные и ложные стереотипы друг о друге. С целью их устранения важнейшим элементом могло бы стать университетское сотрудничество и научные исследования, которые нуждаются в поощрении.
  10. Уже невозможно игнорировать тот факт, что Ближний Восток стал для двух стран областью конкуренции и сотрудничества. Должны создаваться координационные механизмы по таким проблемам, затрагивающим Турцию напрямую, как сирийская гражданская война и нестабильная политическая обстановка в Ираке. Таким образом, исходя из общих сфер безопасности и угроз можно создать возможность разработки соответствующей стратегии.
  11. Важную роль с целью ликвидации отрицательного сальдо внешней торговли, пусть даже и небольшой доли его, является туризм. Однако, невзирая на существующий потенциал обеих стран, эта возможность в достаточной мере не используется. Главной причиной чему служит нехватка соответствующей инфраструктуры. Прежде всего, наблюдается нехватка экскурсоводов со знанием китайского языка, с целью удовлетворения социальных и культурных запросов посетителей. Должны поощряться соответствующие шаги со стороны представителей туриндустрии – как компаний, так и ведомств.
  12. Проект «Шелкового пути» между двумя странами может иметь не только экономическое, но также политическое, социальное и культурное измерение, содействуя развитию двусторонних отношений. По этой причине должны создаваться и поощряться политические и дипломатические механизмы, которые позволят отслеживать ситуацию по проекту и оперативно на нее реагировать.

Подводя черту под рассмотрением отчёта, можно заключить самое главное – даже профессиональный турецкий исследователь – китаист оказывается не в состоянии предложить сколь-нибудь прорывных инициатив для кардинального улучшения турецко-китайских отношений, как политических, где, очевидно, уйгурская проблема, как была, так и останется, вкупе с сирийским конфликтом и ближневосточным соперничеством, так и экономических – где отрицательное сальдо турецкой внешней торговли закрывать попросту нечем. А с точки зрения инвестиций, Турция не может являться для Китая очень уж привлекательной страной. Просто потому, что Ближний Восток для Китая – прежде всего, энергоносители.

52.13MB | MySQL:103 | 0,459sec