Алжирские силовики противятся сокращению собственного бюджета

Новый премьер-министр АНДР Абдельмаджид Теббун сталкивается с серьезными проблемами в выполнении поставленных президентом страны Абдельазизом Бутефликой задач по сокращению ее государственных расходов.

По имеющимся данным, последний уже фактически «зарубил» предложенный черновой план по формированию бюджета на 2018 год, разработанный алжирским Министерством финансов.

Дело в том, что оно, наряду с предложением отказаться от целого ряда социальных статей и в том числе субсидий для населения и предприятий, а также дополнительно ограничить импорт иностранных товаров (вместе это может сэкономить около 10 млрд евро), попыталось «замахнуться» и на «силовые» расходы, в частности, армейские.

Дело в том, что сокращение одной «социалки» не в состоянии исправить в целом плачевную ситуацию с пополнением средств бюджета. В условиях, когда стоимость нефти балансирует в последнее время в районе 50 долларов за баррель, а цена на газ (главного алжирского экспортного товара) на мировых рынках привязана к ней, подобные меры в лучшем случае могут дать лишь временный эффект, но не решить проблему в принципе.

Дело в том, что главными статьями расходов АНДР является содержание гипертрофированного государственного аппарата, чиновничества и силовиков. Несмотря на то, что власти предпочитают скрывать точную стоимость их общего содержания для страны, в любом случае ежегодно они оцениваются в десятки миллиардов долларов.

Особое место здесь занимают траты на вооруженные силы, насчитывающие порядка 400 тысяч человек и располагающие тысячами современных единиц боевой техники. На их содержание в 2017 году власти отпустили 11 млрд долларов и по данному показателю Алжир занимает одно из первых мест в регионе.

Причем армейское руководство выступает решительно против предложений Минфина по секвестру данных расходов, мотивируя свою позицию тем, что «в условиях обострения многочисленных внешних и внутренних вызовов» это представляет огромную опасность для страны в целом.

Оно отстаивает имеющуюся огромную численность вооруженных сил тем, что «они требуются на надежное прикрытие сложной в инженерном и климатическом плане государственной границы, имеющую огромную протяженность в семь тысяч километров. Эта необходимость дополнительно диктуется учащением попыток откровенно враждебных Алжиру сил проникнуть на его территорию для развязывания здесь сирийского сценария».

В противном случае, как рисует ситуацию окружение начальника штаба вооруженных сил страны генерала Ахмеда Гаида Салаха, гарантировать это будет невозможно.

Нежелание снижать собственные расходы армейские генералы объясняют и тем, что с 2014 года военный бюджет и так уменьшился на 15.5 процентов в долларовом исчислении (главным образом из-за падения курса алжирского динара).

Между тем, независимые военные эксперты, как из АНДР, так и стран Запада, полагают, что безболезненно для обороны страны данная статья может быть сокращена до 6.5 млрд долларов.

К этому необходимо добавить, что ввиду заметного повышения мобильности алжирских вооруженных сил, достигнутой в результате их качественного технического обновления (например, они обладают крупнейшими в регионе логистическими способностями за счет наличия мощного корпуса военно-транспортной авиации), благодаря чему в считанные часы сравнительно крупные подразделения могут быть переброшены из одной части страны в другую.

Кроме того, потребность в содержании на границе крупных боевых подразделений может быть снижена и за счет проведения технического (в том числе электронного) ее оснащения, что в итоге в общем должно сэкономить государственные средства.

И, наконец, алжирские вооруженные силы в основном обновили свой технический парк и насущной потребности тратить все новые средства на закупки дорогостоящей военной техники сейчас нет.

Явно же избыточное выделение средств «на оборону» составляет предоставление алжирским генералам А.Бутефликой «кормления». Не случайно, что его представители активно скупают элитную недвижимость в Катаре и ОАЭ.

Между тем, президентская администрация оказывается в сложной ситуации: при снижении расходов на армию будет параллельно снижаться и лояльность правящему режиму генералов. И тот же А.Бутефлика прекрасно знает, исходя из истории собственной страны, что в каждом из случаев смены лидеров независимого Алжира армия оказывала важнейшее влияние. Особенно красноречиво это было продемонстрировано при свержении в 1965 г. Ахмеда Бен Беллы.

Между тем, уже предпринятые президентом превентивные меры по снижению влияния в армии Ахмеда Гаида Салаха не решают данной проблемы в принципе, ведь для общего сохранения лояльности армии А.Бутефлика должен обеспечить им прежний уровень кормления, что, однако, становится год от года все труднее ввиду прогрессирующего финансово-экономического кризиса.

Заметим, что сокращение военного бюджета несет в себе и другие очевидные затруднения для руководства страны, поскольку это автоматически подразумевает и секвестр расходов на других силовиков, включая спецслужбы и МВД, расходы на которых практически сопоставимы в общем исчислении по сравнению с армейскими.

Учитывая недовольство тех же полицейских имеющимся уровнем финансирования, наглядным свидетельством чему служит «осенний марш на столицу» полиции и жандармов, урезание расходов на этом направлении повлечет для себя другую серьезную угрозу для режима Бутефлики – потерю их лояльности в условиях накапливания протестных настроений.

То же самое можно сказать и про спецслужбы, руководство которых регулярно доносит о предотвращении террористических вылазок против АНДР. Даже если половина таких сообщений является «фейками», это не отменяет резкого ухудшения безопасности АНДР, исходящей из находящихся в условиях «брожения» Ливии, Мали и даже Туниса.

В таких условиях урезание бюджета «рыцарям плаща и кинжала» явно не выглядит своевременной мерой.

Причем следуя далее «логике сокращений», властям неизбежно придется подкреплять их необходимость параллельным уменьшением расходов на гражданскую часть аппарата, выросших с момента прихода Бутефлики к власти в 1999 г. в разы.

Учитывая все это, как представляется, президент пока не станет серьезно сокращать силовые (и в том числе оборонные) расходы.

В этих условиях задачи нового кабинета Абдельмаджида Теббуна представляются крайне трудновыполнимыми.

При таком раскладе можно предположить, что при формировании бюджета на 2018 год власти ограничатся при сокращении расходов, главным образом, лишь за счет социальной сферы. Тем более, что, по их расчетам, они имеют серьезную финансовую «подушку безопасности» в размере более 100 млрд долларов, накопленных в «тучные нефтегазовые годы».

Что же касается армейских генералов, то пока они выражают готовность лишь к распродаже части принадлежащей военному ведомству собственности, поскольку в таком случае они также получат часть выручки.

Все это не решает проблему перерасхода средств на силовиков, крайне необходимых для проведения давно назревшей модернизации страны. Соответственно, как представляется, властям неизбежно придется уже вплотную столкнуться с данным вызовом не позднее 2019 – 20 гг.

52.24MB | MySQL:103 | 0,520sec