Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5 — 11 июня 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с конфликтом между группой арабских стран и Катаром, а также решением руководства курдского автономного района Ирака провести 25 сентября 2017г. референдум о независимости региона.

5 июня Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет объявили о разрыве дипотношений с Катаром. Их примеру последовали некоторые арабские и ряд африканских стран. КСА, ОАЭ, АРЕ и Бахрейн заявили, что, данное решение было принято «для защиты безопасности» своих стран от угрозы терроризма и экстремизма и в связи с тем, что Катар продолжает поддерживать терроризм и экстремистскую идеологию, в том числе такие организации как «Исламское государство» (ИГ), «Аль-Каида» и «Братья-мусульмане» (все три запрещены в РФ), а также группировки, связанные с Ираном, укрывает на своей территории лидеров экстремистов, вмешивается во внутренние дела арабских государств, что дестабилизирует ситуацию в регионе.

Помимо разрыва дипотношений Катар был исключен из возглавляемой КСА коалиции, воюющей против мятежников-хоуситов и сторонников бывшего президента А. А. Салеха в Йемене. Было объявлено о прекращении морского, наземного и авиасообщения с Катаром, запрете транзита грузов в эмират, высылке катарских подданных, запрете своим подданным посещать Катар, закрытии офисов катарской телекомпании «Аль-Джазира», прекращении финансовых операций с финансовыми организациями Катара в катарской валюте. Египет, КСА, ОАЭ и Бахрейн также включили 59 подданных Катара и 12 катарских структур в список лиц и организаций, поддерживающих терроризм. Таким образом, Катар оказался в политической и экономической изоляции соседних государств. Вместе с тем, в Эр-Рияде и Абу-Даби заявили: «Мы не ставим целью изменить правящий в Дохе режим», но «хотим, чтобы Катар изменил свою политику». В целом, как считают эксперты, «соседи Катара решили, что ему пришло время расплатиться за слишком вызывающую политику в регионе». Катар же заявил, что считает действия в отношении эмирата неоправданными, а обвинения в свой адрес — беспочвенными.

Конфликтная ситуация вокруг Катара вызвала неоднозначную реакцию в мире и регионе. Развернулась активная деятельность по поиску путей урегулирования возникшего кризиса. Лидеры западных стран опасаются возможной эскалации «аравийского кризиса» и выступают за его разрешение путем диалога. США призвали КСА, Египет и другие государства, а также Катар как можно скорее урегулировать свои противоречия и предложили свою помощь в этом вопросе. В Вашингтоне при этом заявили, что разрыв рядом арабских стран дипломатических отношений с Катаром — дело этих государств. В то же время президент США Д. Трамп заявил, что «Катар, к сожалению, исторически занимался финансированием терроризма на очень высоком уровне». По словам Д. Трампа, США призывали эмират прекратить финансирование экстремистских группировок. 9 июня госсекретарь США Р. Тиллерсон призвал КСА, ОАЭ и Египет ослабить экономическую блокаду Катара, на что эти страны ответили молчанием.

Президент России В. Путин в разговоре с эмиром Катара Тамимом подтвердил принципиальную позицию РФ «в пользу урегулирования кризисных ситуаций политико-дипломатическими методами, путем диалога». 10 июня глава МИД Катара Мухаммед  Аль Тани посетил Москву, где провел переговоры с российским коллегой С. Лавровым. С. Лавров подчеркнул, что Москва заинтересована в разрешении противоречий между Катаром и разорвавшими с ним дипломатические отношения странами путем диалога, с тем, чтобы эти разногласия не препятствовали усилиям по борьбе с терроризмом. При этом РФ привержена своей принципиальной позиции невмешательства во внутренние дела суверенных стран. Катарский министр поблагодарил Россию за поддержку в преодолении кризиса, разгоревшегося вокруг эмирата.

Турция заняла позицию поддержки Катара. Президент страны Р. Т. Эрдоган заявил, что изоляция Катара, в том числе введение санкций, не поможет разрешению кризиса в отношениях этой страны с Египтом и КСА, добавив, что Турция прилагает усилия для разрешения кризиса вокруг Катара. Р. Т. Эрдоган также призвал арабские государства полностью снять блокаду эмирата. Парламент Турции 7 июня одобрил закон, позволяющий разместить турецких военнослужащих на базе в Катаре.

Иран также встал на сторону Катара и направил в соседнюю страну самолеты и суда с продовольствием. В Тегеране призвали Катар и другие страны Персидского залива к диалогу и урегулированию разногласий. Катар же «расценивает диалог с Ираном как позитивный и стремится поддерживать его в будущем».

Судан, Тунис, Алжир и Марокко выразили свою озабоченность решением ряда арабских стран прекратить дипотношения с Катаром и призывали к нормализации отношений между государствами региона. Посреднические услуги в преодолении конфликта оказывают сторонам Кувейт и Оман.

Жесткую позицию по отношению к Катару продолжает занимать Саудовская Аравия. В Эр-Рияде категорически требуют от Дохи прекращения поддержки экстремистских группировок. Глава МИД КСА А. аль-Джубейр заявил 7 июня, что ССАГПЗ не нуждается в помощи извне для разрешения кризиса с Катаром.

До 300 тыс. египтян работают в Катаре. Власти Египта заявили, что в случае необходимости готовы всех их вывезти. При этом Центробанк АРЕ не только не прекратил отношения с банками Катара, но и призвал все египетские банки и обменные пункты не прекращать операции с катарским риалом. МВД Египта значительно ужесточило меры безопасности в стране и повысило степень готовности силовых структур «в связи с ситуацией в регионе».

Катар отвергает обвинения в своей причастности к поддержке террористических группировок и радикальной идеологии в регионе и заявляет о намерении урегулировать разногласия с другими странами путем диалога. В то же время Доха отвергает возможность изменения своего внешнеполитического курса, чтобы урегулировать возникший конфликт. Глава МИД эмирата Мухаммед  Аль Тани заявил 8 июня: «Мы не готовы сдаться и никогда не будем готовы отказаться от независимости нашей внешней политики». Руководство телеканала «Аль-Джазира» также заявило, что не будет менять редакционную политику, несмотря на кризис между арабскими странами и Катаром.

Для страны, которая фактически полностью зависит от импорта товаров, в первую очередь продовольствия, закрытие границ представляет серьезную угрозу безопасности. В создавшейся ситуации катарское правительство принимает меры для обеспечения нормальной жизнедеятельности эмирата. Подразделения ВС Катара, задействованные в операциях в Йемене, возвращены на родину. Власти Катара разрешили гражданам и подданным государств, разорвавших с ним дипломатические отношения, остаться на территории страны в соответствии с действующим законодательством.

В Пентагоне заявили, что дипломатическая и экономическая блокада Катара, объявленная рядом арабских стран, не повлияла на текущую работу базы вооруженных сил США Эль-Удейд на территории эмирата. «Однако сложившаяся кризисная ситуация затрудняет долгосрочное планирование военных операций США на Ближнем Востоке».

В Ираке 7 июня большинство партий автономного района Курдистан договорились провести референдум о независимости региона 25 сентября 2017г. При этом голосование пройдет и на спорных территориях, в том числе в Киркуке. Это шаг не поддержали партии «Горран» и «Исламская группа Курдистана», заявившие, что решение о референдуме может принимать только курдский региональный парламент, работа которого приостановлена с октября 2015г. Глава курдской автономии М. Барзани 8 июня приказал Высшей независимой избирательной комиссии Курдистана организовать проведение референдума 25 сентября. Его участникам необходимо будет ответить на вопрос: «Согласны ли вы, что регион Курдистан и районы Курдистана за пределами администрации региона должны быть независимой страной?»

Решение курдского руководства о проведении референдума по независимости Иракского Курдистана получило негативную оценку в Ираке и за рубежом. В Багдаде заявили, что власти Ирака выступают против любых односторонних шагов со стороны курдского руководства о проведении референдума о независимости. «В соответствии с конституцией, определяющей отношения между федеральным правительством и Иракским Курдистаном, ни одна из сторон не вправе определять свою судьбу в отрыве от других». Иракский туркоманский фронт категорически не приемлет референдум по вопросу независимости в районах, где компактно проживают туркоманы и не допустит его проведения «в таких городах, как Киркук, Талль-Афар и Туз-Хурмату, где компактно проживают туркоманы». В МИД России заявили, что Москва «выступает в поддержку единства и территориальной целостности Ирака при безусловном уважении и соблюдении законных прав всех его национальных и конфессиональных групп, крупнейшей из которых являются курды». В Госдепартаменте США выразили «обеспокоенность властям Иракского Курдистана тем, что проведение референдума — даже если он носит необязательный характер — в данный момент отвлечет от более насущных, приоритетных задач», в их числе разгром ИГ. Вашингтон поддерживает «единый, стабильный и демократический» Ирак, но считает, что данный вопрос – «дело самого Ирака». МИД Турции назвал референдум о курдской независимости, «ужасной ошибкой», подчеркнув, что территориальная целостность и политическое единство Ирака являются основополагающими принципами для Анкары. Иран выступает за единство территории Ирака, и регион Иракского Курдистана является неотъемлемой его частью, заявили в МИД ИРИ. Евросоюз также негативно отнесся к курдскому референдуму и выступил за сохранение единства иракского государства. Глава МИД ФРГ З. Габриэль считает, что ставить под вопрос единство Ирака – «это неправильный путь».

9 июня в Минобороны РФ заявили, что ситуация в Сирии кардинально улучшилась после подписания в Астане 4 мая меморандума о создании зон деэскалации. «Фактически остановлена гражданская война в Сирии». На минувшей неделе правительственные войска САР и союзные им силы продолжали успешное наступление на востоке провинции Алеппо. Передовые подразделения ВС САР вышли к линии фронта, контролируемой поддерживаемыми США формированиями «Сил демократической Сирии» (СДС). Кроме того, сирийская армия вместе с проправительственными шиитскими формированиями вышла к границе Сирии и Ирака в районе 50 км к северо-востоку от городка Ат-Танаф, в обход мест, контролируемых вооруженной оппозицией, поддерживаемой США. ВВС западной коалиции 6 и 8 июня нанесли удары по отрядам проправительственных сил Сирии в районе Ат-Танаф. Россия назвала эти действия «актом агрессии». В МО РФ подчеркивают, что группировки боевиков ИГ под Пальмирой и Дейр эз-Зором усиливаются из-за действий международной коалиции. «Возглавляемая США коалиция, включающая курдские вооруженные отряды, беспрепятственно пропускает боевиков ИГ, выходящих из района Ракки, вместо их уничтожения, которые без боя сдают занятые ими населенные пункты и направляются в те провинции, где активно действуют сирийские правительственные силы». Формирования СДС при интенсивной поддержке авиации западной коалиции на минувшей неделе вошли в Ракку, заняв отдельные районы города.

Президент России В. Путин заявил 9 июня, что у Сирии появился реальный шанс укрепить режим прекращения огня. Путин пояснил, что появление «обнадеживающих моментов» в сирийском кризисе напрямую связано с астанинскими переговорами при посредничестве РФ, Ирана и Турции.

7 июня в Иране группа террористов ворвалась в мавзолей имама Хомейни в 40 км к югу от Тегерана. Вторая группа атаковала здание парламента ИРИ. Еще одна группа террористов был обезврежена до начала нападения. В результате терактов погибли 17 и пострадали 52 человека. Ответственность за акции взяло на себя ИГ. КСИР же обвинил КСА в причастности к совершенным в стране терактам. Президент США Д. Трамп выразил сочувствие жителям Ирана в связи с терактом в Тегеране, предупредив при этом, что «страны — спонсоры терроризма сами могут стать целью для экстремистов».

 

Приложение

 

 

О Национальной гвардии Саудовской Аравии

 

 

Саудовская арабская национальная гвардия (САНГ) была создана в 1958 г. и в настоящее время занимает особое место в военной системе королевства, представляя собой важнейшую силовую структуру, обеспечивающую внутреннюю безопасность в стране и безопасность правящей династии Аль Саудов. Одновременно с этим САНГ выполняет «роль щита и против возможного внешнего вторжения».

Национальная гвардия насчитывает 100 тыс. человек и состоит из регулярных формирований (75 тыс. человек) и вооруженных отрядов племен (25 тыс. чел.). По своей численности САНГ вполне сопоставима с вооруженными силами королевства (124,5 тыс. человек, из них сухопутные войска – 75 тыс. человек). Более того, гвардейцев власти рассматривают в качестве своеобразной «второй армии», способной действовать самостоятельно в случае возникновения угрозы правящему режиму.

Национальная гвардия подчиняется непосредственно королю и управляется созданным в мае 2013 г. министерством САНГ и штабом, расположенными в Эр-Рияде. Штаб САНГ координирует свои действия с Министерством обороны и авиации, генеральным штабом ВС КСА, силами безопасности МВД и полиции. Национальная гвардия имеет свой устав, знамя, бюджет и материально-технические средства. Все ведущие командные должности в САНГ занимают члены королевской семьи. С 2010 г. главнокомандующим САНГ (а с 2013 г. – министром) является принц Мутааб – сын саудовского короля Абдаллы (2005 – 2015 гг.). Он имеет воинское звание корпусной генерал и входит в состав Совета национальной безопасности КСА. Военное образование Мутааб получил в британской военной академии в Сандхерсте.

На формирования САНГ возложено решение следующих основных задач: поддержание внутренней безопасности и стабильности в королевстве, включая проведение специальных операций по обеспечению порядка; защита и охрана жизненно важных объектов — правительственных учреждений, религиозных центров, нефтепромыслов и других предприятий нефтяной отрасли, важнейших морских портов и аэродромов; обеспечение безопасности и прикрытие государственных границ (совместно с силами пограничной охраны). Одной из главных функций нацгвардии является обеспечение безопасности и охрана членов королевской семьи, в том числе королевского дворца. В случае возникновения внешней угрозы безопасности саудовского государства САНГ должна совместно с армией участвовать в ее отражении.

В административно-территориальном отношении соединения и части Национальной гвардии распределены по трем округам: Центральному (Эр-Рияд), Восточному (Даммам) и Западному (Джидда). Соединения и части САНГ дислоцированы вблизи Эр-Рияда и летней резиденции короля в Эт-Таифе, в Мекке и Медине, во всех провинциальных центрах страны, вдоль Трансаравийского нефтепровода, в районах нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов в Восточной провинции.

Организационно САНГ состоит из 10 бригад (механизированных – 4, легких пехотных – 5, королевской охраны — 1), кавалерийского эскадрона (для церемониальных целей), а также частей боевого и тылового обеспечения. В 2006 г. в национальной гвардии было создано авиационное командование. По заявлению принца Мутааба, со временем планируется создать специальное женское подразделение национальных гвардейцев.

На вооружении САНГ имеется 70 буксируемых гаубиц калибра 105 и 155 мм, минометы калибра 81 и 120 мм, противотанковые ракетные комплексы и противотанковые орудия, около 2500 бронетранспортеров, свыше 520 разведывательных бронемашин, а также более 1100 модульных боевых бронированных машин LAV (Piranha) канадского производства, в том числе машины с 90-мм орудиями (LAV-90), с ПТРК «ТОУ», 120-мм минометами, медико-эвакуационные и др.

Иррегулярные формирования САНГ (26 полков) выполняют задачи по охране государственных границ и обеспечению порядка и безопасности в наиболее важных населенных пунктах и районах королевства. Правящий режим через командиров этих полков поддерживает контакты с шейхами племен.

Отличительной чертой саудовской нацгвардии является способность к развертыванию в нужном районе в короткие сроки. С этой целью особе внимание в ходе боевой учебы уделяется совершению маршей на большие расстояния. Отметим, что уровень интенсивности боевой подготовки формирований САНГ в целом несколько выше, чем в армии и, соответственно, уровень подготовки личного состава национальной гвардии лучше, чем в сухопутных войсках. Гвардейцы также обучаются борьбе с террористами, боевым действиям в городских условиях, ведению противопартизанских и противоповстанческих операций. Полевые тактические учения проводятся в основном на ротном и батальонном уровнях. Национальная гвардия располагает хорошей учебно-материальной базой. В частности, с помощью специалистов из США созданы и действуют учебные мини-центры, оснащенные самыми современными тренажерами и другим учебным оборудованием.

Вместе с тем, хотя САНГ имеет приоритет перед армией в комплектовании личным составов и оснащении современными образцами вооружения, очень серьезной проблемой остается «плохое состояние общей тактической выучки среднего и высшего командного состава, а также слабый уровень морально-волевых качеств непосредственно сержантского и рядового состава. Все это стало особенно очевидно во время попытки той же САНГ разгромить йеменских повстанцев-хауситов, когда она потерпела очень существенное поражение, несмотря на техническое и численное превосходство». Слабой стороной САНГ остается отсутствие собственной тяжелой бронетехники (танков), средств авиационной поддержки, вооружения ПВО и самоходной артиллерии.

Власти КСА уделяют повышенное внимание улучшению технической оснащенности национальной гвардии. В войска регулярно поступает современное вооружение и различные технические средства. Особое внимание при этом уделяется приобретению вертолетной техники для авиационного командования САНГ, с тем, чтобы превратить эту структуру в эффективное боевое формирование. Всего к 2021 г. планируется сформировать три авиационные бригады, которые будут иметь на вооружении 156 летательных аппаратов. Поставки вертолетов из США для нацгвардии КСА начались в 2013 г. Тогда саудовцы получили 12 учебных вертолетов MD-530F. К февралю 2017 г. США поставили 24 многоцелевых вертолета UH-60M «Блэк Хоук» и 12 боевых вертолета AH-64E «Апач Гардиан», а передача саудовцам первых 12 из 24 заказанных легких боевых вертолетов AH-6i «Литтл Бёрд» осуществлена 4 июня, что позволит завершить формирование 1-й авиационной бригады САНГ в районе Хашм Аль Ан недалеко от Эр-Рияда. Вторую авиационную бригаду планируется сформировать в 2019 г., и третью авиабригаду – в 2021г. Параллельно создается необходимая инфраструктура поддержки. Помимо трех строевых соединений, в 2018 г. в Дирабе (предместье Эр-Рияда) планируется сформировать 4-ую учебную бригаду. Создание авиационной компоненты САНГ должно быть полностью завершено к 2023 г. Ведутся переговоры о поставках для нацгвардии американских беспилотников и тяжелых противотанковых ракетных комплексов.

Рядовой и унтер-офицерский нацгвардии комплектуется из представителей бедуинских племен, известных своей лояльностью трону (преимущественно из центрального региона Неджд). Постоянным поставщиком наиболее благонадежных офицерских кадров для САНГ, остается племенная аристократия, выходцы из «благородных» суннитских племен, известных своей преданностью королю и династии. Офицеров для нацгвардии готовят в колледже им. короля Халеда. В него принимают только саудовских подданных, родившихся и воспитывавшихся на территории королевства. При колледже действуют курсы для подготовки офицеров из числа выпускников гражданских вузов, а также курсы переподготовки офицерского состава. Высшие командные кадры обучаются в Академии САНГ. Ежегодно несколько десятков офицеров нацгвардии направляются на подготовку в США. В САНГ работают американские инструкторы и советники из числа военнослужащих сил специальных операций ВС США (находящихся в запасе и действующих).

Ежегодно САНГ совместно с армией оказывают значительную помощь саудовским властям в деле организации и проведения хаджа к святым местам ислама. Гвардейцы и военные развертывают полевые госпитали, помогают полиции в регулировании движения, участвуют в мероприятиях по культурному и информационному обеспечению паломников.

Таким образом, САНГ является важнейшим и самым надежным силовым инструментом в руках правящей династии в деле защиты монархического режима и поддержания внутриполитической стабильности в королевстве, на которую власти вполне могут опереться в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

52.3MB | MySQL:103 | 0,628sec