К чему идет ирано-саудовское противостояние?

Достаточно поздно, через неделю после события, в Иране на уровне духовного лидера страны и высшей религиозной элиты официально отреагировали на итоги визита американского президента Дональда Трампа в Саудовскую Аравию.  Как известно, это был первый зарубежный вояж нового главы администрации США. Анализируя  его итоги, в Иране, разумеется обратили внимание на три важных обстоятельства. Во-первых, новоизбранный американский президент отправился в ближневосточный регион, что свидетельствует о том, что на этом геополитическом пространстве он намерен реально сосредоточиться, планируя активно участвовать в проходящих там процессах. Во-вторых, Д.Трамп посетил две страны региона – Саудовскую Аравию и Израиль, позиционируемые Тегераном в качестве врагов, наметив тем самым свои приоритеты. И, наконец, своим выбором он показал в очередной раз, что в противостоянии Ирана с этими двумя тегеранскими недругами он не просто намерен закрепить свою поддержку Израилю и Саудовской Аравии, но и придать ей новое измерение. Своим приездом в Эр-Рияд и Иерусалим Д.Трамп продемонстрировал, что его предпочтения лежат в русле генерирования общности действий исламского мира и Израиля перед лицом иранской угрозы. По сути, американская администрация предложила себя в качестве могущественного посредника в создании некоего антииранского фронта.  О традиционном, чуть поблекшем за годы нахождения в Белом доме Барака Обамы стратегическом характере отношений с Израилем, сказано уже много. Такого же уровня отношений Д.Трамп хотел бы добиться и с исламским миром, в частности, с лидером суннитско-исламского мира.

Начал он, вполне логично, с Саудовской Аравии. На этом направлении он, к вящему неудовольствию постоянного, особенно в последние годы, недруга КСА – Ирана, решил сосредоточиться на решении нескольких задач. Сейчас, когда террор и терроризм стали  самыми распространенными слагаемыми международной повестки, противодействие этой угрозе, причем, на иранском направлении становится беспроигрышным актом. Сам американский президент на приуроченном к его приезду в Эр-Рияд саммите стран арабо-исламского мира, куда приехали делегации 50 стран, исключая Иран, заявил, по версии Carntgie.ru: «От Ливана до Ирака и Йемена Иран финансирует, вооружает, тренирует террористов, боевиков и различные экстремистские группы, которые несут разрушение и хаос по всему региону. Десятилетиями Иран разжигает межконфессиональные конфликты и террор».  В этом плане следует ожидать усиления совместной, под эгидой США и Саудовской Аравии, антитеррористической деятельности, острие которой будет иметь иранское направление.

Саудовская Аравия важна Д.Трампу и как одна из богатейших нефтедобывающих стран, способных развивать инвестиционные проекты. Первое направление закономерно трансформируется в необходимость усиленного перевооружения Саудовской Аравии, к этому добавляются различные проекты экономического взаимодействия. Как пишут иранские СМИ, во время визита Д.Трампа в Саудовскую Аравию, были подписаны контракты на фантастическую сумму в 380 миллиардов долларов. Что касается военной сферы, пишет  IranPressNews, то там сумма закупок вооружений равняется 110 миллиардов долларов.  Учтем еще и меморандум о намерениях  США поставить королевству в ближайшие 10 лет вооружений на фантастическую сумму в 350 миллиардов долларов. В Израиле один из лидеров оппозиции – Яир Лапид, глава партии «Еш атид»  – уже выразил обеспокоенность такой мощной милитаризацией. Но и там все понимают, что в противостоянии двух враждующих  полюсов исламского мира – суннитского Королевства Саудовская Аравия и шиитской Исламской Республики Иран – многое  зависит от объемов вооружений. В любом случае, ясно, что визитом американского лидера в Эр-Рияд наметилась новая фаза ирано-саудовского противостояния.

Официальная реакция Тегерана в лице аятоллы Али Хаменеи была по традиции неспешной, но грозной. Как сообщили иранские и международные, в частности – «Немецкая волна», СМИ, духовный лидер Ирана (рахбар) аятолла Али Хаменеи позволил себе резкие, граничащие с оскорблениями, выпады против Саудовской Аравии.  Его выступление перед религиозной элитой страны и чтецами Корана транслировалось иранским Национальным ТВ в полном объеме.  Рассказывая об этом, интернетпортал IranPressNews акцентировал внимание на том, что рахбар, выступая с обращением по поводу начала священного для мусульман месяца Рамадан,  назвал членов королевской семьи Саудовской Аравии «дураками» и сказал, что  они играют для Америки роль «дойной коровы». «Молоко этой жирной коровы,- сказал аятолла -, доят враги ислама, а когда молоко исчезнет, они их просто принесут в жертву». По его словам, сформировавшийся союз с Западом не может предотвратить падение саудовского режима. «Они [саудовский королевский дом – В.М.]думают, что предоставляя деньги и всевозможную помощь, он могут привлечь к себе внимание и искренность врагов ислама». Сегодня, добавил аятолла Али Хаменеи, исламское сообщество, как и другие сообщества, столкнулось  с многими проблемами,  в исламских странах взяли власть такие же «недостойные личности»,  как в Саудовской Аравии.

Иранские СМИ  выделяют и такие фрагменты речи рахбара, где говорится о том, что те из руководителей исламских стран, «кто проводит антизаконные меры против мусульман, вне всякого сомнения, потерпят неудачу в ближайшее время. Временные рамки этого процесса зависят, по мнению духовного лидера Ирана, от того, насколько решительно поведут себя мусульмане: «При условии, что мир ислама будет настроен решительно, их крах случится очень скоро». Аятолла Хаменеи предрек подобное не только в отношение королевской династии Аль Сауд, но и «некоторых других исламских государств, где у власти находятся некомпетентные люди».

Поддержал духовного лидера и руководитель судебной власти страны, брат спикера иранского парламента Али Лариджани – аятолла Садек Лариджани-Амоли. Главным объектом  его критики стали обвинения американского президента в адрес Исламской Республики во время его пребывания в Эр-Рияде по поводу государственного терроризма. В ответ Лариджани-Амоли парировал тем, что не Иран, а США создали и всесторонне поддерживают террористические группировки в ближневосточном регионе. Выступая 29 мая на совещании руководящего состава своей структуры, Лариджани-Амоли сказал, что в Саудовской Аравии не знают даже запаха демократии, там никогда не проводились нормальные выборы по апробированным международным стандартам [как в Исламской Республике- В.М.]. «Именно там расцветает терроризм, и они [руководители Саудовской Аравии- В.М.] подлинные пособники террористов». Что касается США, то их глава судебной власти ИРИ охарактеризовал как  родителей террористов и реальных создателей терроризма.

Терроризм с демократией связал и пресс-секретарь иранского МИДа Бахрам Касеми, отметивший на своем еженедельном брифинге для местных и иностранных журналистов, как цитирует российское информационное агентство Iran.ru: «как Трамп…может назвать Иран источником терроризма, когда страна только что провела эффектные, демократические выборы, и оправдает Саудовской Аравию от этого определения, когда суды в США свидетельствуют о соучастии саудовского режима в ряде террористических актов?» Как считает высокопоставленный чиновник иранского МИДа, сама поездка американского лидера в Саудовскую Аравию, «которая дает убежище и обучает террористов, сводит на нет его антииранские …претензии по борьбе с терроризмом».

Как  видно, в ирано-саудовском противостоянии возможен новый этап, который может быть охарактеризован не как очередная попытка нормализовать отношения между двумя главными силами исламского мира, а начало новой фазы жесткой конфронтации. Известно, что самое сильное противостояние фиксировалось во время пребывания у власти в Иране фундаменталистов, однако конфронтация, соответственно,  снижалась, когда страной «рулили» прагматики или реформисты.  Ныне у власти представитель либерально-реформистского лагеря, но в динамику двустороннего диалога активно вмешиваются внешние силы. В таких условиях вряд ли возможен возврат к концу 1990-х гг., когда Иран сделал много жестов доброй воли, позволивших двум странам, занимающим лидирующие позиции в исламском мире, реально сблизиться и развивать нормальные отношения.  Впереди, предположительно, новое проявление вражды, способное вылиться даже в военную  фазу.

52.3MB | MySQL:103 | 0,452sec