Сомали: первые итоги правления президента Махамеда Фармаджо

Минуло 100 дней с момента вступления в должность 16 февраля нового президента Сомали Махамеда Фармаджо, и уже, пожалуй, можно подвести первые итоги его деятельности на этом посту.

В своей предвыборной программе М.Фармаджо обещал в корне изменить политику прежнего руководства страны, переориентировав её с узкоклановых интересов на нужды всего народа. Первостепенное внимание он намеревался уделять укреплению безопасности в стране, развитию национальных силовых структур, восстановлению гражданского мира, борьбе с коррупцией, обеспечению справедливого правления и главенства закона. Что же сделано президентом и новым правительством Сомали в этих направлениях?

За последние три месяца президентом и правительством, следует признать, проделана значительная организационная работа по качественному преобразованию Сомалийской национальной армии (СНА) и правоохранительных структур. Прежде всего, президент, выполняя свои предвыборные обещания, обеспечил ежемесячные выплаты жалования военнослужащим, полицейским и госслужащим, что, конечно, несколько улучшило их социальное положение и моральное состояние. Однако многомесячная задолженность по выплатам жалования за 2016 г., доставшаяся ему в наследство от прежнего режима, остается, и эта проблема периодически используется политическими противниками президента для нагнетания социальной напряженности и организации протестных акций в Могадишо.

Для решения первоочередных финансовых проблем и повышения уровня боевой подготовки и материально-технической оснащенности СНА президент М.Фармаджо предпринял серию зарубежных поездок, в ходе которых заручился поддержкой основных государств-доноров Сомали, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Турция, а также США, Великобритании и международных организаций — ООН, ЕС, ЛАГ, АС, ИГАД. На состоявшейся 11 мая в Лондоне конференции по проблемам Сомали, в которой приняли участие 42 делегации от стран-доноров и международных организаций, были заключены важные для Могадишо рамочные соглашения с мировым сообществом – Новое соглашение о партнёрстве (NPS) и Пакт о безопасности Сомали. В этих документах, в частности, предусматривается международная поддержка правительства Сомали в борьбе против терроризма и «насильственного экстремизма», в реформировании национальной системы безопасности, восстановлении СНА и органов правопорядка, а также помощь в передаче им функций африканских миротворческих сил АМИСОМ по мере их вывода из Сомали в 2018-19 гг. Страны-доноры обещали поддержать создание к исходу текущего года новой Структуры национальной безопасности Сомали, которая была разработана при содействии западных экспертов, согласована с главами федеральных регионов и принята правительством 8 мая. Президент ФРС в своем выступлении на конференции призвал Совет Безопасности ООН к пересмотру существующего международного эмбарго на поставки тяжелой военной техники и оружия Сомали с тем, чтобы существенно повысить боевой потенциал СНА.

На реализацию Нового соглашения о партнерстве с Сомали международными организациями и странами-донорами было обещано выделить более 1 млрд долларов США. Вопросы международной финансовой поддержки новой Структуры безопасности Сомали планируется более детально обсудить на специальной конференции в октябре 2017 г.

Однако все вышеупомянутые договоренности, пусть и важные, относятся к достаточно отдаленной перспективе и возымеют свой эффект, в лучшем случае, лишь к концу текущего года, тогда как президенту и правительству необходимо уже в кратчайшие сроки добиться существенного улучшения безопасности в сомалийской столице и стране в целом. Ведь именно этого ждет от него трехмиллионное население Могадишо, которое в большей степени страдает от участившихся терактов и покушений, устраиваемых боевиками «Аш-Шабаб» в общественных местах.

Сознавая это, президент М.Фармаджо в апреле полностью обновил высший командный состав СНА, федеральной полиции, Службы национальной безопасности и разведки (СНБР), после чего в указанных структурах была проведена кадровая чистка. В конце апреля был создан Совет национальной безопасности (СНБ) во главе с президентом, в который также вошли премьер-министр, руководители силовых министерств и главы федеральных регионов Сомали. Советы безопасности сформированы и на региональном уровне.

По указанию президента новое руководство Главного штаба СНА и СНБР разработало план совместного проведения в Могадишо и соседних провинциях масштабной операции по ликвидации боевых отрядов и диверсионно-террористических групп «Аш-Шабаб». 11 мая данный план был рассмотрен и утвержден правительством Сомали, а 22 мая в столице началась контртеррористическая операция, продолжавшаяся вплоть до наступления месяца рамадан. В течение недели ежедневно в 2-3 столичных районах Могадишо специально созданной объединенной оперативной группой (численностью до 1 тыс. человек) проводились  рейды по изъятию незаконно хранимого оружия и задержанию подозрительных лиц. В ходе таких рейдов обыскиваются частные дома и общественные здания, задерживаются сотни молодых людей, личности которых проверяются сотрудниками СНБР.

Одновременно части СНА, ранее передислоцированные из Могадишо в провинцию Нижняя Шабелле, приступили к зачистке населенных пунктов, расположенных вдоль шоссе Могадишо – Барауэ и Могадишо – Байдабо. В ответ вооруженные формирования «Аш-Шабаб» оказывают ожесточенное сопротивление, сжигая окрестные деревни и угоняя скот при отступлении. Наиболее интенсивные бои идут в р-нах № 50 и Мерка. За последнюю неделю боевые потери с обеих сторон превысили 50 человек убитыми и ранеными. Пока правительственным войскам, действующим в пров. Нижняя Шабелле, не удалось добиться сколько-нибудь заметных успехов в установлении контроля над основными автомагистралями, что не позволяет организовать доставку гуманитарной помощи нуждающемуся населению на юге страны. Одна из причин этого – отсутствие поддержки со стороны угандийского контингента АМИСОМ и должного взаимодействия между частями СНА, территориальными войсками ЮЗР и местными ополченцами в силу межклановых противоречий.

В течение прошедших трёх месяцев президенту и правительству Сомали не удалось продвинуться и в решении проблем национального примирения, хотя определенные усилия в этом направлении ими прилагались. Так, в апреле, накануне проведения президентских выборов в федеральном регионе Гальмудуг, правительство пыталось наладить диалог между руководством этого ФР и суфийской религиозно-политической группировкой «Ахлу Сунна уаль-Джамаа» (АСУД), контролирующей некоторые центральные районы страны, включая столицу Гальмудуга город Дусамареб. Однако стороны выдвинули взаимно неприемлемые условия, и переговоры об объединении и создании нового ФР были сорваны. Таким образом, 3 мая выборы президента Гальмудуга прошли без участия АСУД, и на этот пост был избран Ахмед Дуале Гелле «Хаф», 68-летний бизнесмен и политик из племени хабар-гидир. Руководство АСУД по-прежнему отказывается признавать легитимность ФР Гальмудуг и ФР Хиршабелле.

Нет каких-либо положительных подвижек и в отношениях центральных властей Сомали с самопровозглашенной республикой Сомалиленд. Более того, отношения между ними даже ухудшились после заключения правительством Сомалиленда договора с ОАЭ о предоставлении этой арабской стране в аренду территории в районе Берберы для строительства там своей военной базы. Хотя неформальные контакты между Харгейсой и Могадишо поддерживаются, возобновление официальных переговоров, по-видимому, откладывается до проведения в Сомалиленде президентских выборов, намеченных на 13 декабря 2017 г. А между тем 11 мая, в соответствии с ранее заключенным соглашением, завершилась процедура передачи управления портом Бербера дубайской компании DP World, а на аэродроме Берберы начались инженерные работы по его подготовке для базирования боевой авиации ВВС ОАЭ.

Неясным остается и вопрос о статусе столичной провинции Бенадир, скорейшего решения которого добиваются, прежде всего, старейшины племен хавие, составляющих подавляющее большинство населения Могадишо. Назначение 22 мая новых глав администраций в 15 из 17 городских районов вызвало негативную реакцию многих старейшин и политиков хавие, мнение которых было проигнорировано мэром Могадишо Табидом Абди Махамедом (кстати, выходцем из абгаль), который и сам был назначен на этот пост лишь в начале апреля. Дело в том, что половина из назначенных им чиновников – молодые репатрианты из США и стран Западной Европы (члены пропрезидентской партии «Таё»), которые не имеют опыта административной работы в Могадишо. Кроме того, впервые среди них есть женщины (5) и представители племен дарод и дир (по одному). Возможно, сменив столичную администрацию, новый мэр рассчитывает нарушить коррупционные связи, существовавшие при прежнем мэре Могадишо и президенте Сомали. Как бы то ни было, без поддержки местных старейшин и политиков, новому мэру трудно будет наладить взаимодействие администрации с общественностью в решении многочисленных политических и социально-экономических проблем Бенадир.

Что же касается попыток правительства наладить переговорный процесс с некоторыми функционерами «Аш-Шабаб» с целью уговорить боевиков сложить оружие и вернуться к мирной жизни, то и на этом направлении пока не наблюдается заметного прогресса. Объявленной правительством в начале апреля двухмесячной амнистией для добровольно сложивших оружие исламистов воспользовались лишь единицы. Возможно, такие попытки будут более успешными после подключения к посредничеству между властями Сомали и «Аш-Шабаб» представителей Катара, руководство которого выразило свою готовность содействовать этому процессу.

Значительное внимание в первые 100 дней президент и новое правительство Сомали уделяли также вопросам борьбы с коррупцией и повышению внутренних доходов в казну государства. Уже на первом заседании правительства 30 марта премьер-министр Сомали Хасан Али Хейрэ потребовал от своих подчиненных предоставить декларации об их имуществе и доходах. По указанию главы правительства  Министерством финансов разрабатывается законопроект о борьбе с коррупцией и единая система учета доходов. Правительством также внедрена система обязательной регистрации и учета всех международных программ гуманитарной помощи и проектов социально-экономического развития Сомали. Особо пристальное внимание уделяется правительством работе международного аэропорта и морского порта Могадишо – основным источникам доходов в казну. В результате усовершенствования системы сбора налогов, смены руководства таможни в столичном аэропорту и морском порту, усиления контроля в системе таможенных сборов поступления в бюджет государства возросли примерно вдвое.

Менее заметны успехи президента и правительства Сомали в сфере совершенствования законодательства и реформирования судебной системы. В настоящее время светские суды созданы только в Могадишо и административных центрах ФР, но работают они крайне медленно и не справляются с выполнением своих функций. Более оперативно действуют военные суды, однако и они не в состоянии справиться с большим объемом работы. Как и прежде городские суды подвержены коррупции и вмешательству со стороны влиятельных политиков и вождей племен.

До сих пор в стране не создан предусмотренный Конституцией Совет правосудия, не введены в действие важные законы, принятых ещё парламентом 9-го созыва, в том числе ФЗ о политических партиях и ФЗ о Конституционном суде. Да и некоторые политические решения самого президента и правительства были приняты в обход парламента и вызывают сомнения в их легитимности. Это, например, касается порядка разработки и принятия Структуры национальной безопасности Сомали и решения о создании СНБ, что вызвало резкую критику со стороны ряда депутатов федерального парламента. В середине мая до 80 депутатов из обеих палат парламента Сомали после проведения серии встреч в Найроби объявили о создании оппозиционной парламентской группы «Хорусоод» (Прогресс), которую возглавил бывший госминистр внутренних дел Абдирахман Махамед Хиддиг (представитель племени огаден и ФР Джубаленд). В группу входят в основном сторонники прежнего президента и его религиозно-политической группировки «Дам-уль-Джадид», а также депутаты, рассчитывавшие получить, но не получившие министерские посты в новом правительстве.

Федеральным министерством по вопросам конституции начат процесс проведения широких консультаций с общественностью по доработке Временной Конституции страны. 14-16 мая в Могадишо состоялось первое расширенное совещание по вопросам внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию с участием федеральных министров, министров конституции ФР, депутатов профильных комитетов парламента, сотрудников администрации президента и представителей общественных организаций. Состоялся обмен мнениями, намечен план дальнейших действий с целью принятия обновленной Конституции не позднее 2019 года.

Таким образом, первые 100 дней деятельности нового президента Сомали и его «правительства технократов» показали, что между его благими намерениями и их претворением в жизнь существует множество препятствий, о которых М.Фармаджо, возможно, прежде и не догадывался и которые потребуют значительно больше усилий и времени для их преодоления. Пока ещё М.Фармаджо не утратил доверия большей части населения, однако новое правительство Сомали может ожидать участь его предшественников, если в течение  первых шести месяцев оно не добьётся заметных успехов в стабилизации обстановки в стране.

 

 

Ключевые положения Нового соглашения о партнерстве между Сомали и мировым сообществом

 

Данное рамочное соглашение было подписано 11 мая 2017 г. в Лондоне участниками международной конференции по проблемам Сомали. Будучи по сути продолжением соглашения Somali Compact,  принятого в 2013 г., оно определяет основы сотрудничества между правительством ФРС и мировым сообществом «для удовлетворения насущных нужд и устремлений сомалийского народа в сферах политики, безопасности и экономики», которые обозначены в Государственном плане развития Сомали на 2017-19 гг. Соглашение предусматривает взаимную ответственность сторон и взаимосвязь между самостоятельным выбором сома-лийцами направлений и темпов развития страны в указанный период и возросшей целенаправленностью, координацией и прозрачностью международной помощи. Новое соглашение базируется на ранее согласованных принципах партнерства и предполагает совместные действия по реализации этих принципов ради достижения прочного мира, стабильности и процветания Сомали. Важнейшим элементом соглашения остается комплексный подход к решению взаимосвязанных политических, военных и социально-экономических задач возрождения Сомали, а также признание верховенства закона. Ниже приведены определенные в соглашении основные сферы и направления сотрудничества между правительством Сомали и мировым сообществом в предстоящие четыре года.

Сферы сотрудничества  

Общие цели и задачи

Политическое урегулирование 1. Доработка Временной конституции Сомали и её принятие, включая:

2. Окончательное политическое урегулирование основных нерешенных вопросов, таких как четкое разделение полномочий между федеральным центром и регионами в формулировании политики и обеспечении государственных функций, в том числе в сфере безопасности, достижение согласия по вопросам распределения доходов и использования национальных природных ресурсов.

3. Определение статуса столицы страны Могадишо в рамках процесса государственного строительства. Мирное урегулирование политических разногласий между федеральным правительством Сомали (ФПС) и властями Сомалиленда, а также иных территориальных споров, которые угрожают миру и безопасности внутри страны.

4. Углубление процесса демократизации на федеральном, региональном и субрегиональном уровнях и разработка общеприемлемой дорожной карты развития демократии на период до 2021 г.

5. Ускорение процесса примирения и конструктивного диалога между ФПС и Сомалилендом по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

Безопасность 1. Достижение политической договоренности между ФПС и федеральными регионами (ФР) относительно структуры национальной безопасности, определяющей численность, состав и распределение федеральных и региональных сил безопасности, а также систему управления ими и ответственность за их тыловое обеспечение.

2. Признавая взаимозависимость между безопасностью, политикой и экономическим развитием, ФПС и мировое сообщество заключают и реализуют Пакт о безопасности Сомали, который отражает их общее видение комплексного подхода к безопасности, четко определяет этапы проведения реформы системы безопасности и построения согласованной архитектуры национальной безопасности. Пакт также предусматривает гражданский надзор над всеми ведомствами и органами в сфере безопасности.

3. Обеспечение передачи ответственности за безопасность в Сомали, с учетом складывающейся обстановки, от сил АМИСОМ к сомалийским органам и силам безопасности, которые должны быть боеспособны, соответствовать бюджетным возможностям государства, поддаваться учету и в административном плане вписываться в более широкие государственные системы управления финансами, контроля и отчетности.

4. Повышение согласованности и эффективности военных и невоенных мер, таких как противодействие насильственному экстремизму, оперативное восстановление и распространение государственных структур власти на освобожденных территориях, что должно привести к дальнейшему успеху в борьбе с террористическими и повстанческими группировками, в частности с организацией «Аш-Шабаб».

5. Установление координационного механизма для более согласованной, прозрачной и предсказуемой международной поддержки, оказываемой федеральным и региональным элементам в структуре национальной безопасности, а также для ускорения проведения реформ в сфере безопасности.

Законность  и права человека 1. Включение в новую редакцию Конституции ФРС билля о правах, который предоставлял бы защиту, как гражданам Сомали, так и подданным других государств, в соответствии с международными стандартами и нормами по созданию и реализации новых, эффективных, поддающихся учету и экономически обоснованных правоохранительных, судебных и пеницитарных систем.

2. Достижение согласия между всеми уполномоченными федеральными и региональными органами власти относительно формирования судебной и пеницитарной систем путем доработки конституции страны, в том числе по вопросу создания и деятельности конституционного суда.

3. Создание и обеспечение работы независимой комиссии по правам человека.

4. Обеспечение устойчивого продвижения сомалийских властей по пути выполнения ими своих обязательств перед Комиссией ООН по правам человека согласно требованиям, перечисленным в Общем периодическом обзоре Комиссии.  Достижение прогресса в защите прав женщин и молодёжи, а также обделенных правами и маргинальных групп населения, прежде всего граждан, вынужденно мигрировавших внутри страны (ВПЛ).

Права женщин и девушек 1. Обеспечение дальнейшего прогресса в деле вовлечения женщин в политику на всех уровнях государственной власти.

2. Принятие и реализация мер по борьбе с насилием в отношении женщин и по искоренению обычая обрезания женских половых органов.

3. Выполнение требований учета гендерных аспектов при разработке и реализации всех программ развития.

4. Достижение дальнейшего прогресса в предоставлении девушкам и женщинам возможности получить качественное образование.

Занятость молодёжи 1.Обеспечение устойчивого роста участия молодёжи в политической жизни страны на всех уровнях государственной власти.

2. Заметное повышение качества образования, а также доступности технического образования и профессиональной подготовки для молодёжи.

3. Оказание всесторонней поддержки молодёжи в предпринимательской деятельности, включая устранение правовых барьеров для предпринимательства и предоставление более широкого доступа к капиталу.

4. Постоянная поддержка программ социальной реабилитации и реинтеграции молодёжи, а также инициатив, направленных на повышение уровня жизни и развитие молодых людей.

Управление финансами и экономикой 1. Обеспечение устойчивого продвижения всех партнеров в соответствии с «дорожной картой» по пути более широкого использования национальных систем управления финансами, отчетности и аудита (Country Systems).

2. Обеспечение полного соответствия государственной системы управления финансами (ГСУФ) требованиям Мониторинговой программы Международного Валютного Фонда (SMP).

3. Развитие ранее согласованного четкого и всестороннего процесса реформирования ГСУФ, в том числе с целью нормализации отношений с международными финансовыми институтами и списания внешнего долга.

4. Постепенное приведение ГСУФ в соответствие критериям, указанным в оценочной методике Всемирного Банка PEFA.

5. Определение и достижение ежегодных показателей по увеличению поступлений в государственный бюджет для обеспечения роста доходов внутри страны и уменьшения зависимости государственных расходов от внешней финансовой помощи.

6. Ускоренная разработка и принятие законов и нормативных актов, регулирующих должным образом функционирование банковской системы и деловую среду в стране, включая обеспечение гарантий для инвестиций и соблюдения контрактов.

7. Принятие реальных мер по защите целостности и подотчетности управления государственными финансами и по искоренению коррупции.

8. Упрочение основных национальных механизмов аудита и контроля.

9. Наращивание технической помощи Сомали в целях достижения соответствия ГСУФ требованиям Мониторинговой программы МВФ (SMP) и оценочной методики ВБ (PEFA), а также в интересах реализации стратегии повышения доходов в госбюджет и Плана задействования ГСУФ.

Восстановление экономики и обеспечение её живучести 1. Вовлечение ведущих представителей частного сектора и гражданского сообщества на местном, региональном и национальном уровнях в развитие приоритетных отраслей экономики, в том числе за счет их инвестиций и создания рабочих мест через структурированные механизмы, такие как государственно-частный диалог, хозяйственные объединения и другие формы координации экономической деятельности.

2. Сотрудничество с частным сектором и гражданским сообществом в вопросах мониторинга выполнения Государственного плана развития и его корректировки с учетом появляющихся новых вызовов и возможностей.

3. Согласование национальных и международных усилий по определению приоритетных направлений восстановления экономики и обеспечения её живучести в Государственном плане развития Сомали.

Организацион-ные вопросы Реализация мер по привлечению представителей государственного сектора, частного сектора и гражданского сообщества к разработке, согласованию и принятию Государственного плана развития.

 Примечание: на реализацию Нового соглашения о партнерстве с Сомали

 международными организациями и странами-донорами обещано выделить

 более 1 млрд долларов США.

 

Новая структура национальной безопасности Сомали

Боевые и оперативные компоненты Органы оперативного и административного управления Сроки готовности Примечания
1) Вооруженные силы, 2) Силы федеральной и региональной полиции,           3) СНБР, 4) Дисциплинарные войска Совет национальной безопасности (СНБ) во главе с президентом страны (Могадишо) СНБ создан в апреле 2017 г. ФЗ о создании СНБ не принят.
1.       Вооруженные силы Сомали СНБ, МО, ГШ ВС (Могадишо) Декабрь 2017 г.
1.1.Сухопутные войска (Сомалийская национальная армия — СНА) численностью не менее 22 тыс. в/сл. СНБ, МО, ГШ ВС, Главное командование СНА (Могадишо) Декабрь 2017 г. ОС изменяются с учетом границ ФР до 1.9.17.
1.1.1. Войска 12 оперативного сектора ГК СНА, штаб 12 ОС (Могадишо) Декабрь 2017 г.
1.1.2. Войска 21 оперативного сектора ГК СНА, штаб 21 ОС (Дусамареб) Декабрь 2017 г.
1.1.3. Войска 43 оперативного сектора ГК СНА, штаб 43 ОС (Кисмайо) Декабрь 2017 г.
1.1.4. Войска 48 оперативного сектора ГК СНА, штаб 48 ОС Декабрь 2017 г. Зона ответствен-ности уточняется
1.1.5. Войска 49 оперативного сектора ГК СНА, штаб 49 ОС Декабрь 2017 г. Зона ответствен-ности уточняется
1.1.6. Войска 54 оперативного сектора ГК СНА, штаб 54 ОС (Галькайо) Декабрь 2017 г.
1.1.7. Войска 60 оперативного сектора ГК СНА, штаб 60 ОС (Байдабо) Декабрь 2017 г.
1.1.8. Войска 26 оперативного сектора ГК СНА, штаб 26 ОС (Харгейса) После объеди-нения с НАС Создание в  бли-жайшие годы маловероятно.
1.1.9. Части центрального подчинения: — бригада  спецназа «Данаб» («Молния») численностью до 4 тыс. в/сл. ГК СНА, штаб бригады (Балли-Догле, пров. Ниж. Шабелле) Декабрь 2017 г. Батальоны дис-лоцируются по 1 в каждом ОС
1.2. Военно-морские силы МО, штаб ВМС (Могадишо) Не определены ВМС не созданы
1.3. Военно-воздушные силы МО, штаб ВВС (Могадишо) Не определены ВВС не созданы
2.1. Федеральная полиция численностью до 8 тыс. чел., включая:

— отряды полиции особого назначения;

— уголовный розыск;

— охрану органов государственной власти и иностранных представительств;

— дорожную полицию;

— береговую охрану.

СНБ, МВД, ГУВД и ОЦ (Могадишо и административные центры федеральных регионов) Декабрь 2017 г.
2.2. Силы полиции ФР общей численностью около 24 тыс. чел., включая:

— муниципальную полицию;

— региональные силы безопасности (так называемых «дервишей»);

— морскую полицию.

Региональные СНБ во главе с президентами ФР, министерства внутренних дел и безопасности, соответствующие штабы и ОЦ Декабрь 2017 г.
3. Служба национальной безопасности и разведки (СНБР) численностью до 4 тыс. чел. СНБ, министерство внутренней безопасности, ОЦ (Могадишо) Декабрь 2017 г.
4. Дисциплинарные войска численностью до 1,6 тыс. чел. Минюст, штаб дисциплинарных войск (Могадишо) Декабрь 2017 г.

 Зарубежные поездки нового президента Сомали (2017 г.)

Сроки поездки Страны пребывания Заявленные цели Результаты
Конец февраля 2017 г. Эр-Рияд, Саудовская Аравия Проведение переговоров с руководством Саудовской Аравии по вопросам дву-стороннего сотрудничества Достигнуты договоренности о финансовой поддержке бюджета ФРС (3 млн долл. ежемесячно), о помощи в строительстве СНА, объектов инфраструктуры и об условиях для снятия введенного в прошлом году запрета на поставки живого скота из Сомали. Руководство королевства единовременно выделило Сомали 11 млн долл. и обещало оказать существенную гуманитарную помощь.
10-11 марта 2017 г. Абу-Даби, ОАЭ Проведение переговоров с руководством ОАЭ по вопросам двустороннего сотрудничества Достигнуты договоренности о развитии двустороннего сотрудничества в различных сферах. В частности, ОАЭ окажет финансовую помощь Сомали в виде поддержки госбюджета в размере 10 (?) млн долл. ежемесячно. Фонд развития ОАЭ финансирует социально-экономические проекты в Сомали на сумму 90 млн долл. Красный Полумесяц ОАЭ окажет гуманитарную помощь Сомали на сумму около 45 млн долл. Руководство ОАЭ также обещало поддержать программу строительства СНА, однако отказалось пересмотреть договоры, заключенные с Сомалилендом и Пунтлендом по порту и авиабазе Бербера и порту Босасо, соответственно.
23-25 марта 2017 г. Найроби, Кения Проведение переговоров с кенийским руководством о развитии двустороннего сотрудничества, участие в специальной сессии IGAD. Достигнуты договоренности о возобновлении и развитии двустороннего сотрудничества в сферах безопасности, торговли и образования (вопрос о спорных приграничных территориях не поднимался). Принята декларация IGAD по урегулированию проблем сомалийских беженцев и их социальной реинтеграции после возвращения в Сомали.
28-29 марта 2017 г. Амман, Иордания Участие в 28 сессии глав государств-членов ЛАГ В ходе встреч с лидерами арабских государств М. Фармаджо заручился их поддержкой в борьбе с терроризмом и в оказании гуманитарной помощи пострадавшему от засухи населению Сомали.
25-27 апреля 2017 г. Анкара, Турция Проведение переговоров с руководством Турции по вопросам двустороннего сотрудничества и оказания гуманитарной помощи. Президенты обеих стран достигли взаимопонимания по всем обсуждавшимся вопросам, включая проблемы региональной безопасности и подготовку к международной конференции в Лондоне по проблемам Сомали. Подписан ряд дополнительных соглашений о сотрудничестве в сферах экономики, образования и культуры. Руководство Турции обещало увеличить гуманитарную помощь Сомали.
3 мая 2017 г. Аддис-Абеба

Эфиопия

Проведение переговоров с руководством Эфиопии по вопросам двустороннего сотрудничества, включая борьбу с терроризмом в регионе Африканского Рога. В ходе переговоров с руководством Эфиопии достигнуты договоренности развитии сотрудничества в сферах безопасности, экономики, торговли и образования. Премьер-министр Эфиопии Хайлемариам Десалень обещал поддержку в строи-тельстве СНА и полиции Сомали. Он также согласился с необходимостью передислокации посольства Эфиопии за пределы резиденции президента Сомали и поддержания прямых связей с федеральными властями Сомали только с ведома ЦП. Также решено создать двустороннюю комиссию для урегулирования вопроса о справедливом распределении вод р. Шабелле. Визит в Эфиопию был преждевременно завершен в связи с убийством в Могадишо министра строительства Сомали.
10-11 мая 2017 г. Лондон, Велико-британия Участие в международной конференции по проблемам Сомали, проведение переговоров с главами стран-доноров и междуна-родных организаций. Достигнуты договоренности о международной поддержке правительства Сомали в укреплении национальной безопасности, политической стабилизации, восстановлении экономики, а также в предотвращении гуманитарной катастрофы вследствие засухи в 2017 г. Приняты совместное коммюнике, Пакт о безопасности Сомали и Новое соглашение о партнерстве с Сомали (NPS).
21-26 мая 2017 г. Эр-Рияд (Саудовская Аравия), Джибути, Доха (Катар) Участие во встрече на высшем уровне глав ис-ламских государств и США, проведение переговоров с руководством Джибути и Катара В ходе конференции в Эр-Рияде и отдельных встреч с её участниками Фармаджо заручился поддержкой США и ряда исламских государств в борьбе против терроризма в лице «Аш-Шабаб». В Джибути и Катаре обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества в области безопасности, экономики и торговли. Эмир Катара обещал оказание гуманитарной и финансовой помощи ФРС, а также содействие процессам восстановления СНА и национального примирения в Сомали.
29.03MB | MySQL:67 | 0,728sec