По мнению специалистов НОАК по афганской проблематике, военно-политическое руководство КНР должно осознать необходимость принятия следующих мер.
Во-первых, кроме контактов на высшем уровне необходимо создать механизмы (рабочие/консультативные группы), которые позволят вести обмен информацией между сторонами, а также консультировать китайских предпринимателей о ситуации в том или ином регионе Афганистана, поскольку около 50% территории этого государства контролируют местные полевые командиры, а не центральное правительство.
Во-вторых, необходимо как можно активнее привлекать афганских предпринимателей на китайский рынок, рекламировать афганские товары и сырье в южных и восточных провинциях КНР. В этих целях Управление железных дорог КНР должно проработать варианты уплотнения графика грузовых перевозок в западном направлении.
В-третьих, руководство провинций должно обратить внимание на создание китайско-пакистанских свободных экономических зон и зон беспошлинной торговли.
В-четвертых, китайские строительные компании должны принимать самое активное участие в проектах создания/модернизации железнодорожной сети в таких граничащих с Афганистаном странах, как Таджикистан, Туркменистан и Иран, а также в Киргизстане. На территории Афганистана планируется создать ж/д сеть, объединяющую Кабул, Герат, Джелалабад, Мазари-Шариф, Кандагар. Вполне вероятно, что создание общей транспортной сети начнется после 2020 г., что позволит расширить географию поставок афганских товаров в соседние страны.
В-пятых, необходимо расширять географию культурных контактов с местным населением, привлекать молодых афганцев на учебу в КНР, расширять сеть институтов Конфуция, а также внедрять телекоммуникационные системы для распространения сотовой связи и сети Интернет в Афганистане.
В-шестых, китайские стразовые компании должны провести переоценку инвестиционных рисков в связи с перспективным расширением американского военного присутствия в Афганистане.
Как известно, министр иностранных дел КНР Ван И 24 и 25 июня 2017 г. нанес официальные визиты в Афганистан и Пакистан, выступив в качестве посредника между официальными Кабулом и Исламабадом, поскольку в последнее время отмечается рост конфликтных настроений в межгосударственных отношениях. Известно, что официальный Кабул возлагает ответственность на Исламабад за возросшую активность боевиков, поскольку пакистанские военные практически не противодействуют перемещению исламистов через свою территорию.
Вполне вероятно, что МИД КНР придется решать вопросы и пакистано-иранских отношений. Пример – ситуация с перехватом иранского разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата Shahed 129, который был уничтожен истребителем JF-17 из состава 14-ой эскадрильи ВВС Пакистана 20 июня 2017 г. в 45 км от пакистано-иранской границы над территорией провинции Белуджистан ракетой класса «воздух-воздух» PL-5ЕII. Это первый случай боевого применения истребителя этой модели против воздушной цели.
По результатам визита Ван И в ИРА и Пакистан стороны договорились:
– совместными усилиями поддерживать стабильность в регионе;
– развивать сотрудничество в области безопасности;
– разработать механизм обмена информацией по чрезвычайным ситуациям;
– регулярно проводить телефонные переговоры на уровне внешнеполитических ведомств трех государств;
– восстановить переговорный процесс с США о присоединении Вашингтона к решению региональных проблем;
– нарастить усилия по присоединению Афганистана к ШОС;
– укреплять трехсторонний диалог и экономическое сотрудничество.
Перечисленные первые три пункта предполагают, что специальные службы и ВС трех государств создадут контактную группу обмена информацией об активности исламистов, а именно будут изучать данные о прибытии отрядов боевиков из Сирии и Ирака, участии уйгур в нападениях на блокпосты ВС Афганистана, планируемых террористических актах и т.д.
Вторые три пункта относятся к ведению МИД государств-участников трехстороннего диалога и предполагают наращивание гуманитарной составляющей процесса установления мира и стабильности в Афганистане. Очевидно, что официальный Пекин со временем постарается взять «в свои руки» переговорный процесс по афгано-пакистанским вопросам.
В отношении крайнего пункта необходимо уточнить ситуацию с торгово-экономическим и инвестиционным сотрудничеством между КНР и Афганистаном (табл. 1, 2).
Таблица 1
Объем двусторонней торговли КНР – Афганистан в период с 2001 по 2016 г.
Год | Экспорт КНР в Афганистан (млн долл.США) | Экспорт Афганистана в КНР (млн долл.США) | Баланс в торговле
(млн долл.США) |
Сумма
(млн долл.США) |
Доля во внешней торговле Афганистана (%) |
2002 | 35 | — | 35 | 35 | 2 |
2003 | 20 | -37 | 57 | 20 | 0,8 |
2004 | 382 | — | 382 | 382 | 17 |
2005 | 385 | — | 385 | 385 | 15,5 |
2006 | 317 | 1 | 316 | 318 | 11,1 |
2007 | 473 | — | 473 | 473 | 15 |
2008 | 611 | — | 611 | 611 | 17,6 |
2009 | 430 | — | 430 | 430 | 12,1 |
2010 | 360 | — | 360 | 360 | 9,6 |
2011 | 704 | 12 | 692 | 716 | 12,9 |
2012 | 577 | 6 | 571 | 583 | 8,6 |
2013 | 549 | 11 | 538 | 560 | 5,9 |
2014 | 437 | 20 | 417 | 457 | 4,9 |
2015 | 1038 | 15 | 1023 | 1053 | 12,7 |
2016 | 1044 | 10 | 1034 | 1054 | 12,7 |
Афганистан в КНР поставляет продукты питания (молоко, мясо, зерно), сухофрукты, сырую коровью кожу, полудрагоценные камни, шафран, предметы интерьера, напротив, китайский экспорт представлен электрикой и электроникой, строительными материалами и спецтехникой, оборудованием для переработки сельскохозяйственной продукции, нефти и газа, силовым оборудованием.
Таблица 2
Инвестиционная деятельность КНР в Афганистане
Год | Объем китайских инвестиций в Афганистан (долл.США) | Объем накопленных инвестиций в Афганистане (долл.США) |
2003 | 300 000 | 430000 |
2004 | 0 | 450000 |
2005 | 0 | 450000 |
2006 | 250000 | 670000 |
2007 | 100000 | 770000 |
2008 | 113910000 | 114690000 |
2009 | 16390000 | 181320000 |
2010 | 1910000 | 168590000 |
2011 | 295540000 | 465130000 |
2012 | 17610000 | 482740000 |
2013 | нет данных | 487420000 |
2014 | 27920000 | 518490000 |
2015 | нет данных | 419930000 |
2016 | 521000000 | 1017000000 |
Необходимо отметить, что увеличение объемов китайских инвестиций в экономику Афганистана обусловлено тем, что в этом азиатском государстве приняты новые законы о банковской и инвестиционной деятельности, а также увеличен срок аренды земли в сельскохозяйственных целях для иностранных компаний до 8 лет.
Ниже в таблице представлена характеристика основных проектов китайских компаний в Афганистане, начатых в период с 2003 по 2017 гг.
Таблица 3
Состояние основных проектов китайских компаний в Афганистане, начатых в период с 2003 по 2017 гг.
Китайская компания | Год | Содержание проекта | Ситуация | Примечание |
14-е управление China Railway Group Co., Ltd | 2003 | Строительство автодорог в Кундузе, Джелалабаде и еще двух междугородних трасс | Работы остановлены | Убито 11 китайских специалистов |
China licorice Products Co., Ltd
|
2003 | Выращивание сорго | Компания зарегистрирована в Афганистане | В проект инвестировано 300 000 долл. США |
ZTE Corporation | 2006 | Прокладка 3131 км оптического кабеля и строительство 70 станций | Нет данных | 70% — доля афганской стороны |
Zhongyan Jiangnan Aikek Mining Co., Ltd
|
2008 | Добыча меди в течение 5 лет | Первоначальный план – запуск месторождения за пять лет. Реализация задерживается из-за проблем с безопасностью | Стоимость проекта 4,39 млрд.долл.США.
100% принадлежит китайской компании |
PetroChina в сотрудничестве с афганской Wattan oil and gas company | 2011 | Разработка трех месторождений и строительство нефтеперерабатывающего завода. | Реализация приостановлена из-за высокой активности исламистов | 70% доля афганской стороны, 30% — доля китайской стороны. Срок реализации контракта 25 лет |
China Jiuye Metallurgical Group Co., Ltd | 2012. | Строительство корпуса факультета китайского языка Кабульского университета | Проект выполнен успешно. Здание передано на баланс университета | Китайские специалисты выполнили проектирование |
Xinjiang North New Road and Bridge Construction Co., Ltd | 2013 | Строительство автодороги Кабул-Джелалабад и ремонт дороги Сапари-Шур. | Проект временно заморожен. Реализация возложена на строительные отряды из СУАР | Стоимость проекта 110 млн долл.США |
China Road and Bridge Engineering Company
|
2017 | Ремонт автодороги Бамиан — Самарканд | Работы ведутся.
Срок проекта – 3 года |
Финансирование выделяет Asian Development Bank (205 млн долл.США) |
Следует отметить, что Афганистан будет принимать участие в реализации стратегического замысла председателя КНР СИ Цзиньпина «Один пояс, один путь», поскольку это государство обладает достаточно большими запасами меди, железа, угля, нефти и газа. Стоимость запасов этих полезных ископаемых оценивается в три триллиона долларов США. Так, только в провинции Логар разведаны и доказаны запасы меди в 705 млн тонн. Необходимо учитывать, что лозунг «Одного пояса, одного пути» сформулирован так: «Раньше принимаем участие, раньше получаем выгоду, больше принимаем участие, больше получаем выгоды».
Известно, что с китайской стороны, кроме упомянутых выше восьми крупнейших компаний в афганских проектах заинтересовано еще около 300 юридических лиц из провинций Цинхай, Шэньси, Ганьсу, Нинся-хуэйского автономного района, Синьцзян-Уйгурского автономного района и автономного района Внутренней Монголии, которые готовы участвовать в проектах по развитию сети автомобильных и железных дорог, а также телекоммуникационных сетей. Представители этих компаний приняли участие в совещании по мерам укрепления доверия в Азии, которое состоялось в рамках Неправительственного форума (28-29 июня 2017 г.).
В настоящее время прорабатывается вопрос об организации транспортного коридора Наньтун (пров.Цзянсу)-Хайратон, который будет первым в списке новых путей доставки товаров из центральных и восточных провинций КНР в Афганистан.
Необходимо учитывать, что при всех проблемах с безопасностью в Афганистане в 2016 г. восстановлено авиационное сообщение между Кабулом и Урумчи и в настоящее время прорабатывается вопрос восстановления регулярных рейсов между Кабулом и Пекином. Однако террористическая активность достаточно высокая: только в июне 2017 г. убито более 200 и ранее более 400 человек.