О новом иракском руководстве

6 апреля 2005 года Национальная ассамблея (парламент) Ирака избрала так называемый Президентский совет, который состоит из трех человек. Президентом стал лидер Патриотического союза Курдистана Джаляль Талабани. Вице-президентами избраны суннит Гази аль-Явар, который до этого исполнял обязанности временного президента Ирака, и шиит Адель Абдель Махди, занимавший пост министра финансов в переходном правительстве. Подавляющее большинство депутатов 275-местного парламента отдали свои голоса (227) за «список номер 1» из трех кандидатов — единый, предложенный на их рассмотрение.

Этот триумвират должен был назвать имя премьер-министра, который в свою очередь должен сформировать новое правительство Ирака. Им стал один из лидеров победившего на выборах 30 января 2005 года Объединенного иракского альянса Ибрагим Джаафари – шиит, 58 лет. Это один из наиболее популярных политиков современного Ирака. Предыдущий премьер-министр Айяд Алауи ушел в отставку, но продолжал свою работу до того времени, пока Джаафари не назвал имена членов своего нового кабинета. Главной задачей Президентского совета на 2005 год стала подготовка новой конституции Ирака: ее проект должен быть готов до 15 августа, а 15 октября планируется провести референдум относительно принятия основного закона страны.

Джаляль Талабани — лидер Патриотического союза Курдистана (ПСК), одной из двух наибольших курдских партий, которые доминируют на севере Ирака, населенном в основном курдами. Его партию традиционно поддерживают городское население и радикально настроенные курды. Он стал первым не арабом, который возглавил страну, где большинство населения составляют арабы. Дж. Талабани — старейший курдский политик. Он родился в 1933 году в иракском Курдистане, юрист по образованию, выпускник Багдадского университета. Его политическая карьера началась в 1950-е годы, когда он основал, а потом и возглавил Студенческий союз Курдистана. Дж. Талабани быстро продвигался по партийной иерархической лестнице и со временем стал одним из наиболее высокопоставленных деятелей КДП. В 1961-м он присоединился к революционному движению в иракском Курдистане против правительства Абделя Керима Касема. В 1975 году Джаляль Талабани и несколько его соратников основали Патриотический союз Курдистана, который планировался как социалистическая партия, которая, как говорил Талабани, будет исповедовать идеалы, отличные от «племенной» политики ДПК. Уже через год он начал вооруженную борьбу против центрального правительства Ирака. Соперничество Джаляля Талабани и Масуда Барзани, или соперничество Патриотического союза Курдистана и Демократической партии Курдистана стало доминирующим фактором в политике иракских курдов на протяжении трех последних десятилетий.

В течение более чем 30 лет своего правления Саддам Хусейн не раз провозглашал амнистию курдским повстанцам, но одно имя постоянно вычеркивалось из списков — Джаляль Талабани. Пути этих двух политиков несколько раз перекрещивались. На пике ирано-иракской войны в 1983 году Саддам Хусейн, опасаясь возможного ирано-курдского союза, сделал попытку разъединить курдов и предложил Патриотическому союзу Ирака перемирие, которое продлилось год.

Новая глава в политической карьере Талабани началась с войной в Персидском заливе 1991 года и курдским восстанием против центрального правительства на севере Ирака. Западный альянс объявил запрет на полеты иракской авиации над курдскими районами и ввел понятие «зона безопасности для курдов», что привело к примирению ПСК и ДПК. Накануне вторжения в Ирак сил коалиции под руководством США в марте 2003 года обе партии забыли о давнем соперничестве и решили временно объединиться. Они создали общий список под выборы в январе 2005 года, и М. Барзани поддержал кандидатуру Дж. Талабани на должность президента. Избрание Талабани означает политические перестановки в самом Курдистане, где его давний соперник из ДПК Масуд Барзани получает полноту власти в региональном правительстве.

Дж. Талабани считается трезвым политиком, способным менять союзников и имеющим влияние как на соратников, так и на соперников. Он всегда был активным поборником прав курдского населения Ирака. По данным экспертов, успешная деятельность Талабани на президентском посту может заметно улучшить курдско-арабские отношения в Ираке. Фактически, эти президентские выборы могли стать новой революцией в Ираке, в стране, где курды никогда не были у власти, имея максимум автономию.

Дж. Талабани считает, что после свержения диктаторского режима в новом Ираке курдский народ должен получить свою часть от распределения главных должностей, так как является вторым по численности этносом в стране. Возникает вопрос, станет ли эта новая власть продвигать идею независимости Курдистана? Вряд ли, ведь Талабани осознает, что, несмотря на большое желание курдского народа, для этого еще не пришло время, поэтому курдское руководство стремится к федерации в рамках демократического Ирака.

Дж. Талабани подчеркивает, что новое иракское правительство будет работать, основываясь на принципах демократии, прав человека. Ислам остается государственной религией. Конституция провозгласит объединение всех этносов Ирака в единый иракский народ без каких бы то ни было элементов дискриминации. Его главные тезисы заключаются в том, что конституция сохранит волю для всех, и все граждане — шииты и сунниты — станут братьями. «Мы должны продолжать диалог, чтобы наши братья арабы-сунниты поняли: терроризм — это большое препятствие на пути к стабильности», — заявил Талабани во время своей инаугурации.

Теоретически пост президента Ирака — протокольная должность, так как исполнительная власть принадлежит премьер-министру. Однако личность Дж. Талабани может сделать эту должность более значимой. От нынешнего иракского президента – курда – во многом зависит, каким путем пойдет новый Ирак.

Сразу после выборов президента с не объявленным заранее визитом 11 апреля в Ирак прибыл министр обороны США Дональд Рамсфельд. Целью визита было оказание поддержки политическому урегулированию, которое, по мнению шефа Пентагона, набирает обороты в Ираке с конца января, когда в стране был избран парламент. Еще до встреч с новым руководством Ирака глава военного ведомства США предостерег переходное правительство страны от попыток провести любые кадровые чистки. В частности, американцы опасаются, что новая власть Ирака будет стараться избавиться от офицеров саддамовской армии, которых американцы пригласили в ряды службы безопасности после войны, поскольку они обладают опытом борьбы с боевиками. Выступая в Багдаде, Д. Рамсфельд подчеркнул, что иракские силы безопасности должны наращивать свою боеспособность, так как «американские войска не будут находиться в Ираке вечно». Уже сейчас иракские формирования по численности превысили американские войска.

Кроме того, Вашингтон был встревожен тем, что основные портфели в правительстве получат шииты, которых жестоко подавлял диктаторский режим Саддама Хусейна, и они могут попробовать «отыграться» на суннитах за годы страданий, а это в свою очередь может отрицательно повлиять на совместные американо-иракские операции против вооруженного восстания в стране.

Практически одновременно с неожиданной поездкой министра обороны США в Ирак специальный посланник Организации Объединенных Наций в Ираке Ашраф Кази заявил Совету Безопасности ООН, что важно включить в политический процесс в Ираке и, в частности, в обсуждение будущей конституции страны суннитов, которые в своем большинстве бойкотировали январские выборы.

После объявления в Ираке официальных итогов парламентских выборов, состоявшихся 30 января этого года, стало очевидно, что процесс формирования иракского правительства будет сложным и затянется надолго. Дело в том, что ни одна из партий не сумела получить большинство мест в Национальной ассамблее, что дало каждой из них шансы на министерские портфели, а некоторым — и на кресло главы правительства. Так, по результатам парламентских выборов 146 мест в 275-местном парламенте Ирака получил шиитский религиозный блок «Объединенный иракский альянс» (ОИА), 77 мест достались курдским партиям и 40 — блоку бывшего премьера Айяда Алауи. Остальные места поделили представители христианских и суннитских меньшинств.

На первом собрании Национальной ассамблеи по вопросу о формировании правительства, состоявшемся 16 марта, так и не удалось договориться о кандидатурах президента и его заместителей. Это объясняется противоречиями между основными группировками в Национальной ассамблее. Во-первых, шел спор между представителями шиитских и курдских партий относительно контроля над министерством нефти. Представители Объединенного иракского альянса считали, что министром нефти должен стать шиит Мухаммед Бахр Улюм, который возглавлял это ведомство до прихода к власти правительства Айяда Алауи. Курды настаивали на том, что портфель министра нефти должен достаться их представителю. Кроме того, и депутаты-шииты, и немногочисленные сунниты в парламенте выступают против требований курдов отдать под их контроль провинцию Киркук, где добывается 25% иракской нефти. Бывший премьер-министр Ирака Айяд Алауи также первоначально дал согласие на участие своей партии в формировании нового правительства, однако в итоге ни один ее представитель не вошел в состав нового кабинета министров.

Во-вторых, все партии опасались, что, получив большинство мест в правительстве, Объединенный иракский альянс введет в стране законы шариата. Чтобы нивелировать влияние религиозного шиитского альянса в правительстве, курды выступали за то, чтобы секулярный блок бывшего премьера Айяда Алауи получил как можно больше министерских портфелей.

28 апреля новое правительство Ирака было утверждено 180 голосами за, против — 5. 90 депутатов Национальной ассамблеи во время голосования отсутствовали. По словам премьер-министра Ирака Ибрагима Джаафари, для того чтобы сформировать дееспособное правительство, которое отражало бы широкий этнический и религиозный спектр иракского общества, работа велась день и ночь. Эта сложная задача привела к тому, что временно оставались неназванными 7 из 36 министерских портфелей, в том числе министерства по вопросам нефти, электричества, обороны, правам человека и посты двух вице-премьер-министров. Эти посты были распределены лишь 8 мая, когда истек конституционный срок формирования правительства. Главной проблемой стало назначение министров-суннитов. Основной трудностью было подобрать кандидатуры, которые устраивали бы всех по всем параметрам. Так, на должность министра обороны были представлены около 22 кандидатур суннитов, но все они были отвергнуты, так как шииты и курды были против кандидатов, которые служили прошлому режиму и подозреваются в кровавых преступлениях. Сунниты в свою очередь заявляют, что политика «дебаасизации» рискует перерасти в антисуннитские чистки.

В новом правительстве сунниты получили большее количество должностей, чем составляет их пропорция в Национальной ассамблее. Новое руководство Ирака объясняет это необходимостью сохранить баланс в обществе, так как большинство суннитов проигнорировали выборы 30 января и, соответственно, меньше представлены в парламенте, чем составляет их доля во всем иракском населении. В составе нового правительства министерские должности заняли шесть женщин, возглавив министерства науки, по делам женщин, по муниципальным вопросам и общественным работам, по вопросам охраны окружающей среды, связи и миграции. Представители партии Алауи так и не вошли в состав нового кабинета министров. Это связано с тем, что многие шииты не согласны с секулярной политикой Алауи, кроме того, его постоянно обвиняют в том, что бывшие баасисты были включены в состав правительства и ряды службы безопасности.

Ключевые должности в новом иракском правительстве заняли шиит премьер-министр Ибрагим Джаафари, курд вице-премьер-министр Роуш Шавайс и шиит вице-премьер-министр Ахмед Челаби. Шииты возглавили также министерства внутренних дел, строительства, финансов, образования, высшего образования, здравоохранения, сельского хозяйства, юстиции, транспорта, миграции. Кроме того, представители шиитов получили портфели министров по вопросам национальной безопасности, по вопросам гражданского населения, туризма и археологии и по вопросам Национальной ассамблеи.

Курды получили семь портфелей, став во главе министерств иностранных дел, планирования и развития, связи, труда и социальных вопросов, водных ресурсов, муниципалитетов и общественных работ, а также министерства охраны окружающей среды. Вопрос о выделении постов суннитской общине Ирака вызвал самые горячие споры, в результате чего ряд должностей, предназначенных для суннитов, до 8 мая не были распределены окончательно. 28 апреля за суннитами были закреплены только министерства торговли, культуры, по вопросам женщин и по делам провинций. По одной должности получили представители христианской и туркменской общин Ирака, возглавив соответственно министерство науки и технологий и министерство по делам молодежи и спорта.

Особого внимания заслуживают фигуры, занявшие пять основных постов в новом иракском руководстве. Премьер-министр страны Ибрагим Джаафари, 58 лет, главная фигура в шиитской партии «Даава» («Призыв»), в свое время возглавлял основные иракские группы в борьбе против саддамовского режима. В начале 80-х он иммигрировал сначала в Иран, а затем в Великобританию. По образованию терапевт, до начала своей активной политической карьеры работал врачом в родном городе Кербела. Во время исполнения обязанностей вице-президента в правительстве, которое было назначено США, Джаафари, по всем опросам общественного мнения, оставался одним из самых популярных политиков Ирака. Он верит, что все иракцы, независимо от религиозной и этнической принадлежности, хотят жить вместе, и он готов предоставить определенную автономию курдам для сохранения целостности страны. Однако он всегда утверждал, что ислам – это единственная основа для иракского законодательства. Джаафари не настолько радикален, чтобы посредством ислама запретить женщинам водить автомобиль и голосовать. Однако его тесные контакты с иранскими приверженцами жесткой исламской линии вызывают определенные опасения о возможности создания подобного теологического государства.

Одной из наиболее противоречивых фигур в новом иракском правительстве является вице-премьер-министр Ахмед Челаби. Он родился в 1945 году в Багдаде в богатой семье банкира и уже в 1956 переехал в Европу. В середине 80-х при поддержке брата бывшего иорданского короля Хусейна он основал в Иордании «Петра банк», который «лопнул» в 1990 году из-за финансовых ошибок Челаби. Два года спустя он был приговорен иорданским судом к 22 годам лишения свободы, однако отрицал свою вину, ссылаясь на иракский заговор против него. Получив английское гражданство, Челаби возглавил коалицию оппозиционных сил за создание демократического Ирака. Он был одним из наиболее заметных иракских лидеров в изгнании и одним из самых влиятельных лоббистов борьбы против Саддама Хусейна в Вашингтоне. Многие в Вашингтоне видели его следующим иракским лидером, однако после возвращения в Ирак он понемногу отходит от США и старается наладить отношения с другими шиитскими организациями. Челаби неоднократно обвинялся в слишком тесном сотрудничестве с американцами и потакании их политике в Ираке. Особый резонанс вызвало его решение частично вернуть в ряды сил безопасности иракских военных времен Саддама Хусейна.

Новый министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари относится к влиятельному курдскому роду и приходится дядей Масуду Барзани, одному из двух лидеров, которые контролируют курдские районы Ирака. Он был представителем ДПК и отвечал за контакты с американцами до начала войны. Х. Зебари возглавлял МИД Ирака с июня 2004 года в составе первого временного правительства.

Баян Джабр, возглавивший министерство внутренних дел, был активистом шиитского движения в начале 70-х, во время учебы в Багдадском университете. Он иммигрировал в Иран и присоединился к Верховному совету Исламской революции в Ираке.

Министром финансов стал богатый бизнесмен Али Абдель-Амир Алауи, получивший образование в Гарварде и Массачусетском технологическом институте. Он работал консультантом в Мировом банке и возглавлял инвестиционную компанию «Пан-Араб», которая базируется в Лондоне. Его дядя по материнской линии — Ахмед Челаби, его двоюродный брат по отцовской линии – предыдущий премьер-министр Айяд Алауи.

8 мая были названы и утверждены иракским парламентом еще 6 министров нового кабинета. Однако тут же произошел скандал, так как один из назначенных министров, суннит Хашим аль-Шибл, отказался возглавить министерство по правам человека, объяснив это тем, что с ним не были проведены предварительные консультации. Он считает, что его назначили, исходя сугубо из национальной принадлежности.

Во время голосования в парламенте 6 кандидатур были утверждены 112 голосами «за» из 155 присутствовавших на заседании. Свидетельством того, как с каким трудом дался выбор последних кандидатур, является тот факт, что после трех месяцев переговоров 120 депутатов Национальной ассамблеи не присутствовали на голосовании. Кроме того, премьер-министр Джаафари оставил не названным пост одного из четырех вице-премьеров, так как он все еще надеется найти на этот пост женщину.

Итак, последние 6 министерских портфелей были распределены следующим образом: министерство обороны – д-р Саадун аль-Дулайми (суннит), министерство нефти – д-р Ибрагим Бахр аль-Улюм (шиит), министерство электричества — д-р Мохсен Шлаш (шиит), министерство промышленности – Усама аль-Наджафи (суннит), виц-премьер — Абид Мутлак аль-Джубури (суннит).

Новый министр обороны д-р Саадун аль-Дулайми, специалист в области психологии и статистики, был подполковником саддамовской влиятельной Организации общей безопасности. В 1984 году он покинул Ирак и жил в Саудовской Аравии, находясь в активной оппозиции к режиму Саддама Хусейна.

Министр нефти д-р Ибрагим Бахр аль-Улюм, 51 год, занимал этот пост в период работы Правящего совета, назначенного США. Он — член влиятельного Объединенного иракского альянса — получил степень бакалавра в области нефтяной промышленности в Багдадском университете и степень магистра и доктора в Университете Нью-Мехико. Своей главной целью он поставил увеличение добычи нефти, угрозой чему является постоянный саботаж повстанцев.

Отношения Ирака со своими суннитскими государствами-соседями не будут иметь шансов на укрепление, если в нем будет превалировать шиито-курдская коалиция. Пока шиитский Иран радуется приходу к власти традиционного иракского шиитского большинства, Турция опасается увеличения роли курдов и угрозы того, что раздираемая войной страна может распасться, а на границе Турции появится независимый Курдистан. В то же время Саудовская Аравия обеспокоена тем влиянием, которое может оказывать шиитский Ирак на ее восточные провинции, заселенные в основном шиитами.

По иронии судьбы, новое правительство было утверждено в день рождения Саддама Хусейна, 28 апреля. Время покажет, сможет ли это правительство стать единой командой для решения насущных проблем реконструкции Ирака и насколько оно избежит роли марионетки американского правительства. Следующий рубеж в развитии постсаддамовского Ирака — 15 августа, когда должен быть представлен проект новой конституции страны.

62.89MB | MySQL:102 | 0,696sec