Алжир: Франция пытается разделить ответственность за Сахель

Алжирские источники сообщают, что новый французский президент Эммануэль Макрон стремится найти выход из затянувшейся дорогостоящей операции в Мали, которая за несколько лет своего проведения не дала практических результатов в деле ликвидации действующих здесь террористических группировок и «сшивания» этой страны, все более демонстрирующей себя очередным falled state («несостоявшимся государством»).

Более того – как показывает динамика боестолкновений, вылазок боевиков и растущих потерь французских военных, ситуация здесь лишь ухудшается. Иностранные силы контролируют в Мали (да и то относительно) лишь самые крупные населенные пункты, тогда как коммуникации между ними нередко перерезают повстанцы. Этому способствует неспособность Парижа добиться экономической и политической стабилизации данного государства.

Бесперспективность дальнейшего пребывания в Мали французских войск стала очевидна еще при администрации Франсуа Олланда, и новый президент Эммануэль Макрон ищет срочного выхода из создавшегося положения.

Сложность ситуации для него заключается в том, что Париж не может просто так все «оставить и бежать», как это, к примеру, произошло в 1950-е гг. в Индокитае. Во-первых, ему необходимо обставить такой уход так, чтобы он не выглядел «политическим Дьен-Бьен-Фу» — иными словами, серьезным поражением Франции.

Во-вторых, что не менее важно, ему необходимо «уйти чтобы остаться». Необходимо напомнить, что одной из самых важных причин ввода в Мали французских войск были опасения относительно общего ухудшения положения в регионе Сахеля, угрожающего ситуации в стратегически важной для Франции стране – Нигере, откуда она получает около 70 процентов уранового сырья для своей атомной отрасли, являющейся предметом «технологической гордости» Парижа и одним из немногих крупных достижений страны с момента окончания Второй мировой войны.

Соответственно, ослабление военного присутствия Франции в регионе способно нанести по ее стратегическим интересам серьезный удар.

В этих условиях французкое руководство пытается переложить ответственность за поддержание стабильности в Сахеле вообще и Мали в частности на международное сообщество.

Так, 12 июня Париж попытался провести через Совет Безопасности ООН решение о том, посредством которого с него снимались затраты по поддержанию безопасности в Мали и регионе. Его предложение состояло в развертывании здесь «региональных сил G5» (Чад, Мали, Буркина-Фасо, Мавритания и Нигер) под эгидой Франции, но при финансировании ООН.

Особенно примечательно, что эту попытку торпедировали прежде всего США и Великобритания. Подобная ситуация вынуждает вспомнить ситуацию 1954 г. в Индокитае, когда союзники по западному блоку фактически оставили Францию «один на один с коммунистической угрозой».

Это во многом, по мнению ряда французских историков и политиков, и привело в конечном итоге к поражению и последующему развалу колониальной империи Франции.

Между тем, Вашингтон и Лондон мотивируют подобную политическую «подставу» в отношении Франции тем, что «развертывание региональных сил не требует разрешения ООН».

За этим кроется явное нежелание администрации американского президента Дональда Трампа расходовать средства на операции, которые она не считает для себя актуальными. Так, согласно данным алжирских источников, с июля текущего года США вообще намерены снизить со своей стороны на 100 млн долларов финансирование миротворческих операций ООН за рубежом.

В свою очередь, французское руководство не теряет надежды переложить хотя бы часть региональной ответственности на другие страны, в частности, Египет и особенно Алжир.

Так, например, еще в ходе своего визита в АНДР в начале 2017 года Эммануэль Макрон, когда он имел еще статус кандидата в президенты Франции, предложил алжирскому руководству «установить» стратегические партнерские отношения друг с другом.

Среди его предложений были: «отказ от взаимных исторических претензий» с предложением признать за Алжиром «более высокий региональный статус», предоставив ему карт-бланш на «наведение порядка» в Ливии и странах Сахеля.

С этой же целью уговорить АНДР более активно осуществлять свое «зарубежное влияние» ее посещали и другие высокопоставленные представители французского военно-политического руководства, включая министра обороны. Последний по времени такой визит состоялся в июне.

Таким образом, с приходом к власти Э.Макрона Париж модернизировал свои прежние предложения Алжиру, чтобы использовать его в своих интересах.

Однако становиться «французским жандармом» в регионе АНДР, во всяком случае, при нынешнем ее руководстве, не намерена. Представители алжирского военно-политического руководства отдают себе отчет в том, что такие «подарки» от Парижа будут очень дорогостоящими для Алжира не только в плане материальном, но и политическом и исправлять чужие «ошибки», сделанные в регионе еще при президенте Николя Саркози, они явно не стремятся.

По их мнению, именно Франция несет основную ответственность за дестабилизацию Мали, ставшую следствием свержения режима М.Каддафи в Ливии, в чем Париж сыграл одну из главных ролей.

Между тем, представители алжирского руководства не желают давать Э.Макрону однозначно отрицательный ответ и заявляют о готовности поддерживать французскую операцию в Мали, сохраняя для этого открытым свое воздушное пространство.

В любом случае, это никоим образом не решает для Парижа становящуюся все более острой проблему выбора дальнейших действий в Сахеле.

52.26MB | MySQL:103 | 0,655sec