Первый этап парламентских выборов в Ливане

29 мая в ходе первого этапа парламентских выборов в Ливане, которые проходят в 4 этапа и завершатся 19 июня, жители ливанской столицы избрали 19 депутатов на безальтернативной основе («тазкия»). Все они входят в политическое движение «аль-Мустакбаль» («Будущее»), члены которого являются сторонниками и соратниками прежнего премьер-министра Ливана Рафика Харири, погибшего в результате теракта 14 февраля с.г. Список возглавляет его 35 — летний сын Саад, который стал политическим наследником своего отца.

Справка: Саад-эд-Дин аль-Харири ( Саад Харири) родился 18 апреля 1970 г. в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). Его матерью была первая жена Рафика Харири иракская гражданка. В 1992 году закончил Джорджтаунский университет (Вашингтон), специалист в области менеджмента. В 1996 году отец Саада, входивший в сотню самых богатых людей мира, назначил его генеральным директором строительной компании «Сауди Оже» с капиталом 2 миллиарда долларов. Саад проявил себя успешным руководителям, создал собственную фирму «Оже-телеком», которая высоко котируется на рынке телекоммуникаций и информационных технологий на Ближнем Востоке и в Африке. Женат на Лари аль-Азм из старинного сирийского рода, с которой имеет двое детей.

В канун выборов в Ливане происходила острая дискуссия относительно закона, в соответствии с которым должны проходить выборы. Тогда как оппозиция (сторонники Г. Харири, христиане и большинство друзов) стремились оставить уезд (када) избирательным округом, лоялисты (сторонники нынешнего президента Э. Лахуда) во главе с председателем парламента Н. Берри предлагали считать избирательным округом провинцию (мухафаза). При этом следует отметить, что во всех избирательных законах Ливана широко используется практика «gerrymandering», то есть подгонка конфигурации избирательных округов под те или иные политические партии, религиозные конфессии и этнические группы. Выборы на основе провинций дают преимущество относительно большим партиям и практически не оставляют шанса менее влиятельным силам и независимым кандидатам. Но оппозиция была вынуждена согласиться с этим вариантом, поскольку перенесение выборов угрожало ослаблением ее поддержки со стороны населения, которую она получила на волне общего возмущения убийством Г. Харири. Одновременно продолжалась борьба и за сроки проведения выборов. В конце концов, чтобы не переносить выборы на более поздний срок, парламент постановил не принимать новый закон, а проводить выборы согласно с законом в 2000 году, который предусматривает создание от 2 до 4 избирательных округов в 5 провинциях.

Христианская маронитская церковь в последнее время постоянно критиковала избирательный закон 2000 года, отмечая, что проведение парламентских выборов в соответствии с этим законом приведет к серьезному расколу политических партий и религиозных конфессий Ливана. Маронитский патриарх Бутрус Сфейр отметил, что «депутаты будущего парламента по этому закону будут не избираться, а назначаться». Популярный в Ливане политик Наджах Ваким назвал выборы в Бейруте фарсом. От участия в выборах отказались известные в стране политики – прежние премьер-министры С.Хосс и О.Караме, вице-премьер-министр И. Фарес, сын нынешнего президента Е.Лахуд и другие политики.

Выборы бойкотировали такие политические партии как „Свободное патриотическое движение” генерала Мишеля Ауна (вернулся недавно из политической ссылки в Париже, где пробыл 15 лет) и армянская партия „Дашнакцутюн”. Генерал М.Аун (потенциальный кандидат на пост президента Ливана) после того, как не смог договориться о сотрудничестве с Саадом Харири и лидером друзов Валидом Джумблатом, обвинил ливанскую оппозицию в „коварности” и выдвинул свою кандидатуру в Горном Ливане. М.Аун отказался также от блокирования с „Ливанскими силами” и прежним президентом Амином Жмаелем и заявил о взаимодействии с другим друзским лидером – Талалом Арсланом.

Одной из главных особенностей выборов в Бейруте было отсутствие реальной конкуренции. Кандидаты из других списков в выборах участия не принимали. 9 из 19 кандидатов стали победителями выборов еще до их проведения, поскольку их соперники «сошли с дистанции» „под давлением местных и иностранных сил”. В соответствии с ливанским у законодательством, в случае отсутствия альтернативы определенной кандидатуре, она считается победителем, независимо от того будет кто-то за нее голосовать или нет. Всего по стране такими „победителями” уже стали 17 кандидатов и среди них сестра покойного Р. Харири — Багия и один из лидеров ливанских друзов В.Джумблат. Такая ситуация объясняется тем, что ливанская избирательная система предусматривает выделение в каждом избирательном округе определенного количества мест для представителей каждой конфессии, которые населяет данный округ, в соответствии с пропорциональным численным соотношением религиозных общин. При этом в законе о выборах отсутствует такое понятие, как минимальный уровень явки избирателей. Выборы считаются состоявшимися при любой явке.

Практическое отсутствие альтернативных кандидатов отразилось на уровне участия избирателей в выборах. В среднем по Бейруту в выборах приняли участие 27% избирателей, однако на некоторых участках явка избирателей составила 5-10%. Наиболее высокой была активность избирателей среди суннитской общины, к которой принадлежал Р. Харири, — 45%. По мнению бывшего премьер-министра Салима Хосса, низкая активность избирателей в Бейруте подвергает сомнению законность первого этапа выборов.

Другой особенностью нынешних ливанских выборов является их проведение в 4 этапа, что для такой маленькой страны как Ливан является довольно странным. Следует отметить, что предварительные выборы в 2000 году проходили в два этапа. 5 июня на юге страны состоится второй этап выборов. Поскольку на Юге за 21 место в парламенте будут соревноваться 53 кандидата, то ожидается, что выборы здесь состоятся с большим уровнем активности избирателей чем в Бейруте. Наибольшие шансы имеют шиитские партии «Хезболла» и «Амаль». 12 июня выборы состоятся в Горном Ливане и долине Бекаа, а 19-го – на севере Ливана.

Еще одной особенностью ливанских выборов является то, что практически ни один из кандидатов не обременяет себя представлением программы своей будущей депутатской деятельности с целью решения социально-экономических проблем страны. В лучшем случае даются общие обещания способствовать улучшению жизни народа. В основном усилия участников избирательных гонок концентрируются на политических дискуссиях и интригах между традиционными кланами и группировками, которые определят политическую жизнь в Ливане уже десятки лет.

Впервые с 1943 года за проведением выборов в Ливане следят иностранные наблюдатели, в частности из стран ЕС. Кроме комиссий от ООН и ЕС в канун выборов в Ливан прибыли специально аккредитованные наблюдатели от сената Соединенных Штатов — демократ Джозеф Биден и республиканец Джон МакКейн. Никаких грубых нарушений, судя по их предварительным заявлениям, они не заметили. Однако ливанские наблюдатели отмечали, что агитация не прекращалась даже в день выборов. Да, кандидаты из списка Харири призывали своих сторонников активно участвовать в голосовании не только по телевидению, но и непосредственно на избирательных участках. В восточных районах ливанской столицы сторонники генерала Ауна и члены партии „Дашнакцутюн” устраивали пикеты возле избирательных участков, призывая всех не принимать участия в выборах. Свои приветствия ливанскому руководству по случаю проведения первого этапа „прозрачных и демократических” парламентских выборов прислали Генеральный секретарь ООН К.Аннан, Верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней и безопасности политики Хавьер Солана. Одобрительно отозвались на это событие представители американской администрации.

Ожидается, что результаты выборов на севере и в долине Бекаа также могут быть успешными для движения ”аль-Мустакбаль”. Однако в Горном Ливане победа будет за христианскими партиями, а на Юге — за шиитскими. В интервью журналу „Ньюсвик” Саад Харири заявил, что он мог бы возглавить будущее правительство в случае, если будет иметь соответствующую поддержку со стороны основных политических сил в парламенте. Однако, по нашему мнению парламентское большинство после выборов может быть преимущественно ситуативной. Ввиду отсутствия достаточного политического опыта у С. Харири и его заявления о том, что его основным заданием после избрания на пост премьер-министра будет устранение от власти президента Эмиля Лахуда, по нашему мнению, парламентское большинство, которое останется практически таким, которым оно является сегодня, скорее всего, воздержится от назначения Саада Харири на этот высокий пост с целью сохранения стабильности в стране. Нельзя исключать, что премьер-министром останется Наджиб Микати. Учитывая отсутствие взаимопонимания в рядах оппозиции, устранение Эмиля Лахуда с поста президента кажется маловероятным. Объединенная смертью Харири ливанская оппозиция пришла на выборы разъединенной. Конфессиональные и традиционные клановые связи оказались сильнее политических лозунгов.

В целом по итогам выборов члены списка Харири очевидно сформируют самый крупный блок в новом парламенте. Второе место по числу депутатских мандатов займут сторонники шиитских партий «Хезболла» и «Амаль», третье — сторонники В. Джумблата. Однако, те, кого до недавнего времени было принято называть сторонниками оппозиции, в новом парламенте будут составлять большинство. Парадоксом нового парламента будет то, что в нем останутся те же политические фигуры, что и в прежнем. Но их внешнеполитическая ориентация будет другой. Если раньше они ориентировались на Сирию, то теперь будут ориентироваться на США. Новому парламенту Ливана предстоит разрешить немало проблем, главной из которых является реформирование политической система страны, которая бы не была привязана к конфессиональному укладу общества. Согласно данным последних опросов общественного мнения, за это выступает 77% населения.

По нашему мнению, в условиях большого влияния шиитских партий, «Хезболла», и „Амаль” в ливанском обществе, а также ввиду того, что суннитские партии также не могут считаться прозападными, результаты нынешних парламентских выборов не будут иметь ощутимого значения для изменения в расстановке политических сил внутри Ливана в пользу прозападного направления. Кроме того, не все христианские конфессии и политические партии находятся в оппозиции к нынешнему просирийскому президенту или считаются прозападными. Среди них можно назвать православную конфессию, 60-тысячную армянскую общину (Э. Лахуд и его жена имеют армянские корни), Сирийскую национално -социальную партию, а также просирийскую христианскую партию «Катаиб» („Фалангисты”).

Если выборы в Бейруте прошли в относительно спокойной обстановке, то накануне второго этапа выборов на Юге Ливана 5 июня ситуация резко изменилась после убийства 2 июня в результате теракта ведущего журналиста влиятельной газеты «Ан-Нахар» ( редактор Джубран Твейни) Самира Касыра, известного своими антисирийскими публикациями. Некоторые ливанские аналитики отмечают, что целью убийства было «сплочение оппозиционных сил» с одной стороны и «нанесение удара по пропрезидентским политическим силам» — с другой. За исключением генерал М. Ауна, «непримиримая оппозиция» незамедлила обвинить в этом преступлении сирийские спецслужбы и президента Э. Лахуда как «главаря полицейского режима». Лидер друзов В. Джумблат заявил, что «дальнейшее пребывание Э.Лахуда в Баабде (резиденция президента Ливана) представляет собой опасность для страны. В то же время генерал М. Аун зявил, что «президент Э. Лахуд не имеет к этому никакого отношения» и возложил вину за случившееся на премьер-министра Наджиба Микати и министра внутренних дел Хасана Сабаа. Одновременно «непримиримая оппозиция» обвинила генерала М. Ауна в «блокировании с элементами просирийского режима Э. Лахуда».

В своем первом комментарии госсекретарь США К.Райс расценила убийство С. Касыра как «попытку запугивания ливанского народа». К. Райс заявила о готовности США оказать содействие в раскрытии нового преступления в Ливане. С осуждением преступления выступили также Генсек ООН К. Аннан и Верховный представитель Европейского Союза по вопросам общей внешней политики и безопасности Хавьер Солана.

Убийство известного ливанского журналиста еще раз продемонстрировало, что ситуация в Ливане далека от стабильности и может еще больше обостриться и выйти из-под контроля в ходе предстоящих трех этапов выборов – 5, 12 и 19 июня. С другой стороны, нарастание напряженности в Ливане может привести к усилению обвинений Сирии со стороны Вашингтона в «подрывных действиях против ливанской демократии» в качестве прелюдии возможного силового воздействия на Дамаск.

52.28MB | MySQL:103 | 0,399sec