К развитию катарского кризиса

Кризис в отношениях между Катаром и тремя государствами ССАГПЗ, а также Египта начинает сбавлять обороты и постепенно переходит из острой в вялотекущую стадию. Тем не менее, никакого примирения сторон не состоялось и в ближайшем будущем не предвидится. Не состоялось и никакого эффективного посредничества в разрешении данного конфликта. Эмир Кувейта не преуспел в своей посреднической миссии, а Вашингтон попросту не стал заниматься примирением сторон, не позволив КСА наращивать давление на своего соседа. По существу мы имеем дело с паузой в развитии конфликта. Его исход может во многом повлиять на геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке.

Относительное облегчение в ситуации Катар объясняется тем, что Дохе удалось найти общий язык с Вашингтоном. Как мы и говорили ранее, для этого потребовался финансовые затраты в форме покупки Катаром 36 американских военных самолетов на общую сумму 12 миллиардов долларов. Сделка была анонсирована 14 июня. «Покупка самолетов на сумму 12 миллиардов долларов дает военно-воздушным силам Катара достаточные возможности и увеличивает сотрудничество в сфере безопасности и оперативное взаимодействие между США и Катаром», — говорится в официальном заявлении Пентагона. Интересно повел на слушаниях сенатского комитета  по вооруженным силам (слушания были посвящены утверждению военного бюджета на 2018 год) министр обороны США генерал Джеймс Мэтис. Шефу Пентагона был задан вопрос о том, как согласуются заявления президента Дональда Трампа о поддержке Катаром международного терроризма и призывы госсекретаря Рекса Тиллерсона к сдержанности и к ослаблению блокады Катара. Дж.Мэтис без обиняков сказал: «И то, и другое верно». Состоявшиеся затем совместные маневры ВМС США и Катара показали фиктивность морской блокады эмирата.

Неизвестно, какую роль сыграл в восстановлении добрых отношений Катара и США катарский принц Хамад бен Джасем Аль Тани, находящийся в настоящее время в Вашингтоне. Напомним, что Хамад бен Джасем, выполнявший до 2013 года обязанности министра иностранных дел эмирата, сыграл одну из ключевых ролей на начальном этапе «арабской весны». Он во многом был архитектором свержения режима Муаммара Каддафи в Ливии, прихода к власти в Египте движения «Братья-мусульмане» и дестабилизации правительства Башара Асада на начальном этапе в Сирии. После смены власти в Катаре в 2014 году Хамад бен Джасем ушел в тень, занявшись руководством Катарского управления по инвестициям и выстраиванием финансовой империи Дохи. Его первое за три года появление на публике говорит о том, что катарские власти всерьез обеспокоены развитием конфликта и решили привлечь к его урегулированию тяжеловеса. Это появление состоялось на американском телеканале PBS. Представляет интерес вопрос, почему Хамад бен Джасем озвучил позицию Дохи не на телеканале «Аль-Джазира», а в интервью американской телекомпании? Во-первых, его разъяснения предназначались для американской, а не для арабской аудитории, чтобы снять с эмирата обвинения в поддержке терроризма. Во-вторых, озвучивание Хамадом бен Джасемом официальной позиции Дохи должно было продемонстрировать единство правящей семьи Аль Тани и исключить спекуляции о каком-либо   расколе.

В ходе интервью Хамад бен Джасем признал ошибки прошлых лет в части, касающейся поддержки радикальных исламистских организаций в Сирии, отметив, впрочем, что те же самые ошибки совершала и Саудовская Аравия. По его словам, сейчас поддержка радикалов бумерангом ударяет по самим аравийским монархиям. Впрочем, катарский принц говорил только о Сирии, ни словом не упомянув о политике Катара в Ливии и в Египте. Одновременно Хамад бен Джасем предрек распад Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). По его словам, «Неизвестно, долго ли протянет  Совет сотрудничества, если его самое большое государство (Саудовская Аравия) будет делать все, что оно хочет без оглядки на других. То, что произошло с Катаром, может произойти и с другими государствами Залива».

В газете «Рай аль-Йаум», издающейся в Лондоне появилась информация о тех десяти требованиях, которые коалиция в составе КСА, АРЕ, ОАЭ и Бахрейна выдвинула Катару. Во-первых, это публичное извинение эмира Катара правителям соседних монархий Залива за поддержку антиправительственных сил и политические интриги. Во-вторых, прекращение всех контактов Дохи с египетскими «Братьями-мусульманами», включая высылку их представителей из Катара, прекращение прямой и непрямой финансовой поддержки, прекращение всех встреч катарских официальных лиц с «братьями» в третьих странах, особенно в Лондоне. В-третьих, закрытие всех СМИ, включая электронные и социальные сети, которые могут нанести ущерб безопасности стран ССАГПЗ и Египта. В-четвертых, выдача всех оппозиционеров из стран Залива, ведущих политическую деятельность в Катаре. В-пятых, прекращение всех независимых политических отношений с Ираном как с государством, «поддерживающим терроризм». В-шестых, разрыв всех отношений с организациями ХАМАС и «Хизбалла», включая закрытие офиса ХАМАСа в Катаре. В-седьмых, Катар должен принять на себя обязательство не предпринимать никаких политических шагов, идущих в разрез с национальными интересами других государств Залива. В-восьмых, закрытие всех научно-исследовательских центров и институтов на территории Катара, деятельность которых нанесла ущерб безопасности стран СССАГПЗ и Египта. В-девятых, Катар должен принять обязательство не входить ни в какие политические или военные коалиции, которые могут принести вред государствам ССАГПЗ, особенно с Ираном и Турцией. В-десятых, Доха должна восстановить нормальные политические отношения с Египтом. Принятие этих условий фактически означает потерю Катаром национального суверенитета.

Нынешний кризис в Заливе возник неслучайно. Он означает смену геополитических приоритетов на Ближнем Востоке, так же как и смену внешнеполитических приоритетов США. В период администрации Барака Обамы Вашингтон пытался реализовать проект «Большого Ближнего Востока», сменив авторитарные режимы в регионе на правление «исламских демократов» из числа «Братьев-мусульман». Многие политические протестные выступления в странах Ближнего Востока были подготовлены американскими научно-аналитическим центрами, базирующимися на территории Катара. В дохийском Городе образования функционируют филиалы RAND Corporation, Института Brookings, Джорджтаунского и Северо-Западного университетов. Привлечение «Братьев-мусульман» как новой перспективной политической силы на Ближнем Востоке, на которую надо делать ставку, оставив на произвол отжившие диктаторские режимы (типа режима Х.Мубарака в Египте) входило в планы таких американских центров как Центр изучения ислама и демократии (CSID), Проекта ближневосточной демократии (POMED), Сабановского центра Института Brookings. Результатом стал неуправляемый хаос и разгул терроризма в регионе. В настоящее время целью США является поддержка не «арабских революций», а «арабской контрреволюции», признанным лидером которой является Саудовская Аравия. В связи с этим можно прогнозировать дальнейшее снижение роли Катар и вытеснение его из геополитически значимых проектов.

52.21MB | MySQL:103 | 0,611sec