Палестинцы разочарованы посредничеством представителей администрации президента Дональда Трампа

Заместитель председателя Политбюро ХАМАСа Муса Абу-Марзук опубликовал 29 июня в «Твиттере» заявление, согласно которому «политика США указывает на то, что они (американцы – В.Ч.) хотят создать палестинское государственное образование, но не независимое государство. Американская политика подталкивает к реализации программы конфедерации с Иорданией и с Египтом. По их мнению, так будет можно решить проблему (палестинских арабских – В.Ч.) беженцев и дать евреям возможность достижения всеобщего регионального мира».

Это пессимистическое заявление Мусы Абу-Марзука, считающегося представителем прагматического крыла ХАМАСа, присоединяются  к пессимизму лидеров Палестинской национальной администрации (ПНА) относительно политики нынешней администрации США, направленной на разрешение израильско-палестинского конфликта. Согласно сообщениям израильских СМИ, высокопоставленные чиновники ПНА в Рамалле, контролируемой движением ФАТХ, утверждали после недавней встречи главы ПНА Махмуда Аббаса (Абу-Мазена) со специальными посланниками президента США Дональда Трампа – Джейсоном Гринблатом и Джерадом Кушнером, что палестинскому лидеру стало ясно, что американское посредничество нечестное и что американцы открыто склоняются в сторону израильской позиции.

Уместно при этом напомнить о том, что оба упомянутых американских посредника — и Джейсон Гринблат, и зять президента США Джерад Кушнер – этнические евреи, причем евреи, соблюдающие религиозные традиции иудаизма и не скрывающие этого. Данное обстоятельство, естественно, лишь усилило ощущение палестинцев, что они, а вместе с ними и вся новая американская администрация, в отличие от прежней администрации президента Барака Обамы, не просто симпатизируют израильтянам, но и, по сути, стоят на их стороне.

В ходе встреч Абу-Мазена со специальными посланниками президента США, согласно утверждению упомянутых высокопоставленных палестинских чиновников, глава ПНА пытался обсуждать с ними такие принципиальные с точки зрения палестинского руководства вопросы, связанные с урегулированием отношений с Государством Израиль, как проблема возвращения палестинских арабских беженцев войны 1948-1949 гг. (а в реальности – их потомков) и определение границ гипотетического палестинского арабского государства. Однако и Джейсон Гринблат, и Джерад Кушнер не стали обсуждать эти темы, а снова и снова возвращались к израильскому требованию, чтобы ПНА прекратила выплаты зарплат палестинским террористам, отбывающим сроки в израильских тюрьмах. Еще одно их требование сводилось к прекращению подстрекательства против Израиля и евреев в официальных СМИ ПНА и в ее системе образования. В результате взаимопонимание между палестинской и американской сторонами не было достигнуто, и переговоры со специальными посланниками президента США фактически зашли в тупик.

Следует особо отметить, что упомянутый в заявлении Мусы Абу-Марзука план создания конфедерации как основы для решения палестинской проблемы уже неоднократно обсуждался в прошлом. Предлагались различные варианты подключения к решению палестинской проблемы Иордании и Египта. В частности шла речь о передаче полномочий по управлению палестинскими арабами, проживающими в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) Иордании и о фактическом превращении Иордании в палестинское арабское государство. Учитывая, что Западный берег находился в 1949-1967 гг. под контролем Иордании и даже был аннексирован ею, административный контроль иорданцев над арабами этих районов в рамках конфедерации не представляется нереальным. К этому следует добавить, что более половины населения нынешней Иордании составляют выходцы с Западного берега и их потомки (не говоря уже о том, что нет языкового и культурного различия между арабами Западного и Восточного берега Иордана), что позволяет при желании рассматривать Иорданию в качестве государства, представляющего собой реализацию права палестинских арабов на самоопределение. Уместно вспомнить, что именно на таком варианте настаивали в прошлом израильтяне, памятуя о том, что изначально территория нынешней Иордании включалась в состав британской подмандатной территории Палестины/Эрец-Исраэль и должна была стать частью обещанного сионистскому движению «декларацией Бальфура» в 1917 году «еврейского национального очага». Согласно этой логике, раздел Палестины/Эрец-Исраэль между евреями и арабами уже произошел, и арабы получили более 70% ее изначальной территории (Восточный берег Иордана). ПНА и ХАМАС, естественно отвергают такой подход.

Важно напомнить и о том, что контролируемый ХАМАСом сектор Газа отделен от Западного берега суверенной территорией Израиля. С Иорданией он не граничит и, по логике проекта конфедерации, должен быть связан с Египтом. Египет контролировал сектора Газа с 1948 по 1967 год с перерывом в 1956-1957 гг., когда он был оккупирован Израилем. Однако,  отличие от иорданцев, аннексировавших Западный Берег, египтяне не аннексировали сектор Газа и не предоставили его жителям египетского гражданства. Египтяне говорят на диалекте арабского языка, который заметно отличается от бытующего в Газе сиро-палестинского диалекта. Поэтому возможность конфедерации сектора Газа с Египтом представляется гораздо более проблематичной, чем возможность конфедерации арабов Западного берега с Иорданией.

Так или иначе, планы решения палестинской проблемы на основе конфедерации никогда не выходили в прошлом за рамки теоретического обсуждения и никогда не становились предметом практической реализации. Все сказанное позволяет в сумме сделать предположение, что мы являемся свидетелями первых признаков провала попыток администрации президента Дональда Трампа достичь урегулирования между Израилем и палестинцами.

52.19MB | MySQL:103 | 0,526sec